Судебная практика

Решение от 14.04.2008 №А78-973/2008. По делу А78-973/2008. Читинская область.

Решение

г. Чита Дело №А78-973/2008

С2-28/52

14 апреля 2008 г.

Арбитражный суд Читинской области

в составе:

судьи Литвинцева *.*.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пашковой *.*.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Общества с ограниченной ответственностью «Забайкальские ресурсы»

к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Читинской области,

третье лицо – Управление по недропользованию по Читинской области,

об оспаривании Акта № НЗ-2007/в от 30.11.2007 г. и предписания № НЗ-207/в от 30.11.2007 г.

при участии:

от заявителя: Давыдкиной *.*. – представителя по доверенности от 20.02.2008 г., Очирова *.*. – представителя по доверенности от 14.03.2008 г., Енакиева *.*. – представителя по доверенности от 05.02.2008 г., Пекаревой *.*. – представителя по доверенности
от 31.03.2008 г.;

от административного органа: Калагур *.*. – представителя по доверенности от 08.03.2008 г., Спасской *.*. – представителя по доверенности от 18.03.2008 г.;

от третьего лица: Долбака *.*. – представителя по доверенности от 07.03.2008 г.,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) «Забайкальские ресурсы» (далее – ООО «Забресурсы») обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Читинской области (далее – Управление Росприроднадзора по Читинской области) о признании недействительными:

рекомендации по применению к ООО «Забресурсы» при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 13535 ТР ограничительных мер в части производства добычных работ до утверждения запасов полезного ископаемого на объекте недропользования, указанной в Акте № НЗ-207/в от 30.11.2007 г.;

пункты 1 и 4 Предписания № НЗ-2007/в от 30.11.2007 г.

В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечено Управление по недропользованию по Читинской области (далее – Читанедра).

В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что указанные в заявлении рекомендация, содержащаяся в Акте, и пункты 1 и 4 Предписания подлежат отмене, как несоответствующие закону и иным нормативным правовым актам, поскольку нарушают права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, незаконно возлагают на ООО «Забресурсы» дополнительные обязанности и создают препятствия для осуществления экономической деятельности.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования в полном объеме.

Представитель административного органа в судебном заседании в удовлетворении заявленных требований просили отказать.

В отзыве на заявление Управление Росприроднадзора по Читинской области ссылается на следующее.

По мнению административного органа, оспариваемый Акт проверки № НЗ-207/в от 30.11.2007 г. содержит лишь констатацию фактов, выявленных в ходе проверки, рекомендацию для
контролирующего органа и не порождает никаких правовых последствий для ООО «Забресурсы». Содержащиеся в пунктах 1 и 4 оспариваемого Предписания требования для недропользователя являются законными и обоснованными. Следовательно, заявленные требования не подлежат удовлетворению.

Представитель третьего лица в судебном заседании пояснил, что требование, содержащееся в пункте 1 оспариваемого Предписания, является правомерным. В тоже время требования в пункте 4 Предписания является необоснованным.

Заслушав доводы представителей участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.

Как установлено материалами дела, Управлением Росприроднадзора по Читинской области в ноябре 2007 г. была проведена внеплановая комплексная проверка соблюдения требований законодательства в сфере природопользования ООО «Забресурсы» при осуществлении им производственной деятельности по лицензии ЧИТ 13535 ТР на Илинском рудном поле.

30.11.2007 г. по результатам проверки был составлен Акт № НЗ-207/в, в котором рекомендуется применить к ООО «Забресурсы» при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 13535 ТР ограничительные меры в части производства добычных работ до утверждения запасов полезного ископаемого на объекте недопользования.

30.11.2007 г. на основании акта проверки от 30.11.2007 г. № НЗ-207/в Управлением Росприроднадзора по Читинской области ООО «Забресурсы» было выдано предписание № НЗ-207/в об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Согласно пункту 1 оспариваемого предписания, недропользователю предписывается в срок до 25.12.2007 г. представить обоснование объема добычи руды (20 тыс. тонн), предназначенной для проведения полупромышленных испытаний.

