Судебная практика

Решение от 2007-11-23 №А68-2881/2006. По делу А68-2881/2006. Тульская область.

Именем Российской Федерации

Решение

г.Тула Дело № А68-ГП-315/7-06

дата вынесения решения: «16» ноября 2007 года

дата изготовления решения: «23» ноября 2007 года

Арбитражный суд Тульской области

в составе:

судьи Т.А.Шестопаловой,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ФГУ «Алексинский лесхоз» (ГУ ТО «Алексинский лесхоз»)

к ООО «Ветеран»

третьи лица: Администрация Тульской области, Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам

о взыскании,

при участии в заседании:

от истца: Соловьева Е.А.,

от ответчика: Положенцев П.П.,

от третьего лица: Горнаева Е.Н.,



Иск заявлен о взыскании убытков (упущенной выгоды) в виде суммы лесных податей.

03.08.07г. истец увеличил сумму иска до 206 132 руб. 20 коп.

Заявлением от 15.11.07г. за №506 ГУ ТО «Алексинский лесхоз» увеличил исковые требования за период с 01.06.04г. по 01.11.07г. до суммы 232 876 руб. 60 коп.

Требование истца основано на том, что 11.05.04г. закончился срок действия договора аренды на участок лесного фонда площадью 2,5 га в квартале 15, 16 Сотнинского лесничества Алексинского лесхоза для культурно-оздоровительных целей. Новый договор аренды не заключен. В период с 01.06.04г. истец не смог сдать участок в аренду, согласно ст. 104 ЛК РФ лесные подати взимаются за все виды землепользования, подлежат перечислению в бюджет области. То есть, не получены денежные средства за период с 01.06.04г. по 01.11.07г. Истец представил расчет лесных податей в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами на территории Тульской области, и обязательными на всей территории России.

Ответчик иск не признал, в отзыве на иск от 17.07.06г., считая, что являясь собственником зданий - базы отдыха на земельном участке, имеет право на заключение договора аренды, на приватизацию. Если нет договора аренды, нет арендной платы (ст. 105 ЛК РФ).

В дополнительном отзыве на иск от 18.07.07г. (вх.) ответчик считает, что никакие коэффициенты к расчету арендной платы не должны быть применены, так как расчетная цена выросла в 10 раз. Размер арендной платы не должен превышать 4 000 рублей за 1 га в год.

Для пояснения порядка и размера взимания лесных податей к участию в дело был привлечен Департамент Тульской области по экологии и природным ресурсам, которым в письме №23-12/694 от 28.07.07г дан полный расчет начисления арендной платы за пользование лесными участками для культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целей.

Оценив доводы лиц, участвующих в деле, документы и доказательства, суд исходит из того, что ответчик являясь лесопользователем земель лесного фонда и плательщиком лесных податей с 01.06.04г. по 12.02. 2006г. арендной платы с 13.02.07г. по 01.11.2007г. в общей сумме 232 876 руб. 60 коп.

На основании Постановления Губернатора Тульской области от 26.04.99г. №151 «О предоставлении участка лесного фонда в аренду ООО «Ветеран» ответчику был предоставлен участок лесного фонда №15-16 Сотинского лесничества площадью 2,5 га сроком на пять лет.

Алексинский лесхоз заключил с ООО «Ветеран» два договора аренды №1 и «2 от 11.05.99г. сроком на пять лет.

В соответствии со ст. 28 Лесного Кодекса РФ от 29.01.97г. №22-ФЗ в редакции №186-ФЗ от 23.12.03г., действующего на период арендных правоотношений действие договоров аренды было прекращено в связи с истечением срока их действия. Пункт 1 ст. 28 ЛК РФ предусматривает, что «право пользования участками лесного фонда и право пользования участками лесов, не входящих в лесной фонд, прекращаются при отказе лесопользователя от прав пользования, по истечении срока пользования, при прекращении деятельности юридического лица – землепользователя и в иных случаях, предусмотрены настоящим Кодексом и законодательством РФ».

При этом статьей 1 Лесного Кодекса РФ в п. 3 определено, что «законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, регулирующие лесные отношения не могут противоречить настоящему Кодексу и принимаемым в соответствии с ним федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом, регулирующим лесные отношения и иным актом, принимаемым в РФ, действует федеральный закон». В данном случае не могут быть применены нормы гражданского законодательства, а именно п. 2 ст. 621 ГК РФ, предусматривающие право возобновления договора аренды на неопределенный срок. То есть, довод ответчика, что договор аренды действует, противоречит названной статье 28 и 34 п. 1 Лесного Кодекса РФ.

Этим же Лесным Кодексом РФ в разделе V главы 13 ст. 103 ЛК РФ предусмотрено, что «платежи за пользование лесным фондом взимаются в виде лесных податей или арендной платы».

