Судебная практика

Решение от 18.02.2009 №А64-5909/2008. По делу А64-5909/2008. Тамбовская область.

Решение

г.Тамбов

10 марта 2009 г. Дело №А64-5909/2008

Резолютивная часть решения оглашена 18 февраля 2009 г.

Решение в полном объеме изготовлено 10 марта 2009 г.

Судья Арбитражного суда Тамбовской области Тишин А.А.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сокольской О.В.

рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению

ПК «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем», г. Мичуринск, Тамбовской области

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области, г. Тамбов

третье лицо: ФГУП «ФТ-Центр»

о признании незаконным действий в проведении технической инвентаризации

при участии в заседании:

от заявителя: Васильевич Т.В., представитель по доверенности от 24.11.2008 г. № 24-юр, Полякова Н.А., представитель по доверенности от 12.11.2008 г.,

от заинтересованного лица: Саяпина А.С., представитель по доверенности от 24.11.2008 г. № 52,

третье лицо: не явился (извещен)



Установил:

ПК «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем», г. Мичуринск, Тамбовской области, обратился с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области, г. Тамбов (далее ТУФА, ТУ Росимущество) о признании незаконным действий в проведении технической инвентаризации.

Определением суда от 22 октября 2008 г. заявление ПК «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем», (далее ПК «Милорем», Завод) г. Мичуринск, Тамбовской области принято к производству.

Определением суда от 12.11.2008 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено ФГУП «ФТ-Центр».

Как следует из материалов дела, между ТУФА по управлению государственным имуществом по Тамбовской области и ПК «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем», заключен договор аренды от 07.04.1995 г. № 71 б, согласно которому заводу бессрочно передано в аренду имущество федеральной собственности Мичуринского локомотиворемонтного завода, как единый имущественный комплекс. В сентябре 2007 года заинтересованное лицо сообщило Заводу о намерении провести техническую инвентаризацию объектов недвижимости. Предположив, что техническая инвентаризация проводится с целью приватизации, что нарушает права ПК «Милорем» как арендатора на преимущественный выкуп арендованного имущества, заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением о признании действий ТУФА по управлению государственным имуществом по Тамбовской области по проведении технической инвентаризации незаконными.

Представитель заявителя в предварительном и судебном заседании поддержал свои требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении и дополнении к нему.

Пояснил, что между ТУФА по управлению государственным имуществом по Тамбовской области и ПК «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем» заключен договор аренды от 07.04.1995 г. № 71 б, согласно которому заводу бессрочно передано в аренду имущество федеральной собственности Мичуринского локомотиворемонтного завода, как единый имущественный комплекс. В сентябре 2007 года заинтересованное лицо сообщило Заводу о намерении провести техническую инвентаризацию объектов недвижимости. К проведению инвентаризации привлечен ФГУП «ФТ-Центр», а также заключен договор № 355/1 от 27.08.2007 г. с ГУПТИ и ООО «Согласие», что по мнению заявителя свидетельствует о сомнении в правомерности действий в вопросе об источнике финансирования работ по технической инвентаризации (л.д. 5). Полагает, что из представленных ТУ Росимуществом документов невозможно установить в отношении какого именно имущества принято Решение о проведении технической инвентаризации (л.д.5), следовательно, объект инвентаризации четко не определен.

Кроме того, заявитель предполагает, что техническая инвентаризация проводится с целью приватизации, что нарушает права ПК «Милорем» как арендатора на преимущественный выкуп арендованного имущества. (л.д.5). Ссылаясь на письмо Росимущества № ГН-12/5000 от 12.03.2008 г. «Об активизации проведения технической инвентаризации федерального недвижимого имущества, предоставленного в пользование ПК «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем», указывает, что инициатором работ по технической инвентаризации имущества ПК «Милорем» было ОАО «РЖД» с далеко идущими целями – внести это имущество в уставной капитал ОАО «РЖД» (л.д. 5).

Полагает, что заинтересованным лицом при проведении инвентаризации допущен ряд нарушений: четко не определен объект инвентаризации; к проведению инвентаризации привлечено ФГУП «ФТ-Центр»; заинтересованное лицо отказалось от финансирования работ по технической инвентаризации за счет средств бюджета и данные работы проводит за счет финансирования коммерческой структурой, в связи с чем действия заинтересованного лица по проведению инвентаризации незаконные (л.д. 5).

