Судебная практика

Постановление кассации от 2009-12-28 №А75-2129/2009. По делу А75-2129/2009. Российская Федерация.

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

ул. Ленина д. 74, г. Тюмень, 625010, тел. (3452) 799-444, http://faszso.arbitr.ru, e-mail info@faszso.ru

Постановление

г. Тюмень Дело № А75-2129/2009

резолютивная часть постановления объявлена 24 декабря 2009 года

Постановление изготовлено в полном объёме 28 декабря 2009 года

Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в составе:

председательствующего судьи Шуйской С.И.,

судей Дубининой Т.Н.,

Рябининой Т.А.,

рассмотрев 24.12.2009 в открытом судебном заседании без участия представителей сторон кассационную жалобу открытого акционерного общества «Югорская территориальная энергетическая компания» (истца) на Постановление от 08.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда (судьи Рябухина Н.А., Литвинцева Л.Р., Лотов А.Н.) по делу № А75-2129/2009,



Установил:

открытое акционерное общество «Югорская территориальная энергетическая компания» (далее – ОАО «ЮТЭК») обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры с иском к территориальному общественному самоуправлению «2 А микрорайон» (далее – ТОС «2 А микрорайон») о взыскании 143 969 руб. 06 коп. задолженности за потреблённую в январе и марте 2008 года электрическую энергию.

Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком обязательств по договору энергоснабжения № 20 от 01.01.2008.

В порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд по ходатайству ответчика произвёл процессуальную замену ТОС «2 А микрорайон» на товарищество собственников жилья «2 А микрорайон» (далее – ТСЖ «2 А микрорайон»).

Решением от 02.07.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (судья Рожнова Л.В.) в иске отказано за недоказанностью требований.

Постановлением от 08.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда Решение изменено, из мотивировочной части исключён вывод о незаключенности договора энергоснабжения № 20 от 01.01.2008, в остальной части Решение оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ОАО «ЮТЭК» просит отменить принятые судебные акты и удовлетворить заявленные требования.

По мнению подателя жалобы, ответчик не является исполнителем коммунальных услуг и приобретает электроэнергию только на общедомовые нужды.

Заявитель также считает, что понижающий коэффициент не должен применяться. Ссылается на то, что коль скоро суды сочли необходимым применить понижающий коэффициент, то должны были самостоятельно пересчитать стоимость потреблённой ответчиком энергии с учётом понижающего коэффициента, так как отказ в иске лишает истца в будущем взыскать с ответчика сумму долга.

Кроме этого указывает, что по другим делам между этими же сторонами и по этому же договору судами взыскан долг в заявленной истцом сумме за 2, 3, 4 кварталы 2008 года.



Отзыв на кассационную жалобу ответчик в установленном законом порядке не представил.

ОАО «ЮТЭК», ТСЖ «2 А микрорайон» о времени и месте слушания дела извещены, однако в судебное заседание своих представителей не направили, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность состоявшихся судебных актов, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции.

Из материалов дела видно, что согласно договору энергоснабжения № 20 от 01.01.2008, заключенному между ОАО «ЮТЭК» (поставщиком) и ТОС «2 А микрорайон» (потребителем), поставщик обязался подавать потребителю электрическую энергию (мощность) в точках поставки через присоединённую сеть, а потребитель – оплачивать её.

По условиям пунктов 2.2 и 2.3 договора (в редакции протокола согласования разногласий) для учёта электрической энергии используются приборы учёта, показания которых снимаются потребителем совместно с представителем сетевой организации в соответствии с разграничением эксплутационной ответственности сторон и оформляются отчётом по показаниям приборов учёта.

Фактическая величина поставленной потребителю электрической энергии определяется поставщиком на основании показаний приборов учёта с составлением акта объёмов потребления электрической энергии (пункт 2.5. договора).

Пунктом 3.1. договора предусмотрено, что оплата потреблённой электрической энергии производится по тарифам, установленным для соответствующих групп потребителей решениями исполнительных органов власти субъекта Российской Федерации, пропорционально объёму фактически потреблённой за соответствующий расчётный период электрической энергии (мощности).

Во исполнение условий договора истец в январе и марте 2008 года поставил ответчику электроэнергию для освещения мест общего пользования и выставил на оплату счета-фактуры № 12/00000227 от 31.01.2008 на сумму 158 959 руб. 73 коп., № 12/00000958 от 31.03.2008 на сумму 42 438 руб. 73 коп. Ответчик за январь 2008 года уплатил 37 243 руб. 43 коп., за март 2008 года – 20 185 руб. 96 коп.

Названное обстоятельство послужило основанием для предъявления истцом настоящего иска.

Разрешая спор, суд первой инстанции посчитал договор энергоснабжения № 20 от 01.01.2008 незаключенным.

Суд апелляционной инстанции не согласился с данным выводом, указав, что Решением от 20.10.2009 Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры по делу № А75-5969/2008 договор энергоснабжения признан заключенным.

К правоотношениям сторон суды применили Правила предоставления коммунальных услуг граждан, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (далее – Правила № 307), Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утверждённые Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 № 530 (далее – Правила № 530).

В соответствии с пунктом 2 Правил № 530 исполнители коммунальных услуг входят в круг покупателей электрической энергии.

Согласно пункту 3 Правил № 307, исполнитель коммунальной услуги - это юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.

