Судебная практика

Решение от 23.11.2007 №А63-7828/2007. По делу А63-7828/2007. Ставропольский край.

Решение г. Ставрополь Дело № А63-7828/2007-С2-14

Резолютивная часть решения объявлена 20 ноября 2007 года.

Решение изготовлено в полном объеме 23 ноября 2007 года.

Арбитражный суд в составе:

судьи Субботиной И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Пешковой И.Ю.,

рассмотрев заявление

ПБОЮЛ Дерябин И.А., г. Ставрополь

к Администрации г. Ставрополя

Комитету градостроительства администрации г. Ставрополя;

МУП «Земельная палата», г. Ставрополь;

Комитету по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя

о признании незаконным бездействия администрации по предоставлении земельного участка и обязании утвердить акт выбора земельного участка

при участии в судебном заседании -

от заявителя: Лупанова З.В. – представитель, дов. от 01.10.2007;

от заинтересованных лиц: Администрация г. Ставрополя: Степаненко С.Н. – консультант отд. претенз-иск раб., дов. № 01/1-4-17 от 03.02.2007;



Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя: Дубинина Н.А. – нач. отд. пр. отн., дов № 09/02-01/1-1821 от 01.10.2007;

МУП «Земельная палата», г. Ставрополь: Гуторова И.В. – ю/к, дов. № 09/1-1028-01 от 09.08.2007,

Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя: не явился;

ОД «Ставропольский городской протестный ком Ф.И.О. – учредитель, выписка из ЕГРЮЛ №10-19/002464, Ф.И.О. - учредитель, выписка из ЕГРЮЛ №10-19/002464, Ф.И.О. - учредитель, выписка из ЕГРЮЛ №10-19/002464,
< Ф.И.О.

Шкуропатов Михаил Васильевич.

Установил:

ПБОЮЛ Дерябин И.А., г. Ставрополь обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к заинтересованному лицу - Администрации г. Ставрополя, третьи лица – Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, МУП «Земельная палата», Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, привлеченные третьи лица – Общественное движение «Ставропольский городской протестный комитет Ф.И.О. и Шкуропатов Михаил Васильевич о признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя выразившееся в не рассмотрении вопроса об утверждении акта выбора земельного участка для строительства административного здания со складскими помещениями по пр. Кулакова, 19а в квартале 420 в г. Ставрополе и обязании утвердить акт выбора земельного участка для строительства административного здания со складскими помещениями по пр. Кулакова, 19а в квартале 420 в г. Ставрополе (уточненные исковые требования).

В судебном заседании истец поддержал уточненные исковые требования.

Администрация города Ставрополя исковые требования не признала, мотивируя тем, что бездействие администрации не является незаконным, поскольку в соответствии с п. 4 ст. 1 и п. 3 ст. 31 Земельного кодекса РФ имеется заключение ОД «Ставропольский городской протестный комитет», согласно которого спорный земельный участок принадлежит жителям жилых домов и отведен под детскую площадку, вследствие чего администрация посчитала нецелесообразным принимать Постановление об утверждении акта выбора земельного участка предпринимателю Дерябину И.А.

Комитет градостроительства администрации города Ставрополя указал, что на то, что им был изготовлен проект постановления об утверждении акта выбора земельного участка и предоставлении двух земельных участков для строительства по данным, предоставленным кадастровой палатой, согласно которых спорный земельный участок отнесен к землям поселений. Исковые требования комитет не признал по основаниям, указанным Администрацией города Ставрополя. Кроме того, указал на нарушение нормы об информировании населения при предоставлении земельного участка в аренду в 2005 году.

МУП «Земельная палата» указало, что в соответствии с уставом осуществляет оформление правоустанавливающих документов, которые передаются на визирование в администрацию города. Заинтересованное лицо несет ответственность исключительно только за правильность оформления землеотводных и правоустанавливающих документов. По существу МУП «Земельная палата» исковые требования считает не подлежащими удовлетворению, поскольку было получено отрицательное заключение ОД «Ставропольский городской протестный комитет», т.к. спорный земельный участок принадлежит собственникам прилегающих домов и используется под детскую площадку.