В дополнении к заявлению (л.д. 66-68) указывает, что окончательной целью действий заинтересованного лица определена приватизация имущественного комплекса ПК «Милорем» и внесение его в уставной капитал ОАО «РЖД», назначением планируемой инвентаризации является определение состава подлежащего передаче имущества и фактически речь идет о начале процесса приватизации в порядке, предусмотренном ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». В соответствии с п. 4.2.1. договора № 71 б от 07.04.1995 г. ПК «Милорем» как арендатору предоставлено право на выкуп арендованного имущества, следовательно, планируемое отчуждение арендованного имущества нарушает право Завода на его приобретение.

Представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Тамбовской области, г. Тамбов в предварительном и судебном заседании заявленные требования не признал по основаниям, изложенным в возражении на заявление и пояснении по делу. Пояснил следующее: в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 г. № 691 Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, в соответствии со ст. 209 ГК РФ вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и совершать в отношении него любые действия, не нарушая при этом нормы права и охраняемые законом интересы третьих лиц. Росимущество приняло Решение о проведении технической инвентаризации объектов недвижимости по адресу г. Мичуринск, ул. Привокзальная, 1, с привлечением подведомственного Росимуществу ФГУП «ФТ-Центр» и не за счет средств федерального бюджета. Трехсторонним договором № 355/1 от 27.08.2007 г. к проведению работ по технической инвентаризации привлечено ГУПТИ по Тамбовской области, а финансирование работ возложено на ООО «Согласие». В соответствии с Положением о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утв. Постановлением Правительства РФ от 05.06.08 г. № 432, Росимущество осуществляет свои полномочия самостоятельно или с проведением своих территориальных органов. В частности, ТУ Росимущество по Тамбовской области было поручено осуществить проверку наличия зарегистрированного права собственности на объекты, находящиеся в аренде ПК «Милорем» и в случае ее отсутствия осуществить регистрацию права собственности РФ. Проведенной 12.04.2007 г. инвентаризацией имущества, составляющего государственную казну и находящегося в аренде у заявителя установлено, что из 440 объектов только на 2 объекта недвижимости имеются технические паспорта. Так как регистрация права собственности невозможна без проведения технической инвентаризации, полагает ее проведение необходимым и обоснованным. Для оформления технических паспортов на объекты недвижимости, арендуемые ПК «Милорем», по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Привокзальная, 1, ТУ Росимущество 24.05.2007 г. (исх. № 8-2465) поручило ФГУП «ФТ-Центр» обеспечить проведение технической инвентаризации имущества.

Представитель третьего лица в предварительное и судебное заседании не явился, пояснений по существу спора не представил.

Оценив представленные в дело материалы, доводы сторон, суд пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме. При этом суд руководствовался следующим.

В силу ст. 28 Арбитражные суды рассматривают в порядке искового производства возникающие из гражданских правоотношений экономические споры и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, а в случаях, предусмотренных Кодексом и иными федеральными законами, другими организациями и гражданами.

Согласно ч. 1 ст. 11 ГК РФ защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд или третейский суд.



В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

В силу ст. 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов - исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе.

Пунктами 1,3,4 ст. 198 АПК РФ установлено, что граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Заявления о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Судом установлено, что между ООО «Милорем» (Арендатор) и Государственным комитетом Российской Федерации по управлению государственным имуществом (Арендодатаель) 7 апреля 1995 г. был заключен договор на аренду государственного имущества Мичуринского локомотиворемонтного завода №71б.

Согласно п.1.1 указанного договора Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду имущество федеральной собственности Мичуринского локомотиворемонтного завода как единый комплекс основных фондов общей балансовой собственностью по состоянию на 01.01.1990 г. 47421,955 тыс. руб., остаточной стоимостью 27998,555 тыс. руб., а с учетом произведенных за этот период времени согласованных сторонами изменений по составу арендованного имущества и выполненных переоценок по состоянию на 01.01.1995 г. согласно приложения №1.

Пунктом 7.1 данного договора установлено, что договор в ступает в силу с 01.01.1995 г. и имеет бессрочный характер.