Деятельность исполнителя коммунальных услуг по электроснабжению отнесена названными Правилами к коммунальным услугам.

В силу пункта 89 Правил № 530 исполнитель коммунальных услуг на основании договора энергоснабжения и в соответствии с настоящими Правилами приобретает электрическую энергию у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) для целей оказания собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме и собственникам жилых домов коммунальной услуги электроснабжения, использования на общедомовые нужды (освещение и иное обслуживание с использованием электрической энергии межквартирных лестничных площадок, лестниц, лифтов и иного общего имущества в многоквартирном доме), а также для компенсации потерь электроэнергии во внутридомовых электрических сетях. При этом количество приобретаемой исполнителем коммунальных услуг у гарантирующего поставщика (энергосбытовой организации) электрической энергии определяется на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей.

Потери электроэнергии во внутридомовых электрических сетях определяются исполнителем коммунальных услуг как разность между объёмом электрической энергии, приобретённым на границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевой организации и внутридомовых электрических сетей, объёмом использования электрической энергии на общедомовые нужды и объёмом оказанных потребителям коммунальных услуг электроснабжения.

Согласно статье 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учёта энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчётов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Поскольку, как Установили суды, приборы учёта в трансформаторной подстанции (ТП) относятся к общему имуществу жилых домов, находящихся в ведении ответчика, то количество потреблённой энергии должно определяться по показаниям приборов учёта.

В подтверждение объёма потрёбленной электроэнергии в расматриваемый период истец представил реестры сводных расчётов использованной электроэнергии на внутридомовые нужды.

Оценив их по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что представленные истцом реестры не подтверждают количество потреблённой электроэнергии на освещение мест общего пользования в спорный период, так как не содержат ссылок на первичные документы, послужившие основанием для определения количества использованной электроэнергии.

При этом истцом не представлены акты, подтверждающие снятие показаний приборов учёта нанимателей и собственников жилых и нежилых помещений многоквартирных домов, которые отражены в расчётах.

Суды также Установили несоответствие сведений, зафиксированных в сводных расчётах, сведениям, указанным в счетах-фактурах.

С учётом изложенного правомерен вывод судов о недоказанности истцом предъявленного им к оплате объёма потреблённой ответчиком в январе, марте 2008 года электрической энергии в местах общего пользования в многоквартирных домах.

Решением Региональной энергетической комиссии Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа № 124 от 18.10.2007 (в редакции решения от 26.12.2007 № 252) «Об установлении тарифов на электрическую энергию, поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями, энергосбытовыми организациями потребителям Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа в зоне централизованного энергоснабжения» с 01.01.2008 установлены тарифы в размере 83,00 коп./кВтч с учётом НДС для населения, проживающего в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками; в размере 119,00 коп./кВтч – для потребителей, приравненных к населению.

Согласно пункту 27 Методических указаний (действующих в вышеуказанный период) к группе потребителей «население» приравниваются исполнители коммунальных услуг, приобретающие электроэнергию для коммунально-бытового потребителя граждан в объёмах фактического потребления потребителей-граждан и объёмах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.1998 № 1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» (далее – Постановление Правительства № 1444) для населения, проживающего в сельских населённых пунктах, а также в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами электроотопительными установками, применяется понижающий коэффициент 0,7.

Суды верно отметили, что по смыслу пункта 2 Постановления Правительства № 1444 при определении тарифа на электроэнергию объёмы электрической энергии не разделяется на объёмы, потреблённые в квартирах и местах общего пользования.

Поскольку электрическая энергия поставлялась истцом в дома, имеющие стационарные электроплиты, то суды сделали правильный вывод о необходимости применения понижающего коэффициента при определении размера платы за освещение мест общего пользования.

Данный вывод судов соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 22.01.2008 № 10223/07.

Поэтому ссылка заявителя на необоснованное отнесение ТСЖ «2 А микрорайон», являющегося исполнителем коммунальных услуг, к категории потребителей, приравненных к населению в части применения понижающего коэффициента 0,7, не принимается.

В связи с недоказанностью истцом количества поставленной электроэнергии для освещения мест общего пользования и неприменением понижающего коэффициента ОАО «ЮТЭК» правомерно отказано в иске.

Довод заявителя о том, что за другие периоды с ответчика в его пользу взыскивался долг за поставленную по договору № 20 в места общего пользования электрическую энергию, судом кассационной инстанции отклоняется. Предметом настоящего дела является электроэнергия, поставленная в январе и марте 2008 года, объёмы которой в силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец обязан был доказать.

Не принимается во внимание довод заявителя и о том, что суды должны были пересчитать сумму задолженности с учётом понижающего коэффициента, поскольку это не входит в обязанность арбитражного суда. В то же время ответчик в отзывах на исковое заявление и апелляционную жалобу указывал на необходимость применения понижающего коэффициента, вместе с тем это не учтено истцом.

Таким образом, доводы заявителя, по которым он не согласен с состоявшимися судебными актами, направлены на переоценку обстоятельств, установленных судами первой и апелляционной инстанций, что недопустимо при рассмотрении дела в суде кассационной инстанции, исходя из положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебного акта, судами не допущено.

Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьёй 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа

Постановил:

Постановление от 08.10.2009 Восьмого арбитражного апелляционного суда по делу № А75-2129/2009 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья С.И. Шуйская

Судьи Т.Н. Дубинина

Т.А. Рябинина