Судебная практика

Решение от 2006-12-19 №А49-5527/2006. По делу А49-5527/2006. Пензенская область.

Арбитражный суд Пензенской области

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Пенза Дело № А49-5527/2006-154/25

«19» декабря 2006 г.

Резолютивная часть решения объявлена «12» декабря 2006 года.

Решение в полном объеме изготовлено «19» декабря 2006 года.

Арбитражный суд Пензенской области

в составе судьи Патеевой Р.К.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Болотовой Н.Г.,

рассмотрев в судебном заседании дело

по иску общества с ограниченной ответственностью «Пензенская региональная компания по реализации газа» (440061, г. Пенза, ул. Пролетарская, д. 80)

к 1. Финансовому управлению города Пензы (440064, г. Пенза, Площадь Маршала Жукова, д. 4),

Министерству финансов Пензенской области (440000, г. Пенза, ул. Московская, д. 75),

Социальному управлению города Пензы (440008, г. Пенза, ул. Ставского, д. 9) о взыскании 1971 руб. 57 коп.

при участии:

от истца – Захарова Е.В. – юрисконсульт (дов. № 12/015 от 10.01.2006 г.),



от ответчика 1 – Молянова М.Н. – главный специалист (дов. № 2435 от 30.12.2005 г.),

от ответчика 2 – Темерева Л.Н. – заместитель начальника юридического отдела (дов. № 13-175 от 06.09.2006 г.),

от ответчика 3 – Краснова Н.С. – главный специалист (дов. № 012/1838 от 29.09.2006 г.)

Установил:

общество с ограниченной ответственностью «Пензенская региональная компания по реализации газа» (далее – ООО «Пензарегионгаз») г. Пенза обратилось в арбитражный суд Пензенской области с иском к Финансовому управлению города Пензы о взыскании суммы 1971 руб. 57 коп., составляющей убытки в виде выпадающих доходов, причиненные в связи с предоставлением гражданам льгот по оплате услуг по газоснабжению в период с 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г., обосновав заявленные требования ст. ст. 15, 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определением арбитражного суда от «16» октября 2006 года к участию в деле в качестве другого ответчика привлечено Министерство финансов Пензенской области и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков привлечено Социальное управление города Пензы.

Определением арбитражного суда от «22» ноября 2006 года Социальное управление города Пензы привлечено к участию в деле в качестве третьего ответчика.

Заявленные требования истец обосновал тем, что в период с сентября по декабрь 2003 года ООО «Пензарегионгаз» предоставляло скидку по оплате природного газа гражданам, имеющим право на льготу согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.10.1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны»; льготы в соответствии с означенным Указом предоставляются за счет тех же источников, что и инвалидам и участникам Великой Отечественной войны; в силу ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) расходы по предоставлению ветеранам льгот, связанных с оплатой коммунальных услуг, подлежат возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации; на основании п. 6 постановления Правительства Пензенской области от 26.02.2002 г. № 89пП «Об утверждении Порядка расходования в 2003 году средств бюджета Пензенской области, выделяемых Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области на реализацию отдельных федеральных законов, и Правил возмещения в 2003 году предприятиям, учреждениям, организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг гражданам, имеющим право на получение льгот в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» между ООО «Пензарегионгаз» и Администрацией города Пензы заключен договор № 40-7-0499 от 26.09.2003 г., по условиям которого Администрация города Пензы обязалась на основании сведений о гражданах, получивших льготы по оплате услуг по газоснабжению в соответствии с отдельными законами, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 г. № 1235, и подтверждающих актов перечислять на расчетный счет поставщика услуг средства для возмещения расходов, между тем компенсация затрат ООО «Пензарегионгаз» в сумме 1971 руб. 57 коп., связанных с предоставлением льгот данной категории граждан в период с 01.09.2003 г. по 31.12.2003 г., не произведена; данные расходы, по мнению истца, являются убытками, причиненными бездействием органа местного самоуправления, подлежащими возмещению за счет Финансового управления города Пензы.

В судебном заседании представитель истца поддержал заявленные исковые требования и просил взыскать с надлежащего ответчика сумму 1971 руб. 57 коп.

Представитель первого ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований за счет первого ответчика, мотивируя тем, что кредиторская задолженность, сложившаяся в связи с предоставлением гражданам льгот в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» на территории города Пензы, в том числе кредиторская задолженность по ООО «Пензарегионгаз» за 2003 год, в полном объеме передана на баланс Управления социальной защиты населения города Пензы (ныне – Социальное управление города Пензы); также представитель первого ответчика полагает, что истцом необоснованно включен в сумму компенсации расходов по предоставлению льгот по оплате газа налог на добавленную стоимость.

