Судебная практика

Решение от 27.04.2009 №А51-4350/2009. По делу А51-4350/2009. Приморский край.

Решение

Резолютивная часть решения объявлена 20 апреля 2009 года

г. Владивосток Дело № А51–4350/2009

«27» апреля 2009 года

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи *.*. Борисова,

рассмотрев в судебном заседании 20 апреля 2009 года по заявлению

Открытого акционерного общества «Уссуржилкомсервис»

к Административной комиссии Уссурийского городского округа

о признании незаконным и отмене постановления от 11.03.2009 № 1146

при участии в заседании:

от заявителя – представитель Губайдуллин *.*. (дов. от 30.03.2009 №513);

от административного органа – председатель комиссии Астахов *.*. (уд. №2042 по 31.12.2010),

протокол судебного заседания вел судья *.*. Борисов,

Установил:

Открытое акционерное общество «Уссуржилкомсервис» (далее по тексту – «заявитель», «общество») обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии
Уссурийского городского округа Приморского края (далее по тексту – «административный орган», «комиссия», «административная комиссия») от 11.03.2009 № 1146.

Резолютивная часть решения была изготовлена и оглашена судом в судебном заседании 20.04.2009, изготовление решения в полном объеме откладывалось судом на основании пункта 2 статьи 176 АПК РФ. Полный текст изготовлен 27.04.2009.

В обоснование заявленных требований представитель общества указал, что при производстве по делу об административном правонарушении административным органом были допущены существенные процессуальные нарушения, в частности, протокол об административном правонарушении составлен по истечении 4 дней с момента выявления правонарушения и в отсутствие представителя заявителя. Кроме того, приложенные фотографии к протоколу не зафиксированы надлежащим образом, поэтому не могут являться допустимыми доказательствами.

По мнению общества, оно не было уведомлено о времени и месте составления протокола, в результате чего было лишено возможности воспользоваться процессуальными правами.

По мнению заявителя, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не должно доказывать свою невиновность, тогда как доказательства, подтверждающие нарушение обществом статьи 7.21 КоАП РФ, административным органом не представлены.

Представитель административного органа требования заявителя не признаёт, считает, что материалами проверки подтверждается факт совершения обществом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьёй 7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007 № 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» (далее по тексту – Закон ПК № 44-КЗ), так как установлено нарушение требований п. 4.2.2 Правил благоустройства и санитарного содержания территории Уссурийского городского округа, утвержденных Решением Думы Уссурийского городского округа от 08.06.2006 года № 430-НПА.

Выслушав пояснения заявителя и возражения административной комиссии, исследовав материалы дела, судом установлено следующее.

15.01.2009 административной комиссией по адресу: г. Уссурийск, ул. Крестьянская, 5, было установлено, что тротуар, пешеходные дорожки, дворовой
проезд не очищены от снега, тогда как снегопад закончился 11.01.2009 в 23-10 час.

В ходе проверки комиссия Установила, что общество является управляющей организацией дома по адресу: г. Уссурийск, ул. Крестьянская, 5, которая обязана своевременно осуществлять уборку территории.

По данному факту 15.01.2009 административным органом был составлен акт и сделаны фотоснимки, которые были приложены к акту проверки.

Административная комиссия направила обществу факсом извещение от 16.01.2009 о необходимости явиться 19 января 2009 года в 13 час. 30 мин. руководителю организации или представителю для составления протокола об административном правонарушении, которое было получено обществом 16.01.2009 за входящим номером 106.

19.01.2009 составлен протокол № 000338 об административном правонарушении в присутствии представителя заявителя Стыцюк *.*., действующего по доверенности от 01.09.2008 № 1871 со сроком действия до 01.09.2009.

О необходимости явиться на административную комиссию 11.03.2009 для рассмотрения дела об административном правонарушении, общество было уведомлено протоколом № 000338 от 19.01.2009г., копию которого получил представитель заявителя, а также извещением, которое было направлено заявителю телефонограммой и получено юрисконсультом.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении также в отсутствие представителя общества на основании статьи 7.21 Закона ПК № 44-КЗ административной комиссией принято Постановление от 11.03.2009 № 1146 о наложении на заявителя административного наказания в виде штрафа в сумме 50 000 рублей.

Полагая, что указанное Постановление административного органа нарушает права и законные интересы общества, заявитель обратился в суд с рассматриваемым заявлением.

Суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению в силу следующего.

