Судебная практика

Решение от 12.03.2009 №А46-3888/2009. По делу А46-3888/2009. Омская область.

Решение

город Омск

12 марта 2009 года

№ дела

А46-3888/2009

Резолютивная часть решения объявлена 12 марта 2009 года.

Полный текст решения изготовлен 12 марта 2009 года.

Арбитражный суд Омской области

в соста Ф.И.О. Пермякова,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Готовцевой Ю.Е.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Министерства здравоохранения Омской области,

о привлечении к административной ответственности Общества с ограниченной ответственностью «Доброе лекарство» (далее – ООО «Доброе лекарство»),

при участии в судебном заседании:

от заявителя – Кащеевой Ю.В., действующей на основании доверенности от 03.07.2008 № 4349, удостоверение № 142 от 16.06.2008,

от заинтересованного лица – Летучих С.В., выдан Отделом № 1 УФМС России по Омской области в САО г.Омска 10.07.2008,

Установил:



Министерство здравоохранения Омской области обратился в Арбитражный суд Омской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Доброе лекарство» к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях на основании протокола об административном правонарушении от 18.02.2009.

В судебном заседании представитель Министерства здравоохранения Омской области заявленное требование поддержал, указав, что факт совершения ООО «Доброе лекарство» административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, подтвержден материалами дела.

Представитель заинтересованного лица факт совершения вменяемого в вину правонарушения не отрицал.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей сторон, суд Установилследующие обстоятельства.

ООО «Доброе лекарство» зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по САО г.Омска за основным государственным регистрационным номером 1035501000897.

18 февраля 2009 года комиссией Министерства здравоохранения Омской области проведена проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении подлежащей лицензированию фармацевтической деятельности в аптечном пункте, расположенном по адресу: 644092, город Омск, проспект Комарова, дом 3.

В результате проверки выявлены нарушения ООО «Доброе лекарство» лицензионных требований и условий, предусмотренных «Положением о лицензировании фармацевтической деятельности», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416.

Выявленные административных органом нарушения послужили основанием для составления советником отдела лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности управления лицензирования и контроля за медицинской и фармацевтической деятельностью Министерства здравоохранения Омской облас Ф.И.О. протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

На основании данного протокола заявитель обратился в Арбитражный суд Омской области с требованием о привлечении ООО «Доброе лекарство» к административной ответственности.

Исследовав и оценив обстоятельства дела, имеющиеся в деле доказательства, арбитражный суд находит требование заявителя подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Часть 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией).

Согласно статье 2 Федерального закона Российской Федерации «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.09.2001 № 128-ФЗ лицензия - это специальное разРешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

Подпункт 47 пункта 1 статьи 17 названного закона обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к получению лицензии на осуществление фармацевтической деятельности.

Как усматривается из материалов дела, ООО «Доброе лекарство» осуществляет предпринимательскую деятельность на основании лицензии № 99-02-012288 от 02.11.2006 на осуществление фармацевтической деятельности, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, и предусматривающей право заинтересованного лица на виды работ, выполняемых в составе лицензируемого вида деятельности, поименованных в приложении к ней, а именно: розничную торговлю лекарственными средствами без права работы с сильнодействующими и ядовитыми веществами списков ПККН.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, включающей оптовую, розничную торговлю лекарственными средствами и изготовление лекарственных средств, определяется Постановлением Правительства РФ от 06.07.2006 № 416 «Об утверждении положения о лицензировании фармацевтической деятельности».



В соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Положения, под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных подпунктами «а» - «д» пункта 4 настоящего Положения.

Из материалов дела усматривается, что в ходе проведения проверки заявителем был выявлен факт нарушения ООО «Доброе лекарство» подпункта «в» пункта 4 указанного Положения.

Согласно подпункту «в» пункта 4 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении фармацевтической деятельности относится соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными средствами, требований статьи 32 Федерального закона «О лекарственных средствах» и правил продажи лекарственных средств, утверждаемых в соответствии со статьей 26 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В соответствии с пунктом 4 статьи 32 Федерального закона от 22.06.1998 № 86-ФЗ «О лекарственных средствах» правила и порядок отпуска лекарственных средств определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти, в компетенцию которого входит осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обращения лекарственных средств.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 года № 321, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей, является Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Во исполнение данной нормы приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 04.03.2003 № 80 утвержден Отраслевой стандарт ОСТ 91500.050007-2003, который является обязательным для всех аптечных организаций независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, осуществляющих розничную торговлю лекарственными средствами (пункт 1.2 Отраслевого стандарта).

Согласно пункту 5.4 Отраслевого стандарта лекарственные препараты (лекарственные средства) следует хранить раздельно с учетом их физических и физико-химических свойств, воздействия на них различных факторов внешней среды в соответствии с установленными требованиями (в данном случае в соответствии с Инструкцией по организации хранения в аптечных учреждениях различных групп лекарственных средств и изделий медицинского назначения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 13.11.1996 № 377).