Второй ответчик в представленном отзыве на иск и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований за счет второго ответчика, ссылаясь на то, что в 2003 году расходы на реализацию Федерального закона «О ветеранах» включены в общий объем нормативных расходов бюджета Пензенской области при расчете объема дотации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности, в связи с чем при расчете объема дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности городам и районам области на 2003 год расходы на реализацию Федерального закона «О ветеранах» включены в объем нормативных расходов при определении финансовой помощи из областного фонда финансовой поддержки муниципальным образованиям, в том числе и городу Пензе; при формировании межбюджетных отношений городу Пензе на выполнение Федерального закона «О ветеранах» учтена сумма 113518,9 тыс. руб., которая заложена в 2003 году в бюджете города Пензы и утверждена Решением Пензенской Городской Думы от 28.02.2003 г. № 418/30; в связи с утверждением Законом Пензенской области от 23.12.2003 г. № 424-ЗПО «О бюджете Пензенской области на 2003 год» повышенных нормативов отчислений по налогу на доходы физических лиц и по налогу на прибыль организаций между Правительством Пензенской области и Администрацией города Пензы заключено Соглашение от 01.12.2003 г. № 03а-5а-08/160, согласно которому город обязался возместить ресурсоснабжающим организациям расходы на реализацию Федерального закона «О ветеранах» в 2003 году в сумме 113518,9 тыс. руб.; представитель второго ответчика также поддержал позицию представителя первого ответчика, заключающуюся в том, что истцом необоснованно включен в сумму компенсации расходов по предоставлению льгот по оплате газа налог на добавленную стоимость.

Третий ответчик в отзыве на иск и его представитель в судебном заседании сообщили, что согласно постановлению Главы Администрации г. Пензы от 10.09.2004 г. № 1732 «О передаче кредиторской задолженности, сложившейся в связи с предоставлением гражданам льгот в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» на территории города Пензы, на баланс Управления социальной защиты населения города Пензы (ныне – Социальное управление города Пензы) от администраций районов города Пензы на баланс управления принята кредиторская задолженность по ООО «Пензарегионгаз» за 2003 год в сумме 1738628 руб. 09 коп. по состоянию на 01.09.2004 г., которая погашена 14.09.2004 г. в полном объеме; представитель третьего ответчика также считает, что истцом необоснованно включен в сумму компенсации расходов по предоставлению льгот по оплате газа налог на добавленную стоимость.

Исследовав материалы дела, дополнительно представленные документы, заслушав представителей истца и ответчиков,

суд Установил:

истцом в период с сентября по декабрь 2003 года предоставлены льготы по оплате природного газа гражданам согласно Указу Президента Российской Федерации от 15.10.1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».



В соответствии с означенным Указом льготы предоставляются за счет тех же источников, что и инвалидам и участникам Великой Отечественной войны; в силу ст. 10 Федерального закона «О ветеранах» (в редакции, действовавшей до 01.01.2005 г.) расходы по предоставлению ветеранам льгот, связанных с оплатой коммунальных услуг, подлежат возмещению за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вторым ответчиком Министерством финансов Пензенской области представлены доказательства, подтверждающие, что в 2003 году при расчете объема дотации на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности городам и районам области на 2003 год расходы на реализацию Федерального закона «О ветеранах» включены в объем нормативных расходов при определении финансовой помощи из областного фонда финансовой поддержки муниципальным образованиям, в том числе и городу Пензе; при формировании межбюджетных отношений городу Пензе на выполнение Федерального закона «О ветеранах» учтена сумма 113518,9 тыс. руб., которая заложена в 2003 году в бюджете города Пензы и утверждена Решением Пензенской Городской Думы от 28.02.2003 г. № 418/30. Между Правительством Пензенской области и Администрацией города Пензы заключено Соглашение от 01.12.2003 г. № 03а-5а-08/160, согласно которому город обязался возместить ресурсоснабжающим организациям расходы на реализацию Федерального закона «О ветеранах» в 2003 году в сумме 113518,9 тыс. руб.

Первым ответчиком Финансовым управлением города Пензы не представлено доказательств того, что кредиторская задолженность, сложившаяся в связи с предоставлением гражданам льгот в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» на территории города Пензы, в том числе кредиторская задолженность по ООО «Пензарегионгаз» за 2003 год, в полном объеме передана на баланс Управления социальной защиты населения города Пензы (ныне – Социальное управление города Пензы).