В соответствии со статьей 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов
субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Статья 1.6 КоАП РФ предусматривает, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе, как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 28.1 КоАП РФ одним из оснований для возбуждения дела об административном правонарушении является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными оставлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения. При этом никакого распоряжения на проведение проверки не требуется.

Административным правонарушением в силу пункта 1 ст.2.1 КоАП РФ, признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.

Из буквального толкования данной нормы права следует, что административным правонарушением является невыполнение или ненадлежащее выполнение предписаний, содержащихся в определенных правилах. Соответственно, событием административного правонарушения является факт совершения лицом действия (бездействия), предусмотренного КоАП РФ, за которое установлена административная ответственность.

Согласно п. 4.2.1. Правил благоустройства и санитарного содержания территории Уссурийского городского округа, утвержденных Решением Думы Уссурийского городского округа от 08.06.2006 г. № 430-НПА. уборка территории Уссурийского городского округа в осенне-зимний период предусматривает уборку и вывозку снега, льда, мусора и посыпку противогололедными материалами дорог, автомобильных парковочных стоянок, тротуаров, площадей и других территорий, которые производятся либо организуются собственниками, либо пользователями, за которыми закреплены соответствующие территории, согласно настоящим Правилам за счет собственных средств, а также организациями, осуществляющими управление жилыми домами.

Согласно пункту 4.2.2 указанных Правил работы по уборке и вывозу снега проводятся в день окончания снегопада, включая выходные и праздничные дни.

После окончания снегопада на магистральных улицах, дорогах к полигону
твердых бытовых отходов, кладбищу, к зданиям предприятий торговли, больниц, аптек, на автопарковочных стоянках, на маршрутах движения пассажирского автотранспорта, автобусных остановках, территории железнодорожного и автомобильного вокзалов, подъездные дороги к многоэтажным домам, проходы на пешеходных тротуарах с интенсивным движением граждан, работы по очистке от снега должны быть завершены не позднее 8 часов с момента окончания снегопада.

Снег при ручной уборке должен убираться полностью до твердого основания усовершенствованного покрытия. При отсутствии усовершенствованных покрытий тротуаров и проездов допускается оставлять слой снега до 5 см для последующего его уплотнения. Полностью работы по уборке снега и скола льда на закрепленных территориях общего пользования должны быть закончены не позднее двух суток с момента окончания снегопада.

Работы по вывозу снега и сколотого льда с закрепленной территории общего пользования должны быть завершены не позднее 4 суток после окончания снегопада.

Статьей 7.21 Закона ПК № 44-КЗ предусмотрено, что нарушение установленных муниципальными правовыми актами иных норм и правил в сфере благоустройства влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Как установлено судом и не оспаривается заявителем, общество является управляющей организацией дома по адресу: г. Уссурийск, ул. Крестьянская, 5.

Таким образом, суд приходит к выводу, что общество обязано своевременно осуществлять уборку и очистку придомовой территории жилого фонда, принятого на обслуживание либо в управление и, соответственно, заявитель является ответственным лицом за нарушение правил уборки и вывоза снега по адресу: г. Уссурийск, ул. Крестьянская, 5. Имеющиеся в материалах дела фотографии
также подтверждают факт совершения обществом административного правонарушения.

Принимая во внимание изложенное, суд находит правильным вывод административного органа о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 7.21 КоАП РФ.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Согласно части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело.

В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о времени и месте рассмотрения дела, и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Названные нормы права по своей природе являются императивными и призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.

Как установлено статьёй 28.2 КоАП РФ, в протоколе об административном правонарушении отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения. При составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются.

Несоблюдение регламентированного статьей 28.2 КоАП РФ порядка составления протокола об административном правонарушении органами, уполномоченными привлекать субъектов к административной ответственности, нарушает право
привлекаемого лица на защиту.

Административным органом 16.01.2009 по юридическому адресу заявителя было отправлено извещение о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. Данный факт подтверждается отчетом об отправке от 16.01.2009г.

Как указано в извещении, 19.01.2009 заявителю необходимо было явиться по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, 66, кабинет 119, для составления протокола об административном правонарушении.