Представители Общественного движения «Ставропольский городской протестный комитет» исковые требования не признали, поскольку установленные законом права на спорный земельный участок имеют собственники многоквартирного жилого дома. С момента формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. И права на распоряжение земельным участком (в том числе и по передаче его для строительства предпринимателю Дерябину И.А) администрация города не имеет.

Следовательно, по мнению представителей третьего лица, выделение земельного участка предпринимателю Дерябину И.А. во внутриквартальной застройке за счет уничтожения детской площадки и изменения границ придомовой территории жилого многоквартирного дома №19 по пр. Кулакова, является незаконным, т.к. проведено с нарушением Земельного, Жилищного и Градостроительного законодательства, а также препятствует безопасному проживанию граждан.

Привлеченные в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, жильцы дома по пр. Кулакова, 19 Ф.И.О. и Шкуропатов Михаил Васильевич исковые требования не признали, мотивируя несоблюдением порядка предоставления земельного участка Дерябину И.А. в части неинформирования местного населения и несогласования с ними. Кроме того, жильцы многоквартирного дома имеют право на бесплатную приватизацию земельного участка, на котором расположен дом и прилегающая территория (в том числе и детская площадка), поскольку при строительстве жилого дома по пр. Кулакова, 19 был выделен земельный участок площадью 0,87 га в постоянное (бессрочное) пользование.

Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, будучи надлежащим образом извещенным о дне рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.



Суд, в соответствии со ст. 156 АПК РФ рассматривает спор в отсутствие представителя КУМИ г. Ставрополя по имеющимся материалам дела.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

21 декабря 2001 года Постановлением Главы г. Ставрополя № 8059 предпринимателю Дерябину И.А. был предоставлен в аренду на 2 года земельный участок площадью 300 кв.м. по адресу г. Ставрополь, пр. Кулакова, 19а для проектирования административного здания со складскими помещениями.

На основании указанного постановления 21 декабря 2001 года № 1690 между предпринимателем Дерябиным И.А. и Комитетом по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя был заключен договор аренды земельного участка, зарегистрированный 17 августа 2002 года в Управлении юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним на территории СК.

27 июля 2004 года дополнительным соглашением договор аренды от 21 декабря 2001 года № 1690 был продлен на 2 года (с 23.06.2004 г. по 22.06.2006 г.) и зарегистрирован 10 июня 2005 года в Управлении Федеральной регистрационной службы по СК.

На протяжении всего времени производилась арендная плата за предоставленный земельный участок, что подтверждается платежным поручением № 327 от 01.11.2005 года.

Согласно пункту 2.6. Постановления № 8059 от 21 декабря 2001 года предприниматель Дерябин И.А. был обязан разработать проектно - сметную документацию и согласовать в установленном порядке с департаментом архитектуры, градостроительства и землепользования администрации города Ставрополя и со всеми заинтересованными службами города.

Во исполнение указанного пункта Постановления Предприниматель Дерябин И.А. заказал проект административного здания со складскими помещениями по адресу пр. Кулакова, 19а.

В 2004 году проект административного здания со складскими помещениями по адресу пр. Кулакова, 19а был готов.

В пояснительной записке к проекту (Раздел 1) Главный архитектор г. Ставрополя в архитектурно - планировочном задании обратил внимание на необходимость получения технических условий в Ставропольской городской организации «Всероссийское общество инвалидов» и учесть проектом социально - функциональные требования доступности инвалидов и маломобильных групп населения в соответствии с СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения».

Согласно статье 13 ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» архитектор и юридическое лицо при осуществлении архитектурной деятельности обязаны соблюдать требования архитектурно -планировочного задания. Во исполнение указанного требования ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» Дерябин И.А. обратился в Ставропольскую городскую организацию «Всероссийское общество инвалидов».