1 января 1998 г. стороны подписали дополнительное соглашение №5 к договору от 07.04.1995 г. №71б, в котором изменили содержание п.1.1 договора в части указания балансовой и остаточной стоимости передаваемого имущества.

22.06.1998 г. стороны заключили дополнительное соглашение №6 к договору от 07.04.1995 г. №71б, согласно которого была изменена преамбула договора в место ООО «Милорем» Арендатором стал Производственный кооператив «Милорем».

5 января 2004 г. дополнительным соглашением №12 к договору от 07.04.1995 г. №71б стороны внесли изменения в преамбулу договора в части наименования Арендодателя-–Комитет по управлению имуществом Тамбовской области был заменен на территориальное управление Министерства имущественных отношений Российской Федерации по Тамбовской области.

06.02.2007 г. Росимущество своим письмом № ЮМ-12/2570 (о подготовке к приватизации имущественного комплекса ПК «Милорем») поручило Территориальному управлению Росимущества по Тамбовской области осуществить проверку фактического наличия зарегистрированного права собственности Российской Федерации на имущество предприятия и в случае ее отсутствия в установленном порядке осуществить регистрацию права собственности на объекты, планируемые к приватизации.

12 апреля 2007 года руководитель Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Тамбовской области М.Э. Макуриной был утвержден акт проведения инвентаризации имущества, составляющего государственную казну Российской Федерации и находящегося в аренде у производственного кооператива «Мичуринский локомотиворемонтный завод «Милорем».

В резолютивной части данного акта отражены предложения, которые сторонам необходимо исполнить.

Так ПК «Милорем» надлежало в целях упорядочения данных реестра федерального имущества предоставить в адрес Территориальной управления Росимущества по Тамбовской области: обоснование расхождения количества объектов недвижимого имущества между Перечнем к карте учета по состоянию на 01.10.2006 года и данными реестра федерального имущества; копии технических паспортов БТИ, подтверждающих правомерность объединения объектов недвижимого имущества инв. №10010 с инв. №1075 и инв. №1083 с инв. №1083/1; документы, расшифровывающие по видам объектов и видам капиталовложений затраты на незавершённое строительство, указанные в реестре федерального имущества (31071,0 тыс. рублей) и документы, обосновывающие уменьшение этой величины к настоящему времени - акты ввода в эксплуатацию строившихся, реконструированных и приобретённых основных средств; акты по утилизации и платежные поручения о перечислении денежных средств от сдачи металлолома в федеральный бюджет по списанным объектам недвижимого имущества; восстановить на балансе предприятия объект недвижимого имущества - магазин Емельянова (инвентарный номер - 1083), а также ПК «Милорем» должен был заключить с Территориальным управлением Росимущества по Тамбовской области договоры аренды на земельные участки.

В тоже время Территориальному управлению Росимущества по Тамбовской области было необходимо: в целях осуществления технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, являющихся федеральной собственностью и регистрации права собственности. Российской Федерации на данные объекты запросить в Росимущества средства из федерального бюджета в размере 1350000 (один миллион триста пятьдесят тысяч) рублей; заключить договоры аренды на земельные участки с ПК «Милорем», а также принять к сведению предложение филиала ФГУП «Федеральный компьютерный центр фондовых и товарных информационных технологий» по Центральному федеральному округу (далее - ФГУП «ФТ-Центр») о возможности привлечения ФГУП «ФТ-Центр» к осуществлению проведения технической инвентаризации объектов недвижимого имущества, являющихся федеральной собственностью и регистрации права собственности Российской Федерации на данные объекты недвижимости, а также предложение о закреплении на праве хозяйственного ведения объектов производственного назначения, арендуемых ПК «Милорем» за ФГУП «ФТ-Центр».

Во исполнение указанных требований ТУ Росимущество потребовалось оформить технические паспорта на объекты недвижимости, арендуемые ПК «Милорем» по договору от 07.04.1995 г. №71б и расположенные по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Привокзальная,1.

24.05.2007 г. Росимущество поручило ФГУП «ФТ-Центр», который в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 12.01.2005 г. №17-р отнесен к ведению Росимущества, обеспечить проведение технической инвентаризации объектов недвижимости, расположенных по адресу: Тамбовская область, г. Мичуринск, ул. Привокзальная, д.1, что подтверждается письмом от 24.05.2007 г. №8-2465.