При составлении протокола присутствовал представитель общества Стыцюк *.*., действующий по доверенности от 01.09.2008 № 1871. Получение обществом копии протокола подтверждается подписью представителя и получением юрисконсультом извещения по факсимильной связи. В протоколе было указано, что рассмотрение дела об административном правонарушении состоится 28.01.2009. с 10 час. до 11 час. 30 мин. по адресу: г. Уссурийск, ул. Некрасова, 66, кабинет 119, о чем имеется подпись Стыцюк *.*., поэтому заявитель ошибочно указывает, что ознакомился с протоколом 28.01.2009.

То обстоятельство, что уполномоченный представитель предприятия не явился на вынесение постановления по делу об административном правонарушении, не свидетельствует о нарушении административной комиссией процессуальных норм права.

Таким образом, вина административного органа в том, что предприятие не воспользовалось правами, предусмотренными ст. 28.2 КоАП РФ, отсутствует.

Протокол об административном правонарушении составлен лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Ссылка общества на то, что протокол о привлечении к административной ответственности составлен с нарушением сроков, установленных ст.28.5 КоАП РФ, судом отклоняется.

В силу статьи 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток
с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьёй 28.7 КоАП РФ.

Пунктом 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» предусмотрено, что нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

Из указанных норм административного законодательства и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации следует, что несоблюдение срока составления протокола об административном правонарушении, если он составлен в пределах срока давности, установленного статьёй 4.5 КоАП РФ, не является существенным нарушением процедуры производства по делу об административном правонарушении и достаточным основанием для признания недействительным вынесенного на его основании постановления, поскольку предусмотренный в статье 28.5 КоАП РФ срок пресекательным не является.

Из материалов дела следует, что факт правонарушения выявлен 15.01.2009, протокол об административном правонарушении составлен 19.01.2009, Постановление о привлечении общества к административной ответственности вынесено административным органом 11.03.2009, то есть в пределах срока давности, предусмотренного статьёй 4.5 КоАП РФ.

При этом судом установлено, что в рассматриваемом случае нарушение срока составления протокола вызвано необходимостью участия законного представителя общества в совершении данного процессуального действия с целью обеспечения предоставленных законом гарантий защиты прав лицу, привлекаемому к
административной ответственности, следовательно, нарушение срока в данном случае не является существенным.

Кроме того, в материалах дела имеются доказательства извещения общества о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, что суд оценивает как то, что административным органом предприняты все зависящие от него меры для уведомления заявителя о времени и месте составления протокола.

Что касается ссылки заявителя на то обстоятельство, что представленные административной комиссией в материалы дела фотографии не могут служить доказательством административного правонарушения, поскольку фотосъемки не зафиксированы надлежащим образом, судом отклоняется как безосновательный, поскольку в акте от 15.02.2009 и в протоколе от 19.01.2009 № 000338 имеется указание на приложение к данным документам фотоснимков в количестве 5 штук, из которых четко видно наименование улицы и номера дома, факт непроизводства работ по уборке и вывозу снега на пешеходном тротуаре придомовой территории, дворового проезда.

Суд считает, что привлечением к административной ответственности за нарушение установленных муниципальными правовыми актами сроков уборки и вывоза снега административная комиссия выполнила возложенную законодательством об административных правонарушениях задачу по защите публичных интересов личности, охране здоровья граждан, общественного порядка и общественной безопасности, а также предупреждение административных правонарушений.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.

При малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Допущенное заявителем правонарушение является общественно опасным, в связи с чем статья 2.9 КоАП РФ об освобождении от административной ответственности не подлежит применению.

В соответствии с п. 2
ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Следовательно, обществом не были приняты достаточные меры для соблюдения установленных сроков уборки и вывоза снега, в связи с чем в силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ заявитель признаётся виновным в совершении вменяемого ему административного правонарушения.

Таким образом, факт совершения заявителем административного правонарушения, а также вина общества в его совершении нашли своё подтверждение в материалах дела.

При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Учитывая изложенное, суд считает, общество правомерно привлечено Постановлением № 1146 от 11.03.2009 к административной ответственности по статье 7.21 Закона Приморского края от 05.03.2007 № 44-КЗ «Об административных правонарушениях в Приморском крае» в виде взыскания штрафа в сумме 50 000 руб.

Таким образом, заявленные требования общества удовлетворению не подлежат.

В соответствии с пунктом 4 статьи 208 АПК РФ суд не относит на стороны расходы по госпошлине.

Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявления ОАО «Уссуржилкомсервис» о признании незаконным и отмене постановления Административной комиссии Уссурийского городского округа № 1146 от 11.03.2009г. отказать.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

Судья *.*. Борисов