Между тем на основании п. 6 постановления Правительства Пензенской области от 26.02.2002 г. № 89пП «Об утверждении Порядка расходования в 2003 году средств бюджета Пензенской области, выделяемых Министерству здравоохранения и социального развития Пензенской области на реализацию отдельных федеральных законов, и Правил возмещения в 2003 году предприятиям, учреждениям, организациям расходов, понесенных ими в связи с предоставлением услуг гражданам, имеющим право на получение льгот в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» между ООО «Пензарегионгаз» и Администрацией города Пензы заключен договор № 40-7-0499 от 26.09.2003 г., по условиям которого Администрация города Пензы обязалась на основании сведений о гражданах, получивших льготы по оплате услуг по газоснабжению в соответствии с отдельными законами, в том числе Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1992 г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны», и подтверждающих актов перечислять на расчетный счет поставщика услуг средства для возмещения расходов.

Факт предоставления истцом в сентябре-декабре 2003 года льгот по оплате природного газа на сумму 1971 руб. 57 коп. ответчиками не оспаривается.

Истец является коммерческой организацией и доходы, не полученные в результате предоставления льгот по оплате газа, предусмотренных федеральным законодательством, подлежат компенсации за счет средств бюджета Пензенской области.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации доходы, не полученные истцом в результате предоставления в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» гражданам, проживающим в городе Пензе, льгот по оплате газа, являются убытками.

В соответствии со ст. ст. 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в том числе издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежат возмещению Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием; вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

В силу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.

Принимая во внимание, что денежные средства на реализацию Федерального закона «О ветеранах» в 2003 году выделялись из бюджета Пензенской области, суд считает, что убытки в виде неполученного дохода в результате предоставления в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» льгот по оплате газа, понесены истцом по вине органа местного самоуправления и подлежат возмещению за счет казны муниципального образования «Город Пенза».

Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.

Пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию:

о возмещении вреда, причиненного физическому или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту.

Согласно постановлению Главы Администрации г. Пензы от 14.12.2005 г. № 1632 «Об утверждении перечня главных распорядителей и распорядителей бюджетных средств, финансируемых из бюджета города Пензы в 2006 году» главным распорядителем бюджетных средств по подведомственной отрасли является Социальное управление города Пензы.

При таких обстоятельствах суд, руководствуясь ст. ст. 15, 16, 125, 1064, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации находит убытки в виде неполученного дохода в результате предоставления в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» льгот по оплате газа, понесенные истцом по вине органа местного самоуправления, подлежащими возмещению за счет казны муниципального образования «Город Пенза» в лице главного распорядителя средств бюджета - Социального управления города Пензы.

Доводы ответчиков о том, что истцом необоснованно включен в сумму компенсации расходов по предоставлению льгот по оплате газа налог на добавленную стоимость, необоснованны, поскольку денежные средства, получаемые из бюджета в связи с реализацией товаров (работ, услуг) по льготным ценам (тарифам), выделяются не на компенсацию расходов организаций по оплате приобретаемых ими материальных ресурсов или на покрытие убытков, связанных с применением указанных льгот, а на оплату товаров (работ, услуг), реализуемых (выполняемых, оказываемых) льготным категориям граждан, такие денежные средства в 2006 году включаются в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость.

В соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине подлежат отнесению на третьего ответчика. Принимая во внимание, что третий ответчик является органом местного самоуправления, освобожденным от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина подлежит возврату истцу из федерального бюджета.

Руководствуясь ст. ст. 167 - 170, 171, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Исковые требования удовлетворить за счет казны муниципального образования «Город Пенза» в лице третьего ответчика.

В иске к Финансовому управлению города Пензы и Министерству финансов Пензенской области отказать.

Взыскать с казны муниципального образования «Город Пенза» в лице главного распорядителя средств бюджета Социального управления города Пензы в пользу общества с ограниченной ответственностью «Пензенская региональная компания по реализации газа» г. Пенза сумму 1971 руб. 57 коп. в счет возмещения убытков в виде доходов, не полученных в связи с предоставлением в период сентября - декабря месяцев 2003 года льгот по оплате природного газа в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» и Указом Президента Российской Федерации «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны».

Возвратить из доходов федерального бюджета обществу с ограниченной ответственностью «Пензенская региональная компания по реализации газа» г. Пенза госпошлину в размере 500 руб.

Решение может быть обжаловано в одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Судья Р.К.Патеева