27.08.2007 г. для исполнения указанного поручения Росимущества был заключен договор №355/1 на выполнение работ по технической инвентаризации объектов недвижимости.

Данный договор не был исполнен по причине недопуска уполномоченных на то лиц на территорию ПК «Милорем» непосредственно к объектам имущества.

Как следует из искового заявления и дополнений к нему, основанием для обжалования ПК «Милорем» действий ТУ Росимущества послужил вывод ПК «Милорем» о готовящееся приватизации арендованного им имущества и передачи его в уставной капитал ОАО «РЖД».

В обоснование выводов изложенных в исковом заявлении и дополнений к нему, ПК «Милорем» указывает на то, что в силу п.4.2.1 договора аренды №71б от 07.04.1995 г. ПК «Милорем» имеет право на выкуп арендованного имущества и при возможной приватизации арендованного им имущества его права могут быть нарушены.

Суд считает, что доводы ПК «Милорем», изложенные в исковом заявлении и дополнений к нему, ошибочными и противоречащим фактическим обстоятельствам дела по следующим основаниям.

Пунктом 4 ст. 200 АПК РФ установлено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания действий ТУ Росимущества по проведению технической инвентаризации арендованного имущества ПК «Милорем» необходимо наличие двух условий: несоответствии закону данных действий и нарушение ими прав и законных интересов субъекта в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Однако действия ТУ Росимущества по проведению технической инвентаризации арендованного имущества ПК «Милорем» с целью приватизации арендованного имущества и передачи его в уставной капитал ОАО «РЖД» законных интересов заявителя не нарушает.

Поскольку из представленных в материалы дела документов следует, что действий со стороны ТУ Росимущества по проведению технической инвентаризации арендованного имущества ПК «Милорем» с целью приватизации арендованного имущества и передачи его в уставной капитал ОАО «РЖД» не осуществлялось, а, следовательно, оснований считать, что права и законные интересы общества нарушенными не имеется.

Кроме того, судом отмечено, что действия ТУ Росимущества по проведению технической инвентаризации арендованного имущества ПК «Милорем» были направлены на защиту прав собственника с целью оформления прав на данное имущество в установленном порядке за Российской Федерацией.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.11.2004 г. № 691 ТУ Росимущество является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, в соответствии со ст. 209 ГК РФ вправе владеть, пользоваться и распоряжаться своим имуществом и совершать в отношении него любые действия, не нарушая при этом нормы права и охраняемые законом интересы третьих лиц.

Соответственно ТУ Росимущество имело право принять Решение о проведении технической инвентаризации объектов недвижимости по адресу г. Мичуринск, ул. Привокзальная, 1, с привлечением подведомственного Росимуществу ФГУП «ФТ-Центр» и не за счет средств федерального бюджета.

ПК «Милорем» в материалы дела не представил ни одного документа, из которого следовало, что техническая инвентаризация осуществляется не с целью закрепления прав за Российской Федерацией, а с целью приватизации и передачи арендованного ПК «Милорем» имущества в уставной капитал ОАО «РЖД».

Также суд не принимает довод ПК «Милорем» о не правомерности финансирования технической инвентаризации на основании трехстороннего договора № 355/1 от 27.08.2007 г. к проведению работ по технической инвентаризации привлечено ГУПТИ по Тамбовской области, а финансирование работ возложено на ООО «Согласие».

Поскольку ПК «Милорем» не представил доказательств, что данный договор признан недействительным (ничтожным), а также, что все действия и распоряжения на основании которых он был заключен недействительными (незаконными).

На основании изложенного суд считает, что требования заявителя не подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, -

СУД

Решил:

Решение арбитражного суда может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в Девятнадцатый апелляционный арбитражный суд (394006, Воронеж, ул. Платонова, дом 8), а также в порядке кассационного обжалования в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течении двух месяцев со дня его вступления в законную силу, через арбитражный суд Тамбовской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда www.19aac.ru или Федерального арбитражного суда Центрального округа www/fasuo.arbitr.ru.

Судья А.А. Тишин