Судебная практика

Решение от 19.12.2006 №А48-4742/2006. По делу А48-4742/2006. Орловская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

Дело №А48-4742/06-18

г. Орел

«19» декабря 2006 г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи А.А. Жернова, при ведении протокола судебного заседания судьей А.А. Жерновым, рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению ООО «Локомотив-ремонт-сервис»

к Орловской таможне

о признании неправомерными действий ответчика

при участии:

от заявителя – адвокат Мирошниченко М.В. (постоянная доверенность от 15.11.06г.), генеральный директор Луданов А.В. (выдан 13.04.01 г. ОВД Юхновского района Калужской области), представитель Балабанов М.Н. (постоянная доверенность от 01.08.06 г.)

от ответчика – главный государственный таможенный инспектор Афонин В.И. (постоянная доверенность от 25.11.05 г. №168), начальник Орловского северного таможенного поста Саунин Ю.Н. (постоянная доверенность от 30.10.06 г. №89)

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Локомотив-Ремонт-Сервис» (далее – ООО «ЛРС», заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Орловской таможне о признании неправомерными её действий по продлению срока рассмотрения заявлений на переработку товаров вне таможенной территории, поданных в форме таможенных деклараций №10111040/250706/0003818, №10111040/250706/0003825 по секциям А.Б тепловоза 2 ТЭ10У №0086 сверх срока, установленного п.1 ст.359 ТК РФ.

Требование заявителя мотивировано тем, что 25,26 июля 2006 года заявитель представил в Орловскую таможню в форме указанных выше таможенных деклараций заявления на переработку вне таможенной территории секций А.Б тепловоза 2 ТЭ10У №0086; 26.07.06 г. заявителю было вручено уведомление о том, что заявленный им по грузовой таможенной декларации №10111040/250706/0003818 способ идентификации не является достаточным, поскольку не содержит информации об основных узлах, агрегатах и заводских номера, указанных в п.3 формуляра на тепловоз, а также о том, что заявленная обществом возможность замены некоторых узлов и агрегатов тепловоза и отсутствие конкретного перечня, подлежащих замене основных частей и агрегатов, перечисленных в формуляре на тепловоз, приводит к невозможности идентификации вывезенного товара в продуктах переработки; указанное уведомление содержало требование о предоставлении по грузовой таможенной декларации №10111040/250706/0003818 цветных фотографий основных узлов и агрегатов тепловоза с нанесенными на них способом, исключающим их замену или утерю в процессе ремонта и транспортировки, заводскими номерами п.3 формуляра 2170 00.00.000 ЭД и указанием их местонахождения; 27.07.06 г. аналогичное уведомление было вручено заявителю по ГТД №10111040/250706/0003825; ООО «ЛРС» направило Орловской таможне письмо от 27.07.06 г. №288, в котором указало на невыполнимость требования произвести клеймение частей, указанных в п.3 формуляра, поскольку это требует полной разборки тепловоза по запчастям; кроме того, заявитель ссылался на положения п.2 ст.198 ТК РФ; к письму заявителем были приложены цветные фотографии тележек, рамы тепловоза, корпуса дизеля и корпуса генератора; 28.07.06г. Орловская таможня направила запрос в адрес отделения Северной железнодорожной дороги ОАО «РЖД» о полномочиях ООО «ЛРС» по распоряжению тепловоза и заключению внешнеторговых контрактов; 31.07.06 г. заявителю было вручено уведомление по двум ГТД о том, что согласно формуляру тепловоза основные узлы и агрегаты имеют нанесенные заводские номера, для проведения идентификации необходимо указать места доступные для таможенного контроля, не прибегая к разборке; в ответ заявитель представил Орловской таможне схему тепловоза; письмом от 04.08.06 г. №304/1 ООО «ЛРС» представило ответчику информацию о месте нахождения заводских номеров, основных узлов и агрегатов согласно формуляра; выпуск тепловоза был произведен по секции А-24.08.06 г., по секции Б- 25.08.06 г.; ООО «ЛРС» считает, что заявленный им способ идентификации тепловоза является достаточным и соответствующим ТК РФ; при подаче заявления на переработку товаров вне таможенной территории в форме таможенной декларации возможен лишь отказ в выдаче разрешения на переработку по основаниям и в порядке, определенном в п.6 ст.204 ТК РФ; Таможенным кодексом РФ не предусмотрено оснований и порядка продления срока рассмотрения заявления на переработку товаров вне таможенной территории, поданного в форме ГТД.