15 июля 2003 года Ставропольская городская организация «Всероссийское общество инвалидов» дало Дерябину И.А. техническое задание на проектирование пандуса или другого устройства, обеспечивающего возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

Согласно пункту 3.13. СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» все здания и сооружения, которыми могут пользоваться инвалиды, должны иметь как минимум один доступный вход, который при необходимости должен быть оборудован пандусом или устройством, обеспечивающим возможность подъема инвалида на уровень входа в здание, его первого этажа или лифтового холла.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Госстроя РФ и Министерства труда и социального развития РФ № 74/51 от 22 декабря 1999 года «Об утверждении Порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры» при проектировании, строительстве объектов социальной инфраструктуры необходимо руководствоваться законодательными, нормативными правовыми и нормативно - методическими документами федеральных органов исполнительной власти РФ, определяющими требования к созданию среды жизнедеятельности, доступной для инвалидов.

Во исполнение указанного Постановления 15 апреля 2005 года Дерябин И.А. обратился в Администрацию г. Ставрополя, с просьбой выполнить прирезку земельного участка к проекту административного здания со складскими помещениями по адресу пр. Кулакова, 19-а, для проектирования пандуса.

Данное заявление было направлено в управление архитектуры администрации юрода Ставрополя для рассмотрения, о чем свидетельствует штамп входящей корреспонденции на заявлении Дерябина И.А.

Управлением архитектуры было подготовлено положительное градостроительное заключение № 967, о возможности предоставления дополнительного участка на период строительства.

Данное заключение было согласовано с заместителем главы города и утверждено главным архитектором.

На основании положительного градостроительного заключения о возможности предоставления земельного участка по испрашиваемому адресу, экспертного заключения ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае» санитарно-эпидемиологического заключения №168 от 18.08.2005г., санитарно- эпидимиологическое заключение №26.01.08.000.Т.000500.09.05 от 7.09.2005г. было подготовлено землеустроительное дело.

Земельный участок поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 26:12:01 03 03:0091. Согласно сведениям государственного земельного кадастра земельный участок, предоставляемый ИП Дерябина И.А. правами третьих лиц не обременен.

Положение о комиссии по согласованию акта выбора, ее состав и форма акта выбора земельного участка для строительства утверждены Постановлением главы администрации города Ставрополя от 11.08.2003 № 4982 на основании ТСН «Порядок предпроектной и проектной подготовки строительства на территории Ставропольского края», утвержденными приказом Министерства ЖКХ строительства и архитектуры СК от 16.11.2001 №186 признаются действительными при наличии соответствующих согласований с отраслевыми (функциональными) органами администрации города Ставрополя, инженерно-техническими службами и заключений санитарно - эпидемиологической и природоохранной служб.

В соответствии с указанным Постановлением ИП Дерябин И.А. согласовал акт выбора земельного участка с компетентными службами.

Был подготовлен проект постановления «Об утверждении акта выбора земельного участка, согла Ф.И.О. места размещения административного здания со складскими помещениями и предоставлении двух земельных участков для строительства и организации строительства по проспекту Кулакова, 19а в квартале, 420», согласно которому утверждался акт выбора земельного участка и предоставлялось Дерябину И.А. земельный участок площадью 320 кв.м. для строительства административного здания со складскими помещениями в аренду сроком на 3 года и земельный участок площадью 712 кв.м. (в том числе 279 кв.м. с особым режимом использования) для организации строительства административного здания со складскими помещениями (без права капитального строительства).

Однако работы по подготовке правоустанавливающих документов на данный земельный участок, а именно принятие решения о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт выбора земельного участка и предоставление его для строительства административного здания со складскими помещениями были приостановлены, что послужило для истца основанием для обращения с иском о признании незаконным бездействия администрации города Ставрополя выразившееся в не рассмотрении вопроса об утверждении акта выбора земельного участка.