Пунктом 4.1.2 названной Инструкции предусмотрено, что лекарственные средства, требующие защиты от действия света, следует хранить в таре из светозащитных материалов (стеклянной таре оранжевого стекла, металлической таре, упаковке из алюминиевой фольги или полимерных материалов, окрашенных в черный, коричневый или оранжевый цвета), в темном помещении или шкафах, окрашенных внутри черной краской с плотно пригнанными дверцами или в плотно сбитых ящиках с плотно пригнанной крышкой. Для хранения особо чувствительных к свету лекарственных веществ (нитрат серебра, прозерин и др.) стеклянную тару оклеивают черной светонепроницаемой бумагой (пункт 4.1.3 Инструкции).

Согласно пункту 4.5.2 Инструкции, лекарственные средства, требующие защиты от воздействия повышенной температуры, следует хранить при комнатной (18 - 20 град. C) прохладной (или холодной) - (12 - 15 град. C) температуре. В некоторых случаях требуется более низкая температура хранения (например, для АТФ - (3 - 5 град. C)), что должно быть указано на этикетке или в инструкции по применению препарата.

В силу пункта 5.6 Отраслевого стандарта к хранению лекарственных препаратов (лекарственных средств) списков «А» и «Б» предъявляются особые требования, в частности: лекарственные препараты (лекарственные средства), относящиеся к спискам «А» и «Б» (независимо от лекарственной формы), хранятся изолированно, в запирающихся металлических шкафах под замком (список «А») и в деревянных шкафах под замком (список «Б»); деревянные шкафы для хранения указанных лекарственных средств списка «Б» после окончания рабочего дня должны запираться.

Далее, согласно пункту 2.8 Порядка отпуска лекарственных средств, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14 декабря 2005 № 785, не Ф.И.О. заводской упаковки лекарственных средств. В исключительных случаях при невозможности аптечным учреждением (организацией) выполнить назначение врача (фельдшера) Ф.И.О. заводской упаковки. При этом лекарственное средство должно отпускаться в аптечной упаковке с обязательным указанием наименования, заводской серии, срока годности лекарственного средства, серии и даты по лабораторно-фасовочному журналу и предоставлением больному другой необходимой информации (инструкция, листок-вкладыш и т.д.).

В соответствии с пунктом 3.19 Отраслевого стандарта допускается открытая выкладка лекарственных препаратов безрецептурного отпуска и других товаров, разрешенных к отпуску из аптечных организаций.

Как усматривается из материалов дела, в результате проверки выявлены следующие нарушения ООО «Доброе лекарство» вышеуказанных норм:

не обеспечивались необходимые условия хранения лекарственных средств, требующих защиты от света (лекарственные средства: цитофлавин, ревит, кислота аскорбиновая, ундевит, гексавит, викасол, эутирокс, глибенкламид, фезам, акридидол, гипотиазид и др. хранились в незакрывающихся шкафах),

не соблюдались требования по хранению сильнодействующих и ядовитых лекарственных средств списков А и Б,

не обеспечивались необходимые условия хранения лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры,

при отпуске лекарственны Ф.И.О. заводской упаковки не всегда производится запись в журнал лабораторно-фасовочных работ,

допускается выкладка на витрине лекарственных средств, отпускаемых по рецепту врача.

В соответствии с положениями части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона арбитражного процесса должна доказать обстоятельства, на которые она ссылается в обоснование своих требований. Это положение не отменяется возложением бремени доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола на административный орган.

Согласно статье 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.

В данном случае имеющиеся в материалах дела документы являются достаточными доказательствами факта совершения заинтересованным лицом вмененного ему правонарушения.

С учетом изложенного, несоблюдение обозначенных выше правовых норм квалифицируется по части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, как осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), которое влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Таким образом, суд находит квалификацию заявителем деяния ООО «Доброе лекарство» по части 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях правильной, а, следовательно, требование о привлечении заинтересованного лица к ответственности за совершение административного правонарушения, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

Решил:

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Доброе лекарство», расположенное по адресу: 644050, город Омск, проспект Мира, дом 34 «а», квартира 40, зарегистрированное в качестве юридического лица Инспекцией Министерства РФ по налогам и сборам по САО г.Омска за основным государственным регистрационным номером 1035501000897, к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 40 000 рублей.

Указанную сумму административного штрафа перечислить по следующим реквизитам: ГРКЦ ГУ Банка России по Омской области (г.Омск), БИК 045209001, ИНН 5503079310, КПП 550301001, УФК по Омской области (Министерство здравоохранения по Омской области), счет № 40101810100000010000, КБК 00611690020020000140, ОКАТО 52401000000.

Настоящее Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия и может быть обжаловано в течение этого срока лицами, участвующими в деле, путем подачи апелляционной жалобы.

Судья В.В.Пермяков