Судебная практика

Решение от 06 сентября 2011 года № А46-7574/2011. По делу А46-7574/2011. Омская область.

Решение

город Омск

6 сентября 2011 года

№ дела

А46-7574/2011

Резолютивная часть решения принята и объявлена 30 августа 2011 года. Полный текст решения изготовлен 6 сентября 2011 года.

Арбитражный суд Омской области в составе судьи Стрелковой Г.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Полоцкой Д.Ю.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области (ОГРН 1045504039140)

к Комитету финансов и контроля Азовского Немецкого национального муниципального района Омской области,

с привлечением судебного пристава – исполнителя Азовского районного Отделения службы судебных приставов Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Силантьевой Е.Д., Администрации Азовского Азовского Немецкого национального муниципального района Омской области, Прокурора Азовского Азовского Немецкого национального муниципального района Омской области, Комитета по образованию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, муниципального общеобразовательного учреждения «Александровская средняя общеобразовательная школа», муниципального общеобразовательного учреждения «Кудук-Чиликская основная общеобразовательная школа», муниципального общеобразовательного учреждения «Трубецкая средняя общеобразовательная школа», муниципального учреждения здравоохранения «Азовская центральная районная больница», муниципального общеобразовательного учреждения «Цветнопольская средняя общеобразовательная школа», муниципального дошкольного образовательного учреждения «Приваленский детский сад «Зайчик», муниципального дошкольного образовательного учреждения «Азовский детский сад «Солнышко» в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора,



о признании незаконным бездействия,

при участии в судебном заседании:

представителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области Хрипченко В.В. по доверенности № 8/Д-11-47-ВО от 11.01.2011 (служебное удостоверение ТО 181735 сроком по 22.03.2014),

судебного пристава-исполнителя Азовского районного Отделения службы судебных приставов Федеральной службы судебных приставов по Омской области Силантьевой Е.Д. на основании служебного удостоверения ТО № 146640 сроком по 16.11.2011 (до перерыва),

представителя Комитета финансов и контроля Азовского Немецкого национального муниципального района Омской области председателя Калашник И.Р. на основании распоряжения о приеме работника на работу № 05-01/141 от 27.12.2010,

представителя Администрации Азовского Немецкого национального муниципального района Омской области Иванова В.И. по доверенности № 1231 от 05.07.2011 (до перерыва),

прокурора Азовского Немецкого национального муниципального района Омской области Хасаншина Р.Р. на основании служебного удостоверения ТО № 032352 сроком по 13.10.2014 (до перерыва),

Установил:

Управление Федеральной службы судебных приставов по Омской области (далее по тексту – УФССП России по Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением к Комитету финансов и контроля Азовского Немецкого национального муниципального района Омской области (далее по тексту – Комитет финансов и контроля Азовского ННМО Омской области), с привлечением судебного пристава – исполнителя Азовского районного Отделения службы судебных приставов Федеральной службы судебных приставов по Омской области Силантьевой Е.Д., Администрации Азовского Немецкого национального муниципального района Омской области (далее по тексту – Администрация Азовского ННМО Омской области), Прокурора Азовского Немецкого национального муниципального района Омской области в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в котором просило:

признать незаконным бездействие заинтересованного лица, выразившееся в непринятии к исполнению постановлений судебного пристава – исполнителя Азовского РОСП УФССП России по Омской области о взыскании исполнительского сбора;



обязать заинтересованное лицо принять к исполнению постановления судебного пристава – исполнителя Азовского РОСП УФССП России по Омской области о взыскании исполнительского сбора с Администрация Азовского ННМО Омской области.

В порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации УФССП России по Омской области уточнило заявление и просит суд:

признать незаконными действия Комитета финансов и контроля Азовского ННМО Омской области, выразившиеся в отказе принять к исполнению постановления судебного пристава-исполнителя Азовского районного Отделения службы судебных приставов Федеральной службы судебных приставов России по Омской области о взыскании исполнительского сбора: № 340 от 06.08.2009, № 335 от 06.08.2009, № 664 от 23.02.2010, № 663 от 23.02.2010, № 665 от 23.02.2010, № 666 от 23.02.2010, № 1290 от 23.02.2010, № 1287 от 23.02.2010, № 1288 от 18.01.2011, № 1284 от 18.01.2011, № 1283 от 23.02.2010, № 1286 от 23.02.2010, № 339/09/08/55 от 06.08.2009, № 667/10/08/55 от 23.02.2010, № 662/10/08/55 от 23.02.2010, 1285/10/08/55 от 18.01.2011, № 1289/10/08/55 от 18.01.2011, № 208 от 13.03.2009, № 745 от 06.08.2009, № 1281 от 19.01.2011, № 1273 от 19.01.2011, № 1277 от 19.01.2011, № 862 от 07.05.2010, № 772 от 22.04.2010, № 1073 от 05.07.2010, № 1077 от 05.07.2010, № 333 от 07.08.2009, № 771 от 23.04.2010, № 861 от 05.05.2010.

