Судебная практика

Решение от 2009-03-12 №А41-3465/2009. По делу А41-3465/2009. Московская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Проспект Академика Сахарова, дом 18, г. Москва, Россия, ГСП-6, 107996, www.asmo.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

г. Москва

«12» марта 2009г. Дело № А41-3465/09

Резолютивная часть решения объявлена 04.03.2009г.

Решение в полном объеме изготовлено 12.03.2009г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Мельниковой Е.Н.

при ведении протокола судебного заседания судьей Мельниковой Е.Н.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Балашиха–экспресс»

об оспаривании постановления ИФНС России по г.Балашихе

о привлечении к административной ответственности

при участии в заседании:

от заявителя: представитель по доверенности от 12.01.2009г. – Смородникова Т.Н.



от ИФНС России по г.Балашихе Московской области: представитель по доверенности от 11.01.2009г. – Костенко Е.В.

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Балашиха–экспресс» (далее по тексту – ООО «Балашиха–экспресс»; Общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением о признании незаконным и отмене постановления ИФНС России по г.Балашихе Московской области от 13.01.2009г. № 500108/0372, которым Общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.14.5. КоАП РФ.

Судом уточнение заявления принимается на основании ст.49 АПК РФ, поскольку это не противоречит закону и не нарушает права других лиц.

В судебном заседании представитель ООО «Балашиха-экспресс» просил суд отменить Постановление налогового органа от 13.01.2009г. № 500108/0372 по основаниям, изложенным в заявлении и уточненном заявлении.

В судебном заседании представитель ИФНС России по г.Балашихе Московской области в удовлетворении требования просил отказать по основаниям, изложенным в отзыве.

Из материалов дела следует:

Общество с ограниченной ответственностью «Балашиха-экспресс» (ОГРН 1035000713956) зарегистрировано в качестве юридического лица (свидетельство – л.д.8-9).

Полномочия исполнительного органа ООО «Балашиха-экспресс» на основании договора № 3/1-3 (утвержден общим собранием участников ООО «Балашиха-экспресс» 20.12.2004 г.) переданы управляющей компании – Обществу с ограниченной ответственностью «Управляющая компания АВТОЛАЙН-ТРАНСЛАЙТ» (л.д. 30-37).

4 декабря 2008 года сотрудником ИФНС России по г.Балашихе Московской области Каплиным А.В. на основании поручения № 0372 от 04.12.2008г. была проведена проверка порядка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении перевозки пассажиров на коммерческой основе в маршрутном такси принадлежащем ООО «Балашиха-экспресс», расположенном по адресу: Московская область, г.Балашиха, ул.Некрасова, разворотный круг маршрутного такси (поручение – л.д.43).

4 декабря 2008 года составлен акт проверки № 0372, в котором указано на нарушение ст. 2, ст. 5 Закона России от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (акт – л.д.46-47).

Из содержания акта следует: проверка осуществлена главным госналогинспектором ИФНС России по г.Балашихе Московской области Каплиным А.В. с участием инспектора территориального отделения Балашихинского ГУ АТИ МО Кехтор Н.Ю. в маршрутном такси марки АТС А-323-77 рег. знак ВУ237 50 RUS, осуществляющем перевозки пассажиров по маршруту № 125 от остановки «Онкологическая больница» до конечной остановки (ул. Некрасова разворотный круг). ККТ в маршрутном такси отсутствует. Водитель Цыбизов Д.Н. при оплате проезда трех пассажиров на общую сумму 75 рублей чеки на ККТ не отпечатал, бланки строгой отчетности (билеты) не выдал.

В акте имеется объяснение водителя Цыбизова Д.Н.: «Билеты оторвал, но при движении выдать не успел. Пассажиры проехали две остановки до конечной».

30 декабря 2008 года сотрудником ИФНС России по г. Балашихе Московской области в отношении ООО «Балашиха-экспресс» составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за совершение которого предусмотрена ст. 14.5. КоАП РФ.

Протокол составлен в присутствии генерального директора ООО «Балашиха-экспресс» Авдеева Г.В., который в объяснениях указал: «С протоколом не согласен, руководствуюсь Постановлением Президиума ВАС РФ от 02.09.2008г. № 3125/08» (протокол – л.д.48-49).



