Судебная практика

Решение от 20.03.2009 №А62-6625/2008. По делу А62-6625/2008. Смоленская область.

Решение

г. Смоленск Дело №А62-6625/2008

от 20 марта 2009 года.

Резолютивная часть решения объявлена 19 марта 2009 года. Полный текст решения изготовлен 20 марта 2009 года.

Арбитражный суд Смоленской области в составе судьи Пузаненкова *.*. , при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бондаренко *.*. , рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общество с ограниченной ответственностью «Экспресс-МК»

к Департаменту имущественных и земельных отношений Смоленской области

третье лицо: Администрация города Смоленска

о признании незаконными действий государственного органа

при участии в судебном заседании:

от заявителя: Якуба *.*. - представитель, доверенность от 24.02.2009;



от Управления: Гришутина *.*. – консультант отдела обеспечения судебной деятельности, доверенность от 05.03.2009 № 25.

от третьего лица: Семенова *.*. – главный специалист-юрисконсульт, доверенность от 14.01.2009 № 1-67

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Экспресс-МК» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным отказа Главного земельного управления Смоленской области (далее Управление) от 22.09.2008 № 9569/З в предварительном согласовании места размещения общественно-торгового цента в районе Краснинского шоссе и обязании ответчика восстановить нарушенное право заявителя путем принятия решения о предварительном согласовании места размещения общественно-торгового цента в районе Краснинского шоссе, после проведения предусмотренной законом процедуры.

В соответствии с Постановлением Администрации Смоленской области от 09.12.2008 № 690 «Об органах исполнительной власти Смоленской области» и в связи с реорганизацией Департамент имущественных отношений Смоленской области путем присоединения к нему Главного земельного управления Смоленской области переименован в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области.

Определением от 16.03.2009г. суд с согласия заявителя заменил ответчика по делу - Главное земельное управление Смоленской области на Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (далее Департамент, ответчик).

В ходе судебного заседания Общество в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнило свои требования и в окончательной редакции просит суд признать незаконным отказ Управления в предварительном согласовании места размещения общественно-торгового цента в районе Краснинского шоссе письмом от 22.09.2008 № 9569/З и обязать Департамент восстановить нарушенное право заявителя путем направления поданного Обществом заявления с приложенными к нему документами в Администрацию города Смоленска для обеспечения процедуры выбора земельного участка для строительства.

Определением Арбитражного суда Смоленской области от 18.02.2009 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Администрация города Смоленска.

Рассмотрев материалы дела, суд Установилследующее.

Из материалов дела следует, что 24.04.2008 Общество обратилось в Управление с заявлением о выборе земельного участка площадью 10000 кв.м., Расположенного в районе Краснинского шоссе в городе Смоленске, для строительства общественно-торгового центра.



Письмом от 22.09.2008 за исх. № 9569/3 Управление отказала Обществу в осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - общественно-торгового центра, поскольку испрашиваемый земельный участок расположен в границах земельного участка, сформированного приказом Департамента от 30.04.2008 № 577 для предоставления с торгов.

Общество полагает, что такой отказ нарушает его экономические права и законные интересы, нарушает порядок, предусмотренный статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ), в связи с чем обратилось в суд с настоящим заявлением. В судебном заседании представитель Общества уточненные требования полностью поддержал, по основаниям указанным в заявлении и дополнениях к нему.

Департамент считает, что в удовлетворении заявления Обществу следует отказать, по основаниям, указанным в ответе Управления и в отзыве на заявление. Представитель Департамента в судебном заседании доводы отзыва полностью подтвердил, новых доводов не привел.

Администрация требования заявителя считает подлежащими удовлетворению.

Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все имеющиеся в материалах дела документы, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд считает требования заявителя подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, а также регулирование застройки территорий городских и сельских поселений регламентируются ЗК РФ и Градостроительным кодексом Российской Федерации.

В соответствии со статьей 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 ЗК РФ.

Согласно статье 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объекта; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов осуществляется в аренду (пункт 3 статьи 30 ЗК РФ).

Процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта в соответствии с пунктом пятым статьи 30 ЗК РФ включает в себя: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами, установленными статьей 32 ЗК РФ.