Предоставление земельных участков для строительства на территории города относится к исключительной компетенцией органов местного самоуправления (ст. 11 ЗК РФ, п.26 ст. 42 Устава г. Ставрополя, ст. 29 Земельного кодекса РФ). При этом законом установлен порядок предоставления земельных участков для строительства, согласно которому, предоставление производится по заявлению заинтересованного лица, на основании решения местного самоуправления, при условии предоставления необходимого пакета документов и предварительного проведения работ по формированию земельного участка.

В соответствии со статьей 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию двумя способами:

без предварительного согласования мест размещения объектов в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ;

с предварительным согласованием мест размещения объектов в порядке, предусмотренном пунктом 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ.

В состав процедуры предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта включаются следующие стадии:

Осуществляется выбор земельного участка для размещения объекта и принимается Решение о предварительном согласовании места его размещения.

Проводятся работы по формированию земельного участка.

Земельному участку присваивается кадастровый номер.

Принимается Решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном ст.32 ЗК РФ.

Правовое значение решения о предварительном согласовании места размещения объекта заключается в том, что на его основе затем принимается Решение о предоставлении участка (Постановление главы города Ставрополя о предоставлении земельного участка).

Согласно пункта 4 статьи 1 и пункта 3 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено право граждан на участие в решении вопросов, касающихся их прав на землю.

В связи с сложившейся практикой при предоставлении земельных участков для строительства с предварительным согласованием мест размещения объектов, а также земельных участков для целей не связанных со строительством, расположенных в непосредственной близости к многоквартирным жилым домам, проекты постановлений главы города Ставрополя о предоставлении таких земельных участков рассматриваются Ставропольским городским протестным комитетом, являющимся общественным движением.

На данный проект постановления главы города «Об утверждении акта выбора земельного участка, согла Ф.И.О. места размещения административного здания со складскими помещениями и предоставлении двух земельных участков для строительства и организации строительства по проспекту Кулакова, 19а в квартале, 420 представителями протестного комитета дано отрицательное заключение, согласно которому спорный земельный участок принадлежит жителям дома по пр.Кулакова, 19, на котором находится детская площадка (т. 2 л.д. 52).

Па имя вице-мэра города Ставрополя, начальником управления правового обеспечения деятельности администрации города Ставрополя была направлена служебная записка, о нецелесообразности принятия проекта постановления «Об утверждении акта выбора земельного участка, согла Ф.И.О. места размещения административного здания со складскими помещениями и предоставлении двух земельных участков для строительства и организации строительства по проспекту Кулакова, 19а в квартале, 420» (т.2 л.д. 53). В связи с чем проект данного постановления до настоящего времени не принят.

Решением № 170 от 22 марта 1979 года Ставропольского городского Совета народных депутатов земельный участок, площадью 0,87 га в квартале № 420 по пр. Кулакова, 19 г. Ставрополя, был предоставлен под строительство девятиэтажного 180-квартирного жилого дома со встроено-пристроенной столовой на 116 посадочных мест в постоянное бессрочное пользование согласно генплана (т. 2 л.д.96).

На основании вышеназванного решения 13 апреля 1979 года был подписан акт об отводе границ участка в натуре.

Размер земельного участка площадью 0,87 га., предоставленного для строительства и дальнейшей эксплуатации жилого дома по ул. Кулакова 19, определялся в соответствии с действующими на момент постройки дома градостроительными нормативами (СНиП П-60-75)

При этом в районах массовой жилой застройки в разные периоды строительства определялись удельные размеры элементов жилой территории, состоящей из:

территории под жилыми зданиями;

проездов и пешеходных дорог, ведущих к жилым зданиям, с обеспечением возможности проезда пожарных машин;

открытых площадок для временного хранения автомобилей;

придомовых зеленых насаждений;

площадок для отдыха взрослого населения;

площадок для игр детей;

хозяйственных площадок.