обязать Комитет финансов и контроля Азовского ННМО Омской области принять к исполнению указанные выше постановления судебного пристава-исполнителя.

Определением от 11.08.2011 судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по ходатайству заявителя и при наличии к тому оснований к участию в деле были привлечены Комитет по образованию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кудук-Чиликская основная общеобразовательная школа», муниципальное общеобразовательное учреждение «Трубецкая средняя общеобразовательная школа», муниципального учреждения здравоохранения «Азовская центральная районная больница», муниципальное общеобразовательное учреждение «Цветнопольская средняя общеобразовательная школа», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Приваленский детский сад «Зайчик», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Азовский детский сад «Солнышко» в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований.

В обоснование заявленного требования УФССП России по Омской области указало на то, что судебным приставом – исполнителем Азовского РОСП УФССП России по Омской области Силантьевой Е.Д. было вынесено 29 постановлений о взыскании исполнительского сбора за неисполнение бюджетными учреждениями требований исполнительных документов в срок, установленный для добровольного исполнения, которые были направлены в Комитет финансов и контроля Азовского ННМО Омской области для принудительного контроля и неправомерно возвращены последним со ссылкой на статьи 239, 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Комитет финансов и контроля Азовского ННМО Омской области и Администрация Азовского ННМО Омской области в письменных отзывах на заявление с заявленным требованием не согласились, указали, что обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. Кроме того, обязание и возмещение исполнительского сбора с муниципального учреждения возможно только в случае открытия таким учреждением счетов в учреждении Банка России или в кредитного организации, при отсутствии такового исполнительное производство подлежит окончанию на основании пункта 3 части 1 статьи 47 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Прокурор Азовского Немецкого национального муниципального района Омской области в письменном отзыве на заявление поддержал заявленное УФССП России по Омской области требование и указал, что положения, запрещающие либо исключающие вынесение постановлений о взыскании исполнительского сбора в отношении бюджетных учреждений, в законодательстве об исполнительном производстве отсутствуют.

В судебном заседании представитель УФССП России по Омской области поддержал заявление. Представители Комитета финансов и контроля Азовского ННМО Омской области и Администрации Азовского ННМО Омской области просили заявленное требование оставить без удовлетворения. Прокурор Азовского Немецкого национального муниципального района Омской области высказался согласно письменному отзыву.

Комитет по образованию Азовского немецкого национального муниципального района Омской области, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Кудук-Чиликская основная общеобразовательная школа», муниципальное общеобразовательное учреждение «Трубецкая средняя общеобразовательная школа», муниципального учреждения здравоохранения «Азовская центральная районная больница», муниципальное общеобразовательное учреждение «Цветнопольская средняя общеобразовательная школа», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Приваленский детский сад «Зайчик», муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Азовский детский сад «Солнышко», надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу части 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению заявления по существу.

В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 25.08.2011 по 30.08.2011.

Суд, рассмотрев материалы дела и заявление УФССП России по Омской области, отзывы на него, заслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, находит его подлежащим удовлетворению.

Материалами дела подтверждается, что судебным приставом-исполнителем Азовского районного Отделения службы судебных приставов Федеральной службы судебных приставов России по Омской области Силантьевой Е.Д. были вынесены 29 постановлений о взыскании с муниципальных учреждений исполнительских сборов, которые были направлены в Комитет финансов и контроля Азовского ННМО Омской области для принудительного исполнения и возвращены последним письмами от 11.03.2011 № 081, от 17.03.2011 № 102 по мотивам того, что к заявлению об исполнении не была приложена копия судебного акта.

На основании части 1статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственного органа или органа местного самоуправления недействительными является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях – исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статьей 7 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами.

Согласно статье 1 указанного Федерального закона он определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на физических лиц, юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий. Условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.

В силу пунктов 2 и 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статьей 215 Бюджетного кодекса Российской Федерации в России установлено казначейское исполнение бюджетов. На органы исполнительной власти возложена организация исполнения и исполнение бюджетов, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Указанные органы являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств и осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений.

В силу статьи 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и пункта 5.12 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.

Согласно пункту 4 Положения о Федеральном казначействе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 № 703, Федеральное казначейство осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы, к которым относится и ответчик по делу.

Органы федерального казначейства в силу статей 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации наделены полномочиями по исполнению судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по денежным обязательствам бюджетных учреждений. Названными нормами предусмотрено, что исполнительный документ направляется взыскателем или судом в орган федерального казначейства по месту открытия лицевого счета должнику как получателю средств соответствующего бюджета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации производится в соответствии с настоящим Кодексом на основании исполнительных документов (исполнительный лист, судебный приказ) с указанием сумм, подлежащих взысканию в валюте Российской Федерации, а также в соответствии с установленными законодательством Российской Федерации требованиями, предъявляемыми к исполнительным документам, срокам предъявления исполнительных документов, перерыву срока предъявления исполнительных документов, восстановлению пропущенного срока предъявления исполнительных документов.