В соответствии с положениями пунктов 1, 2, 5, 6, 7, 8 статьи 31 ЗК РФ юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении земельного участка для строительства, обращается в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 ЗК РФ исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, принимает Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Копия решения о предварительном согласовании места размещения объекта с приложением схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории либо об отказе в размещении объекта выдается заявителю в семидневный срок со дня его утверждения.

Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 32 ЗК РФ Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием установления в соответствии с заявками граждан или юридических лиц, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и за их счет границ такого земельного участка и его государственного кадастрового учета в порядке, установленном федеральными законами.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 ЗК РФ, на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка для строительства, и приложенного к нему кадастрового паспорта земельного участка в двухнедельный срок принимает Решение о предоставлении земельного участка для строительства.

Таким образом, принятие решения о предоставлении земельного участка заинтересованному лицу в аренду для целей, связанных со строительством, является результатом многостадийного процесса с участием уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления.

С 1 апреля 2007 года полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, переданы Администрации Смоленской области, уполномоченным органом определен Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области (Областной закон от 08.02.2007 № 1-з «О распоряжении земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе-герое Смоленске»).

Постановлением Администрации Смоленской области от 11.04.2008 № 233 (с учетом изменений, внесенных Постановлением от 29.04.2008 № 257) с 29.04.2008 уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе рассмотрение заявлений о заключении договоров аренды земельных участков признано Главное земельное управление Смоленской области.

В соответствии с разделом 5 Постановления Администрации Смоленской области от 19.03.2007 № 92 «Об организации работы по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области – городе – герое Смоленске» (в редакции от 24.07.2007) лица, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в уполномоченный орган с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое заявителем место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.

К заявлению должны прилагаться:

подлинник (для предъявления) и копия (для приобщения к делу) документа, удостоверяющего личность заявителя, а при представлении документов представителем заявителя - доверенности, оформленной надлежащим образом, и документа, удостоверяющего личность представителя заявителя;

выписка из Единого государственного реестра юридических лиц или выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей;

технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты потребности размещаемых на земельном участке объектов в ресурсах, получаемых при подключении к сетям инженерно-технического обеспечения;

иные документы, требование к представлению которых установлено законодательством Российской Федерации.

Уполномоченный орган: обеспечивает информирование землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, находящихся в государственной собственности, законные интересы которых могут быть затронуты в результате возможного изъятия для государственных и муниципальных нужд находящихся соответственно в их пользовании и владении земельных участков в связи с предоставлением этих земельных участков для строительства; обеспечивает информирование собственников земельных участков о выкупе земельных участков, если в целях размещения объектов необходимо выкупить земельные участки, находящиеся в частной собственности, для государственных или муниципальных нужд; принимает Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, либо уведомляет заявителя об отказе в размещении объекта; принимает Решение о предоставлении земельного участка; заключает договор аренды земельного участка.

В случае отсутствия вариантов размещения объекта уполномоченный орган в двухнедельный срок направляет заявителю мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта.

Таким образом, из положений пункта 2 статьи 31 ЗК РФ, раздела 5 Постановления Администрации Смоленской области от 19.03.2007 № 92 следует, что в случае соответствия поданной заинтересованным лицом заявки установленным требованиям, уполномоченный орган обязан обратиться в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства. Орган местного самоуправления на основании такого обращения обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Мотивированный отказ в предварительном согласовании места размещения объекта может быть вынесен уполномоченным органом только после получения от органа местного самоуправления данных об отсутствии вариантов размещения объекта.

Как следует из материалов дела Управление не обращалось в орган местного самоуправления по вопросу выбора земельного участка для строительства.

Отказ Управления письмом от 22.09.2008 № 9569/3 в удовлетворении заявления Общества мотивирован тем, что испрашиваемый Обществом земельный участок расположен в границах земельного участка, сформированного приказом Департамента от 30.04.2008 № 577 для предоставления с торгов.