В пункте 4 оспариваемого предписания, недропользователю предписывается в срок до 01.03.2008 г. оформить Акт горного отвода.

Данные обстоятельства послужили основание для обращения ООО «Забресурсы» в арбитражный суд с указанным заявлением.

Согласно пункту 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный
суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Под ненормативным правовым актом понимается индивидуальный акт государственного или муниципального органа, адресованный конкретному лицу и содержащий обязательные для этого лица правила поведения.

Согласно вышеназванной норме, в арбитражный суд могут быть обжалованы как единоличные, так и коллегиальные действия (решения) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и при этом:

нарушают права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;

незаконно возлагают какие-либо обязанности;

создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Как следует из Акта проверки № НЗ-207/в от 30.11.2007 г., указанный документ содержит сведения о нарушениях, выявленных в ходе проверки деятельности недропользователя. Вместе с тем, его рекомендации адресованы не к проверяемому лицу, то есть ООО «Забресурсы», а иному органу, и не носят обязательный характер.

Таким образом, Акт проверки № НЗ-207/в от 30.11.2007 г. с содержащейся в нем рекомендацией не соответствует понятию ненормативного правового акта, так не содержит требований, обязывающих лицо, в отношении которого он составлен, совершить или воздержаться от каких-либо действий, неисполнение которых повлечет неблагоприятные последствия.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ арбитражный суд прекращает производство по
делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

Поскольку оспариваемый Акт проверки не соответствует понятию ненормативного правового акта и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, производство по делу в части требований о признании недействительной рекомендации по применению к ООО «Забресурсы» при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 13535 ТР ограничительных мер в части производства добычных работ до утверждения запасов полезного ископаемого на объекте недропользования, указанной в Акте № НЗ-207/в от 30.11.2007 г., подлежит прекращению.

Согласно пунктам 4 и 5 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, Решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, Решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии с преамбулой Закона РФ от 21.02.1992
N 2395-1 “О недрах“ (далее – Закон о недрах) недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии - ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в связи с геологическим изучением, использованием и охраной недр территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, а также в связи с использованием отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, торфа, сапропелей и иных специфических минеральных ресурсов, включая подземные воды, рассолы и рапу соляных озер и заливов морей.

Согласно статье 6 Закона о недрах недра предоставляются в пользование, в том числе для:

геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что недра могут предоставляться в пользование одновременно для геологического изучения (поисков, разведки) и добычи полезных ископаемых. В этом случае добыча может производиться как в процессе геологического изучения, так и непосредственно по его завершении.

В соответствии со статьей 11 Закона о недрах, предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разРешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней
целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Согласно статье 9 Закона о недрах пользователями недр могут быть субъекты предпринимательской деятельности, в том числе участники простого товарищества, иностранные граждане, юридические лица, если федеральными законами не установлены ограничения предоставления права пользования недрами.

Права и обязанности пользователя недр возникают с момента государственной регистрации лицензии на пользование участками недр, при предоставлении права пользования недрами на условиях соглашения о разделе продукции с момента вступления такого соглашения в силу.

Как установлено материалами дела, 20.03.2006 г. ООО «Забресурсы» была выдана лицензия на право пользования недрами ЧИТ 13535 ТР на геологическое изучение, разведку и добычу сурьмы и попутных компонентов на Илинском рудном поле в Читинской области сроком окончания действия лицензии 01.08.2025 г.

Между недропользователем (ООО «Забресурсы») и Федеральным агентством по недропользованию (Роснедра) было заключено лицензионное соглашение (приложение № 1 к лицензии) об условиях пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи сурьмы и попутных компонентов на Илинском рудном поле в Читинской области.