13 января 2009 года начальником ИФНС России по г.Балашихе Московской области рассмотрены материалы административного дела и вынесено Постановление № 500108/0372, которым ООО «Балашиха-экспресс» привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст.14.5. КоАП РФ. Штраф назначен в размере 30.000 руб. (постановления – л.д.50-51).

ООО «Балашиха-экспресс» не согласилось с привлечением к административной ответственности, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, суд находит, что требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям:

Статьей 14.5. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин.

На основании статьи 2.1. КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

При этом вина является обязательным, а не факультативным условием привлечения к ответственности.

Согласно ч. 2 ст. 2.1. КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Заявитель ссылается на то, что ООО «Балашиха-экспресс» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению Закона Российской Федерации от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», а также на недоказанность совершения обществом административного правонарушения.

Согласно п. 3 ст. 2 Закона Российской Федерации от 22.05.2003г. № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» организации и индивидуальные предприниматели вправе производить наличные денежные расчеты без применения ККТ при осуществлении продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте.

Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005г. № 171 утверждено Положение «Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ», согласно которому к бланкам строгой отчетности, приравненным к кассовым чекам, относятся квитанции, билеты, проездные документы, талоны, путевки, абонементы и другие документы, предназначенные для осуществления наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению.

Пунктом 4 указанного Положения предусмотрено, что для наземного пассажирского транспорта общего пользования допускается использование рулонной формы бланка.

В п.6 Положения, установлены обязательные реквизиты, которые должен иметь бланк строгой отчетности, предназначенный для осуществления денежных расчетов за проезд наземным пассажирским транспортом общего пользования: наименование, шестизначный номер и серия, код формы бланка по Общероссийскому классификатору управленческой документации; наименование организации или индивидуального предпринимателя, выдавших бланк; вид транспортного средства, на котором оказывается услуга по перевозки пассажиров; стоимость услуги в денежном выражении.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 31.07.203г. № 16 также указал на то, что организации на основании п.2 ст.3 Закона № 54-ФЗ и в соответствии с порядком, определяемом Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

ООО «Балашиха-экспресс» осуществляет перевозку пассажиров общественным транспортом и, следовательно, вправе производить наличные денежные расчеты без применения ККТ, при условии выдачи обществом пассажирам бланков строгой отчетности.

В данном случае бланками строгой отчетности являются контрольные билеты установленной формы.

Заявителем представлены доказательства того, что им принимались все зависящие от него меры по обязательной выдаче пассажирам контрольных билетов (бланков строгой отчетности) при осуществлении наличных денежных расчетов с пассажирами.

Суду представлены контрольные билеты ООО «Балашиха-экспресс», соответствующие образцу, предусмотренному Положением «Об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ» утвержденного Постановлением Правительства РФ от 31.03.2005г. № 171, изготовленные ООО «Промтех» на основании договора № 09/12-07 от 14.12.2007 г. и приложений к Договору.

Суду также представлены: должностная инструкция билетного кассира маршрутного автобуса, правила проезда и перевозки багажа в маршрутных автобусах группы «АВТОЛАЙН», которыми предусмотрена обязанность водителя иметь в необходимом количестве билеты на оплату проезда и выдавать их каждому пассажиру; выписка из журнала инструктажей по выдаче билетной продукции, которой подтверждается ознакомление водителя Цыбизова Д.Н. 7.11.2008 г. с обязанностью по выдаче билетов пассажирам; билетно-учетный лист за декабрь 2008 года, маршрутная ведомость за 4.12.2008 г., путевой лист автобуса № 157609 за 5.12.2008 г., которыми подтверждается наличие 4.12.2008 г. у водителя Цыбизова Д.Н. билетной катушки (бланков строгой отчетности).