Как субъект лесных отношений (ст. 16 ЛК РФ) ГУ ТО «Алексинский лесхоз», осуществляет ведение лесного хозяйства, то есть его право на получение платежей с 01.06.04г. нарушено, между тем, ООО «Ветеран» продолжает использовать участок лесного фонда, поскольку на нем расположены объекты оздоровительной базы.

В соответствии с законом Тульской области № 144-3ТО от 15.06.99г. «О ставках лесных податей и арендной платы за пользование лесным фондом в Тульской области» истцом составлен расчет неполученной арендной платы, исходя из базовых размеров платы за перевоз лесных земель в нелесные, и за изъятие земель лесного фонда. Основанием для применения установленных коэффициентов, исходя из базовых ставок, являются Правила взимания и учета платы за перевод лесных земель лесного фонда. В п. 1 этих правил установлено, что они применяются к случаям пользования лесным фондом.



За пользование лесным фондом в культурно-оздоровительных целях … размер арендной платы установлен до 20 минимальных размеров оплаты труда, при этом повышающий коэффициент в запретных полосах лесов по берегам рек, озер, водохранилища и других водных объектов, запретных полосах, защищающие нерестилища ценных промысловых рыб составляет 6, а повышающий коэффициент в Тульской области, в том числе Алексинском районе с учетом социальном экономических условий установлен в 1,7. То есть, за период с 01.06.04г. по 12.02.06г. арендная плата составила 93 500 руб. (2 000 руб. 8 2,5 га *6*1,7), то есть 51 000 руб. :12*20+1699,99 (12 дней февраля) 86 699 рублей 99 коп. с 13.02.06г. ставки лесных податей изменились в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов РФ ФА Лесного хозяйства за № 323 от 07.12.05г. (зарегистрирован в Минюсте РФ 20.01.06г. №7400). Базовая ставка лесных податей для Алексинского лесхоза установлена в 8890 руб. за 1 га в год.

Ставка лесных податей устанавливается за пользование лесным фондом для культурно-оздоровительных целей исходя из следующей формулы:

А=Б*(К1+К2)*К3,

Где Б – базовая лесных податей,

К1 – коэффициент, учитывающий экологическую составляющую оценки земель лесного фонда; (0,5);

К2 - коэффициент, учитывающий приближенность участка лесного фонда к автомобильным дорогам общего пользования; (3,0);

К3 - коэффициент, учитывающий площадь участка ленного фонда (1,0). В год арендная плата с 13.02.06г. составила 31115 рублей за 1 га, за 2,5 га =77 787,5 руб.

За период с 13.02.06г. по 03.06.07г. сумма арендных платежей за 15 месяцев и 18 дней (15 дней февраля и 3 дня июня) составила 102 258 руб. 14 коп.

С 04.06.07г. по 01.11.07г. размер арендной платы устанавливается в соответствии с Постановлением Правительства РФ №310 от 22.05.07г. «О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».

Ставка платы за гектар в год установлена 9510 рублей, с применением коэффициента 1,5 в отношении защитных лесов, коэффициента 3 отдаленность от автомобильных дорог (от 1 до 2 км). В год арендная плата составила бы 106 987,5 руб. за 2,5 га. Истец предъявляет за период с 04.06.07г. по 01.11.07г. рассчитав сумму 35 660 руб., то есть менее чем причитается за этот период. Суд за пределы исковых требований не выходит, по учитывая период взыскания включительно по 01.11.07г. сумма долга составила 233 533 руб. 73 коп. взысканию подлежит сумма, которую заявил истец – 232 876 руб. 60 коп.

Поскольку ответчик не заключил договор аренды, но фактически использует земли лесного фонда, истец в соответствии со ст. 15 ГК РФ вправе требовать неполученных доходов (упущенной выгоды). Полномочия лесхозов определены ст. 23 ЛК РФ (действующего на данный момент).

Согласно действующего Лесного Кодекса РФ № 200-ФЗ от 04.12.06г. статьей 94 ЛК РФ предусмотрена платность использования лесов РФ в виде арендной платы или платы по договору купли-продажи лесных насаждений. Арендная плата согласно ст. 73 ЛК РФ определяется в соответствии с частями 2, 3, 4 этой статьи, где в ч. 3 предусмотрено, что «ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления».

То есть, истец рассчитал неполученную арендную плату исходя из действующих нормативно-правовых актов на период взыскания.

Арбитражный суд руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 110, 49, 180, 319АПК РФ

Решил:

Исковые требования ГУ Тульской области «Алексинский лесхоз» удовлетворить полностью.

Взыскать с ООО «Ветеран» упущенную выгоду (убытки) в виде неполученных лесных податей в сумме 232 876 руб. 60 коп. в пользу ГУ Тульской области «Алексинский лесхоз»;

в доход Федерального бюджета РФ госпошлину 6157 руб. 52 коп.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его вынесения в 20 Апелляционный арбитражный Суд.

Судья Т.А.Шестопалова