На основании Геологического задания, выданного на поиски и оценку месторождений сурьмяных руд в пределах Илинского рудного поля, согласованного Читанедра 14.02.2007 г. (л.д.72-73, т.1), ООО «Забресурсы»
разработан рабочий проект «Проект на поиски и оценку месторождений сурьмяных руд в пределах Илинского рудного поля в 2007-2009 гг.». проект утвержден исполнительным директором ООО «Забресурсы», экспертиза проектрной документации в части специального природопользования проведена отделом ГЭЭ Читинского МРУ Ростехнадзора с рекомендацией выдачи недропользователю необходимых разрешений.

На основании задания на проектирование, согласованного руководителем Читинского МРУ Ростехнадзора 20.03.2007 г., ОАО «ЗабайкалцветметНИИпроект» был разработан рабочий проект «Отбора технологической пробы на Нарин-Кундуйском рудопроявлении сурьмы», предусматривающий отбор технологической пробы объемом 20,0 тыс. т в течение одного года для полупромышленных испытаний с целью разработки технологического регламента работ. Экспертиза промышленной безопасности на проектную документацию выполнена ООО «Забайкальский ГТЦ» и утверждена Решением Читинского МРУ Ростехнадзора от 01.08.2007 г.

Рабочий проект «Отбора технологической пробы на Нарин-Кундуйском рудопроявлении сурьмы» согласован с Читинским МРУ Ростехнадзора 02.08.2007 г. на основании протокола № 44.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с польз Ф.И.О. переработке минерального сырья.

В разделе II Правил охраны недр, утвержденных Постановлением Госгортехнадзора РФ от 06.06.2003 N 71, установлены требования к проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов пользования недрами.

В пункте 20 Правил охраны недр предусмотрено, что проектная документация включает обоснования и технические решения, в том числе по достижению уровня извлечения полезных ископаемых из недр, обеспечивающему соблюдение установленных нормативов потерь полезных ископаемых, коэффициентов извлечения нефти и газа.

Распоряжением Министерства природных ресурсов РФ от 05.07.99 г. № 83-р, утверждено Положение о порядке проведения геологоразведочных работ по этапам и стадиям (твердые полезные
ископаемые), разработанное ВИЭМС.

Согласно разделу 3 данного Положения, на этапе поиска и оценки месторождений поиск и оценка проводятся с целью прогноза, выявления и предварительной оценки месторождений полезных ископаемых, которые по своим геологическим, экологическим условиям и технико-экономическим показателям пригодны для рентабельного освоения.

Технологические свойства полезного ископаемого определяются по лабораторным, а в необходимых случаях – по малым или большим технологическим пробам, отобранным по результатам геолого-технологического картирования по основным природным разновидностям; намечается принципиальная схема переработки руд, обеспечивающая комплексное использование полезного ископаемого, определяются возможные технологические показатели.

Согласно Методическим рекомендациям по применению Классификации запасов и прогнозных ресурсов твердых полезных ископаемых (сурьмяных руд), утвержденных распоряжением МПР России от 05.06.2007 г. № 37-р, технологические свойства руд, как правило, изучаются в лабораторных и полупромышленных условиях на минералого-технологических, малых технологических, лабораторных, укрупнено-лабораторных и полупромышленных пробах. Полупромышленные технологические испытания проводятся в соответствии с программой, разработанной организацией, выполняющей технологические исследования, совместно с геологоразведочной организацией и согласованной с проектной организацией отраслевого министерства. Отбор проб производится по специальному проекту.

Как установлено материалами дела, объем отбора технологических проб в размере 20,0 тыс. т на Нурин-Кундуйском рудопроявлении сурьмы, установленный в задании на проектирование и в рабочем проекте ООО «Забресурсы», согласован с разработчиком проекта ОАО «ЗабайкалцветметНИИпроект» и руководителем Читинского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора РФ.

При таких обстоятельствах арбитражный суд считает, что у Управления Росприроднадзора по Читинской области отсутствовали законные основания для вынесения предписания представлении недропользователем обоснования объема добычи (отбора) руды (20 тыс. тонн), предназначенной для проведения полупромышленных испытаний, поскольку данный объем отбора технологической пробы согласован с уполномоченными органами, и действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено его дополнительное
подтверждение.

