Судебная практика

Постановление апелляции от 12.03.2009 №А12-20323/2008. По делу А12-20323/2008. Российская Федерация.

Постановление

г. Саратов Дело № А12-20323/08

резолютивная часть постановления оглашена 12 марта 2009 года

в полном объеме Постановление изготовлено 12 марта 2009 года

Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:

председательствую Ф.И.О.

судей Ф.И.О. Никитина Алексан

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ф.И.О.

при участии в судебном заседании представителей сторон:

от Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской облас Ф.И.О. действующей на основании доверенности №112 от 21 января 2009 года,

от иных лиц – нет, уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев апелляционную жалобу №256 от 05 февраля 2009 года Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, р.п. Иловля, Волгоградская область,

на Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 января 2009 года по делу №А12-20323/08 (судья Брянцева О.В.)

по иску Первого заместителя прокурора Волгоградской области, г. Волгоград

к 1. Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области, р.п. Иловля, Волгоградская область,

Открытому акционерному обществу «Акционерный коммерческий сберегательный банк РФ», в лице Иловлинского отделения № 3953 Сбербанка России, р.п. Иловля, Волгоградская область,



Третье лицо: Центральный банк РФ, г. Москва, в лице Главного управления Центрального банка РФ по Волгоградской области, г. Волгоград

о признании недействительным договора

Установил:

Первый заместитель прокурора Волгоградской области обратился в арбитражный суд Волгоградской области с иском о признании недействительным (ничтожным) муниципального контракта б/н, заключенного 13 марта 2008 года между ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации», в лице Иловлинского отделения № 3953 Сбербанка России, и Администрацией Иловлинского муниципального района Волгоградской области.

Решением арбитражного суда Волгоградской области от 20 января 2009 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.

Ответчик, Администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области, обратился с апелляционной жалобой, в которой просит Решение арбитражного суда Волгоградской области от 20 января 2009 года отменить.

Заявитель жалобы указывает, что выводы суда не соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству, полагает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации положение о «невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов», - должно рассматриваться как означающее фактическую и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов.

Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя ответчика, изучив апелляционную жалобу, в открытом судебном заседании апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.

Как следует из материалов дела, 13 марта 2008 года ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации», в лице Иловлинского отделения № 3953, и администрация Иловлинского муниципального района, заключили муниципальный контракт, предметом которого является осуществление операций по обслуживанию счетов бюджетных организаций Иловлинского муниципального района Волгоградской области (л.д.10-15).

Апелляционной суд не может согласиться с доводами подателя апелляционной жалобы о том, что поскольку на территории Иловлинского муниципального района отсутствует учреждение банка России (расчетно-кассового центра), оспариваемый контракт соответствует требованиям действующего законодательства.

Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что счета администрации Иловлинского муниципального района, подлежат открытию только в учреждениях Банка России.

Доводы ответчика о том, что расположенные на территории Волгоградской области учреждения банка России не могут обеспечить всего комплекса банковских услуг и не выгодно в финансовом плане пользоваться услугами банка, находящегося на значительном отдалении, не могут быть приняты во внимание.

Открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц являются банковскими операциями в силу статьи 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Виды операций со средствами бюджета приведены в статье 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласно которой кредитные организации могут, в частности выполнять функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 данного Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

В силу пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также пункта 3 Постановления Конституционного Суда РФ от 17 июня 2004 года №12-П «По делу о проверке конституционности пункта 2 статьи 155, пунктов 2 и 3 статьи 156 и абзаца двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса Российской Федерации…» «соответствующей территорией» следует понимать как территорию одного субъекта Российской Федерации или территорию муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальной учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований)».



Суд первой инстанции правомерно Установил, что на территории г. Волжского, Красноармейска и г. Михайловка, имеются структурные подразделения Банка России – расчетно-кассовые центры (что не оспаривается ответчиком), данные учреждения способны осуществлять функции по обслуживанию счета бюджета бюджетных организаций и органов местного самоуправления, расположенных на территории Иловлинского района, и могут принять на обслуживание счета получателей бюджетных средств Иловлинского района.

Данный вывод основан на имеющихся в деле доказательствах – справке Главного управления по Волгоградской области Центрального Банка Российской Федерации от 10 декабря 2008 года №12-37/12963 (л.д.60).

Вывод суда первой инстанции о признании недействительным в силу его ничтожности муниципального контракта от 13 марта 2008 года, в соответствии со статьей 168 ГК РФ соответствует нормам материального права.

Согласно положениям пункта 2 статьи 155, пункта 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации в полномочия Банка России входит обслуживание счетов бюджетов, и только в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций указанные полномочия могут выполняться кредитными организациями.

Пункт 1 приказа Министерства финансов Российской Федерации от 21 сентября 2004 года №85н «О порядке обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» содержит идентичное требование.

Требования названных статей в полной мере распространяются и на денежные средства получателей средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, поскольку в соответствии со статьями 10, 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые являясь участниками бюджетного процесса, входящими в бюджетную систему Российской Федерации финансируется, за счет средств федерального бюджета, в связи с чем на правоотношения, связанные с получением бюджетных средств, распространяются нормы бюджетного законодательства.

Иное толкование заявителем указанных положений законодательства не свидетельствует о неправильном применении судами норм права.

Оценив представленные сторонами доказательства, с позиций статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о заключении оспариваемого контракта ответчиками в нарушение требований статей 155, 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, признал заключенный ответчиками муниципальный контракт от 13 марта 2008 года недействительным.

Оснований для отмены либо изменения принятого по делу решения судебная коллегия не находит.

Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения, Решение суда первой инстанции – без изменения.

Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Постановил:

Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20 января 2009 года по делу №А12-20323/08 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

Постановление вступает в силу с момента его принятия.

Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через Арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший Решение.

Направить Постановление арбитражного суда лицам, участвующим в деле, в соответствии с требованиями статьи 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Председательствующий Г.И. Агибалова

Судьи Н.А. Клочкова

А.Ю. Никитин