Действующим законодательством не установлен судебный порядок взыскания с должников суммы исполнительского сбора, который представляет собой санкцию штрафного характера, возлагающую на должника обязанность произвести определенную денежную выплату в качестве меры публично-правовой ответственности за неисполнение судебного акта в процессе исполнительного производства.

В силу пункта 7 части 1 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя, в том числе о взыскании исполнительского сбора, являются исполнительными документами, то есть подлежат принудительному исполнению вне специального судебного решения о взыскании наряду с судебными актами.

Таким образом, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке исполнительного документа, вынесенного правомочным органом, в данном случае постановления о взыскании исполнительского сбора, Постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (при этом необходимо иметь в виду, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям гл. 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 – 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Указанная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 № 31 «О рассмотрении арбитражными судами отдельных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение» и является сложившейся судебной практикой.

Справками Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 по Омской области от 10.08.2011, представленными в материалы дела заинтересованным лицом, подтверждается, что указанные бюджетные учреждения не имеют расчетных счетов, открытых в банках.

Таким образом, судебный пристав-исполнитель Азовского районного Отделения службы судебных приставов Федеральной службы судебных приставов по Омской области Силантьева Е.Д. при отсутствии у должников расчетных счетов в учреждении банка, на которые бы могло быть обращено взыскание, правомерно и обоснованно направила исполнительные документы в отношении бюджетных учреждений для исполнения в адрес заинтересованного лица, который при отсутствии иных предусмотренных законом оснований для возврата обязано было принять их к исполнению.

Иммунитет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, установленный статьей 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также требование о представлении копии судебного акта, закрепленное в статье 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, не могут в совокупности рассматриваться как исключающие правовую возможность взыскания судебным приставом-исполнителем с бюджетного учреждения исполнительского сбора, являющегося по сути своей публично-правовой санкцией за неисполнение обязанности в установленный срок.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

При таких обстоятельствах, суд признает действия Комитета финансов и контроля Азовского ННМО Омской области по возврату судебному приставу – исполнителю Азовского Азовского районного Отделения службы судебных приставов Федеральной службы судебных приставов по Омской Силантьевой Е.Д. постановлений № 340 от 06.08.2009, № 335 от 06.08.2009, № 664 от 23.02.2010, № 663 от 23.02.2010, № 665 от 23.02.2010, № 666 от 23.02.2010, № 1290 от 23.02.2010, № 1287 от 23.02.2010, № 1288 от 18.01.2011, № 1284 от 18.01.2011, № 1283 от 23.02.2010, № 1286 от 23.02.2010, № 339/09/08/55 от 06.08.2009, № 667/10/08/55 от 23.02.2010, № 662/10/08/55 от 23.02.2010, 1285/10/08/55 от 18.01.2011, № 1289/10/08/55 от 18.01.2011, № 208 от 13.03.2009, № 745 от 06.08.2009, № 1281 от 19.01.2011, № 1273 от 19.01.2011, № 1277 от 19.01.2011, № 862 от 07.05.2010, № 772 от 22.04.2010, № 1073 от 05.07.2010, № 1077 от 05.07.2010, № 333 от 07.08.2009, № 771 от 23.04.2010, № 861 от 05.05.2010, что нашло выражение в письмах от 11.03.2011 № 081, от 17.03.2011 № 102, незаконными, возлагая на заинтересованное лицо обязанность принять к исполнению указанные исполнительные документы.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

требования Управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области удовлетворить.

Признать незаконными действия Комитета финансов и контроля Азовского Немецкого национального муниципального района Омской области, выразившиеся в отказе принять к исполнению постановления судебного пристава-исполнителя Азовского районного Отделения службы судебных приставов Федеральной службы судебных приставов России по Омской области о взыскании исполнительского сбора: № 340 от 06.08.2009, № 335 от 06.08.2009, № 664 от 23.02.2010, № 663 от 23.02.2010, № 665 от 23.02.2010, № 666 от 23.02.2010, № 1290 от 23.02.2010, № 1287 от 23.02.2010, № 1288 от 18.01.2011, № 1284 от 18.01.2011, № 1283 от 23.02.2010, № 1286 от 23.02.2010, № 339/09/08/55 от 06.08.2009, № 667/10/08/55 от 23.02.2010, № 662/10/08/55 от 23.02.2010, 1285/10/08/55 от 18.01.2011, № 1289/10/08/55 от 18.01.2011, № 208 от 13.03.2009, № 745 от 06.08.2009, № 1281 от 19.01.2011, № 1273 от 19.01.2011, № 1277 от 19.01.2011, № 862 от 07.05.2010, № 772 от 22.04.2010, № 1073 от 05.07.2010, № 1077 от 05.07.2010, № 333 от 07.08.2009, № 771 от 23.04.2010, № 861 от 05.05.2010.

Обязать Комитет финансов и контроля Азовского Немецкого национального муниципального района Омской области принять к исполнению указанные выше постановления судебного пристава-исполнителя.

Решение по делу подлежит немедленному исполнению.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу.

Апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражные суды апелляционной и кассационной инстанций через Арбитражный суд Омской области.

Судья Г.В. Стрелкова