Согласно положениям статьи 7 Закона о недрах, в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода - геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

Предварительные границы горного отвода устанавливаются при предоставлении лицензии на пользование недрами. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственной экспертизы, согласования указанного проекта с органами государственного горного надзора и государственными органами охраны окружающей природной среды документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией. Любая деятельность, связанная с пользованием недрами в границах горного отвода, может осуществляться только с согласия пользователя недр, которому он предоставлен.

Согласно пункту 4 Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утв. МПР РФ 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N 58, (далее – Инструкция) при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. В предварительные границы горного отвода могут включаться конкретные участки недр для проведения разведки и геологического изучения недр с попутной добычей полезных ископаемых. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение. Документы, удостоверяющие уточненные границы горного отвода, включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Добыча полезных ископаемых осуществляется после получения документов, удостоверяющих уточненные границы горного отвода и в пределах этих границ (пункт 5 Инструкции).

Согласно пункту 12 Инструкции уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу. Если лицензией на пользование недрами в целях разведки и (или) геологического изучения недр предусматривается добыча полезных ископаемых, то границы горного отвода устанавливаются в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами.

Пунктом 16 Инструкции установлено, что горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, выдается на основании представленного пользователем недр проекта горного отвода. Проект горного отвода может включаться в состав технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых специальным разделом “Обоснование границ горного отвода“.

Как следует из представленных документов, недропользователю в соответствии с условиями лицензии запасы полезных ископаемых прошедшие государственную экспертизу не передавались, были переданы лишь прогнозные ресурсы (пункт 2.4 приложения № 1 к лицензии ЧИТ 13535 ТР). Указанные ресурсы не учитываются государственным балансом прогнозных ресурсов в связи с его отсутствием в Российской Федерации. Данные ресурсы не утверждались, а лишь прошли апробацию в ФГУП «ИМГРЭ».

Как установлено материалами дела, на момент проверки ООО «Забресурсы» осуществляло поисково-оценочные работы и отбор технологической пробы на Илинском рудном месторождении.

Таким образом, требование по оформлению Акта горного отвода на стадии геологоразведочных работ (поиска, оценки, разведки) до ввода месторождения полезных ископаемых в промышленную эксплуатацию противоречит Закону о недрах и положениям вышеназванной Инструкции.

При таких обстоятельствах арбитражный суд находит требования заявителя о признании недействительными пунктов 1 и 4 оспариваемого предписания подлежащими удовлетворению.

В соответствии с требованиями статьи 110 АПК РФ судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах.

На основании соглашения об оказании юридической помощи от 21.02.2008 г., заключенному между ООО «Забресурсы» и адвокатом Давдкиной *.*., заявитель платежным поручением № 109 от 26.02.2008 г. перечислил представителю 50000 руб.

С учетом сложности рассматриваемого спора, арбитражный суд считает разумным взыскать с Управления Росприроднадзора по Читинской области в пользу ООО «Забресурсы» судебные издержки в размере 5000 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.102, 110, 150, 151, 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Производство по делу в части требований о признании недействительной рекомендации по применению к ООО «Забресурсы» при пользовании недрами по лицензии ЧИТ 13535 ТР ограничительных мер в части производства добычных работ до утверждения запасов полезного ископаемого на объекте недропользования, указанной в Акте № НЗ-207/в от 30.11.2007 г., прекратить.

Признать недействительными пункты 1 и 4 Предписания № НЗ-207/в от 30.11.2007 г. об устранении нарушений законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды, выданного Управлением Росприроднадзора по Читинской области, как несоответствующие Закону РФ «О недрах», Правилам охраны недр, Инструкции по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых.

Взыскать с Управления Росприроднадзора по Читинской области в пользу ООО «Забресурсы» уплаченную государственную пошлину в сумме 2000 руб. и судебные издержки в размере 5000 руб.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца.

Судья: *.*. Литвинцев.