Орловская таможня требование заявителя не признала по тем основаниям, что ООО «ЛРС» в нарушение п.3 ст.149 ТК РФ не соблюдались необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим переработки товара вне таможенной территории, а именно, изначально не был заявлен приемлемый способ идентификации товара; без дополнительных документов и сведений о товаре таможенный орган не мог осуществить его идентификацию в продуктах переработки после капитального ремонта; при таких обстоятельствах переработка вне таможенной территории не допускается в силу п.2 ст.198 ТК РФ, поэтому Орловская таможня производила таможенное оформление тепловозов, представленных заявителем более трех рабочих дней.

Заслушав доводы сторон, исследовав представленные по делу доказательства, арбитражный суд считает требование заявителя необоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.



В соответствии со ст.197 ТК РФ переработка вне таможенной территории - таможенный режим, при котором товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации для целей проведения операций по переработке товаров в течение установленного срока (срока переработки товаров) с последующим ввозом продуктов переработки с полным или частичным освобождением от уплаты ввозных таможенных пошлин, налогов.

Согласно условий помещения товаров под таможенный режим, установленных ст.198 ТК РФ переработка вне таможенной территории допускается, если таможенные органы могут идентифицировать вывезенные товары в продуктах переработки; товары должны иметь для таможенных целей статус находящихся в свободном обращении; допускается помещение под таможенный режим переработки вне таможенной территории товаров, в отношении которых предоставлены льготы по уплате таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае, если операцией по переработке товаров является ремонт.

Статьей 199 ТК РФ установлено несколько способов идентификации товаров для данного таможенного режима. При этом согласно п. 2 данной статьи, приемлемость заявленного способа идентификации устанавливается таможенным органом с учетом характера товаров и осуществляемых операций по переработке товаров.

Согласно ст.ст. 203, 204 ТК РФ вывоз товаров для переработки вне таможенной территории допускается при наличии разрешения таможенного органа. Для получения разрешения в таможенный орган подается заявление. Согласно п.п. 4, 5 ст.204 ТК РФ в качестве заявления возможно использовать таможенную декларацию. Если в качестве заявления на переработку товаров используется таможенная декларация, срок его рассмотрения не должен превышать срок проверки таможенной декларации, установленный пунктом 1 статьи 359 ТК РФ.

В силу п. 1 ст. 359 ТК РФ при таможенном оформлении товаров проверка таможенной декларации, иных документов, представляемых в таможенный орган, а также проверка товаров в целях установления соответствия сведений, указанных в таможенной декларации, иных документах, наименованию, происхождению, количеству и стоимости товаров должны быть завершены не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенным органом таможенной декларации, представления документов и предъявления товаров.

В соответствии со ст.131 ТК РФ подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в таможенной декларации сведения. Таможенные органы проверяют документы и сведения, представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления (ст. 367 ТК РФ). Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля, анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств, а также другими способами, не запрещенными законодательством РФ. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого.

Таможенное оформление завершается выпуском товаров, после которого пользование и распоряжение товарами осуществляется в соответствии с выбранным таможенным режимом (ст. 15 ТК РФ). При этом статьей 149 ТК РФ установлены следующие основания для выпуска товаров:

если при таможенном оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев, когда выявленные нарушения, не являющиеся поводами к возбуждению дела об административном правонарушении, устранены; также за исключением случая, предусмотренного статьей 154 настоящего Кодекса;

если в таможенный орган представлены лицензии, сертификаты разрешения и (или) иные документы, подтверждающие соблюдение ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности или в соответствии с международными договорами Российской Федерации, за исключением случаев, когда указанные документы могут быть представлены после выпуска товаров;

если декларантом соблюдены необходимые требования и условия для помещения товаров под избранный таможенный режим или применения соответствующей таможенной процедуры в соответствии с настоящим Кодексом;

если в отношении товаров уплачены таможенные пошлины, налоги либо предоставлено обеспечение уплаты таможенных платежей в соответствии с главой 31 настоящего Кодекса.