Текст приказа Департамента от 30.04.2008 № 577 содержит сведения о том, что земельный участок (приложение № 3) по Краснинскому шоссе примерный площадью 30 га сформирован для предоставления с торгов для комплексного освоения в целях жилищного строительства.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Общество, несоглашаясь с отказом Управления, считает, что испрашиваемый им земельный участок не попадает в границы участка, предназначенного для предоставления с торгов Постановлением Департамента от 30.04.2008 № 577. В подтверждение своих доводов Общество представило в судебное заседание схему расположения земельного участка на кадастровом плане территории: г. Смоленск, Краснинское шоссе в районе ГСК «Кловка-3», которая была выполнена по заявке Общества индивидуальным предпринимателем Коротченковым *.*. , имеющим лицензии: на осуществления картографической деятельности (лицензия № СЗГ-01682К от 26.06.2006, выданной Федеральным Агентством геодезии и картографии), на осуществление геодезической деятельности № СЗГ-01681Г от 26.06.2006, выданной Федеральным Агентством геодезии и картографии).

Согласно этой схеме, испрашиваемый Обществом земельный участок находится рядом с границами земельного участка, сформированным для предоставления с торгов (согласно приложению № 3 к приказу Департамента от 30.04.2008 № 577), но не заходит на него.

В порядке части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не представило доказательства, которые бы опровергали доводы Общества и представленные им доказательства.

Кроме того, суд отмечает, что заинтересованное лицо, обращаясь с заявлением в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта для строительства, должно указать предполагаемое место его размещения, то есть примерный размер земельного участка. Точное же местонахождение земельного участка и его размер определяются актом о выборе земельного участка и только при проведении самой процедуры выбора (пункты 1, 2 и 5 статьи 31 ЗК РФ).

Какие-либо претензии к оформлению заявления и приложенных к нему документов Общества в обжалуемом акте отсутствуют, в процессе рассмотрения дела ответчиком не заявлены.

Доказательств направления Управлением соответствующего обращения в орган местного самоуправления по заявлению Общества суду не представлено.

Суд также отмечает, что мотивация отказа Обществу в удовлетворении его заявления об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения общественно-торгового цента в районе Краснинского шоссе, письмом от 22.09.2008 № 9569/З нельзя признать корректной, поскольку 01.07.2008 в газете «Смоленская газета» было опубликовано информационное сообщение о проведении открытого аукциона по продаже права на заключение договора аренды земельных участков, расположенных по адресу: город Смоленск, район Краснинского шоссе, для их комплексного освоения в целях жилищного строительства, а сами торги были проведены 03.09.2008.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).

При таких обстоятельствах отказ Управления письмом от 22.09.2008 № 9569/З в удовлетворении заявления Общества об осуществлении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения общественно-торгового цента в районе Краснинского шоссе, нельзя признать законным.

Удовлетворяя требование Общества, суд, учитывая положения пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому в решении суда о признании незаконными действий должностного лица должно содержаться указание на его обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, а также учитывая положения пункта 2 статьи 31 ЗК РФ, раздела 5 Постановления Администрации Смоленской области от 19.03.2007 № 92 обязывает Департамент восстановить нарушенное право заявителя путем направления, поданного Обществом заявления с приложенными к нему документами, в Администрацию города Смоленска для обеспечения процедуры выбора земельного участка для строительства.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконными действия Главного земельного управления Смоленской области, выразившиеся в отказе письмом от 22.09.2008 № 9569/З Обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс МК» в осуществлении выбора земельного участка, примерной площадью 10000 кв.м., расположенного в городе Смоленске по Краснинскому шоссе и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - общественно-торгового цента, как несоответствующие положениям статей 30, 31, 32 Земельного кодекса Российской Федерации.

Обязать Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области восстановить нарушенное право Общества с ограниченной ответственностью «Экспресс МК» путем направления заявления Общества с ограниченной ответственностью «Экспресс МК» с приложением к нему документами в Администрацию города Смоленска для обеспечения процедуры выбора земельного участка, примерной площадью 10000 кв.м., расположенного в городе Смоленске по Краснинскому шоссе и предварительном согласовании места размещения на нем объекта капитального строительства - общественно-торгового цента.

Выдать Обществу с ограниченной ответственностью «Экспресс МК» справку на возврат из федерального бюджета 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной по настоящему делу.

Решение арбитражного суда вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы Решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, вправе обжаловать настоящее Решение суда в течение месяца после его принятия в Двадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Тула) и в течение двух месяцев после вступления решения суда в законную силу в кассационную инстанцию – Федеральный арбитражный суд Центрального округа (г. Брянск), апелляционная и кассационная жалобы подаются через Арбитражный суд Смоленской области.

Судья *.*. Пузаненков