С момента заселения жилого дома №19 по ул. Кулакова в г. Ставрополе, жители этого дома более 20 лет добросовестно, открыто и непрерывно владели предоставленным им для нормальной эксплуатации дома земельным участком площадью 0,87 га., включающим и элементы придомовой территории.

В письме № 1389/04-12-06/380 от 23.05.2007 Администрация Промышленного района г. Ставрополя сообщила, что работы по благоустройству дворовой территории и установке дополнительного детского оборудования во дворе дома №19 по ул. Кулакова в г. Ставрополе включены в городскую программу «Мой двор» на 2008-2009 года (т.2 л.д. 54, 101, 104).

Согласно письма №263 от 22.10.2007 ООО «Управляющая компания – 5» указало, что уборочная площадь дома составляет: газон 4881 кв.м., асфальтовое покрытие 2 787 кв.м., деревья 30 шт*10 кв.м., а всего – 7 968 кв.м.

Более того, на протяжении всего периода эксплуатации жилого дома №19 по пр. Кулакова, его жители регулярно производили оплату за содержание придомовой территории, входящей в состав общего имущества жилого дома.

Как видно из генплана (т. 2 л.д. 96) и ситуационного плана экспликации, изготовленного институтом «Ставропольгражданпроект» (т.2 л.д. 177), а также документов по отводу земельного Ф.И.О. произошло наложение земельных участков.

Таким образом, земельный участок, на выделение которого претендует заявитель, обременен правами жителей дома № 19 по пр. Кулакова г. Ставрополя и правами пользователей пристройки к указанному дому.

Пункт 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства и иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома объекты, расположенные на указанном земельном участке. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

Согласно п.3 и п. 5 ст. 16 ФЗ «О введение в действие Жилищного кодекса» №189-ФЗ от 29.12.2004г., в случае, если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не сформирован и не поставлен на кадастровый учет до введения в действие ЖК РФ, то на основании решения общего собрания собственников помещений этого дома любое уполномоченное собранием лицо вправе обратиться в органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

С момента формирования земельного участка и проведения государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходят бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

Кроме того, согласно действующему Градостроительному кодексу РФ, строительство в застроенных кварталах и микрорайонах должно осуществляться в соответствии со статьями 41-46 Градостроительного кодекса РФ. Предоставление земельных участков на настроенных территориях должно осуществляться после установления границ застроенных земельных участков с учетом их фактического пользования и градостроительных нормативов и правил, действующих на момент застройки существующих домов.

Только после формирования земельных участков застроенных территорий и выявления свободных земельных участков, соответствующих по размерам градостроительным нормативам для проектируемого здания и сооружения, возможно предоставление земельных участков под застройку.

Исходя из вышеизложенного, суд расценивает бездействие Администрации города Ставрополя как правомерное, поскольку в случае утверждения акта выбора земельного участка для строительства административного здания со складскими помещениями по пр. Кулакова, 19а в квартале 420 в г. Ставрополе будут нарушены права и законные интересы физических лиц – жильцов многоквартирного жилого дома по пр. Кулакова, 19 в квартале 420 в г. Ставрополе.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167-170, 176, 177, 180-182, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 31, 36 Земельного кодекса РФ, ст. 36 Жилищного кодекса РФ, Арбитражный суд Ставропольского края

Решил:

В удовлетворении заявления ПБОЮЛ Дерябина И.А., г. Ставрополь к Администрации г. Ставрополя о признании незаконным бездействия администрации, выразившееся в не рассмотрении вопроса об утверждении акта выбора земельного участка для строительства административного здания со складскими помещениями по пр. Кулакова, 19а в квартале 420 в г. Ставрополе и обязании утвердить акт выбора земельного участка – отказать.

Решение может быть обжаловано в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме в порядке статей 257-260 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья И.В. Субботина