Суду также представлен договор субаренды транспортного средства № 104 от 24.08.2008 г., согласно которому автобус 32377, гос. номер ВУ 237 50 для маршрутных перевозок арендуется ООО «Балашиха-экспресс» (субарендатор) у ООО «Коммар» (субарендодатель) на период с 24.08.2008 г. по 10.04.2011 г.. Договором № 104 предусмотрена обязанность субарендодателя предоставить субарендодателю автомашину с экипажем, а также обязанность субарендодателя осуществлять продажу билетов (бланков строгой отчетности) пассажирам арендованного транспортного средства. Пунктом 2.1.15. Договора предусмотрена ответственность субарендодателя, в том числе экипажа, за сохранность полученных от субарендатора билетов и полученных от пассажиров денежных средств до момента передачи, возврата указанных материальных ценностей субарендатору.

В оспариваемом постановлении не указано, в чем выразилась вина юридического лица ООО «Балашиха-экспресс».

Суд полагает, что налоговым органом не представлено достоверных доказательств, подтверждающих событие правонарушения, поскольку в нарушение статьи 8 Федерального закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности“ (далее - Закон от 12.08.1995 N 144-ФЗ) контрольная закупка, которая относится к оперативно-розыскным мероприятиям, произведена должностным лицом инспекции, не наделенным правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр контрольно-кассовой техники, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Административная ответственность за продажу товаров, выполнение работ либо оказание услуг в организациях, осуществляющих реализацию товаров, выполняющих работы либо оказывающих услуги, без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовых машин предусмотрена статьей 14.5. КоАП РФ.

Осуществление контроля за применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники возложено на налоговые органы статьей 7 Закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ, статьей 7 Закона Российской Федерации от 21.03.1991 N 943-1 “О налоговых органах Российской Федерации“, пунктом 5.1.6 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 “Об утверждении положения о Федеральной налоговой службе“.

Названные нормы предоставляют налоговым органам право проводить проверки в целях осуществления контроля за использованием контрольно-кассовой техники.

Однако указанные нормативные правовые акты не определяют методов и порядка проведения таких проверок и полномочий должностных лиц налоговых органов при их проведении.

Из материалов дела следует, что проверка осуществлена лично сотрудником инспекции в маршрутном такси общества на основании поручения на проверку от 4.12. 2008 г. № 0372 (д.д.43).

Полномочия инспектора ГУ АТИ МО Кехтор Н.Ю. на участие в проведении 4.12.2008 г. проверки порядка применения контрольно-кассовой техники при осуществлении перевозки пассажиров ничем не подтверждены.

Между тем проверка применения ККМ в силу Закона от 12.08.1995 N 144-ФЗ допускается как оперативно-розыскное мероприятие, проводимое полномочным органом в случаях и порядке, предусмотренных названным Законом. Согласно статье 13 этого Закона налоговые органы не наделены правом проводить оперативно-розыскные мероприятия.

В силу части 3 статьи 26.2. КоАП РФ не допускается использование доказательств, полученных с нарушением закона.

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении № 3125/08 от 2.09.2008 г. указал, что при таких условиях проведение должностным лицом инспекции проверочной закупки при осуществлении контроля за применением обществом контрольно-кассовой техники не может расцениваться как доказательство, полученное в соответствии с требованиями закона, подтверждающее событие правонарушения, являются правильными.

Суду не представлены доказательства, подтверждающие событие правонарушения, поэтому довод налогового органа о законности и обоснованности привлечения ООО « Балашиха-Экспресс» к установленной ст. 14.5. КоАП РФ ответственности судом не принимается.

Суд полагает, что у налогового органа отсутствовали правовые основания для привлечения ООО « Балашиха-Экспресс» к ответственности за оказание услуг без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой техники.

Исходя из выше изложенного, арбитражный суд удовлетворяет заявление об отмене постановления по делу об административном правонарушении.

Руководствуясь ст.ст. 167-170,176,181, 211 АПК РФ, п. 3 ч. 1 ст. 30.7. КоАП РФ, арбитражный суд

Решил:

Признать незаконным полностью и отменить Постановление № 500108/0372 по делу об административном правонарушении от 13 января 2009г., вынесенное начальником ИФНС России по г.Балашихе Московской области в отношении ООО «Балашиха-экспрес» (ОГРН 1035000713956), находящегося по адресу: Московская область, г.Балашиха, ул.Текстильщиков, д.4.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.

Судья Е.Н. Мельникова