Статьей 153 ТК РФ установлено, что при выявлении таможенным органом в ходе проверки таможенной декларации, иных документов, представленных при декларировании, и декларируемых товаров несоблюдения условий выпуска, предусмотренных статьей 149 настоящего Кодекса, выпуск товаров не осуществляется. Таможенный орган незамедлительно уведомляет декларанта о том, какие именно условия выпуска товаров не соблюдены и какие именно декларант должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товаров.

Согласно ст. 161 ТК РФ обязанность подтверждения соблюдения условий помещения товаров под заявленный таможенный режим, содержание которого предусматривает полное или частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов, возлагается на декларанта.

Как следует из материалов дела, 25.07.06 г. ООО «ЛРС» подало в Орловскую таможню заявление на переработку товара (тепловоза) в виде ГТД №10111040/250706/0003818.

В п. 3.5 графы 50 указанной ГТД ООО «ЛРС» перечислило девять способов идентификации товара (тепловоза) в продуктах его переработки. При этом, в письме от 24.07.2006 № 280, прилагаемом в комплекте документов к ГТД №10111040/250706/0003818 заявитель указал, что предлагает использовать любой или все сразу способы идентификации.



Однако семь из девяти способов, предложенных заявителем для идентификации товара отсутствуют в перечне способов, установленных ст.199 ТК РФ.

Руководствуясь положениями ст.199 ТК РФ, с учетом характера заявленного ООО «ЛРС» товара и предложенного заявителем способа его идентификации (фотографирование тепловоза) Орловская таможня направила ООО «ЛРС» уведомление от 26.07.2006, в котором подробно было описано какие условия выпуска товара не соблюдены и какие именно заявитель должен совершить действия, достаточные для соблюдения условий выпуска товара. При этом, указанное уведомление не содержало требования таможенного органа о клеймении узлов и деталей тепловоза, поэтому довод ООО «ЛРС» в этой части является необоснованным и документально не подтвержденным.

26.07.2006 Орловской таможне был направлен заявителю мотивированный запрос о предоставлении дополнительных документов №1. В данном запросе указаны цели, для которых запрашиваются документы (подтверждение стоимости работ, исполнения условий договора и подтверждение сведений, заявленных в графе 50 ГТД), а также указаны виды запрашиваемых документов и перечень сведений, требующих подтверждения либо уточнения (спецификация к контракту, содержащая сведения о номенклатуре и количестве частей, подвергающихся ремонту, стоимость этих работ и др.). Также, в запросе был установлен срок предоставления запрашиваемой информации до 08.09.2006. Таким образом, указанный запрос был направлен ответчиком с соблюдением порядка, установленного ст. 131 ТК РФ.

Между тем, письмом от 27.07.06 г. №288/1 ООО «ЛРС» сослалось на повышенные и необоснованные, по мнению заявителя, требования таможенного органа и невозможность произвести клеймение частей, указанных в п.3 формуляра тепловоза. Заявитель в письме указал на то, что достаточность требований таможни должна ограничиваться возможностью идентификации вывезенных товаров в продуктах переработки и сообщил о предоставлении цветных фотографий тележек, рамы тепловоза, корпуса дизеля и корпуса генератора.

При изложенных обстоятельствах ответчик, руководствуясь п. 2 ст. 198, п. 2 ст.199, п.п. 3 п. 1 ст. 149, ст. 153 ТК РФ, был вынужден неоднократно обращаться с уведомлением к ООО «ЛРС» о предоставлении дополнительной информации с целью, соблюдения условий для выпуска товара. Так, уведомлением от 27.07.2006 заявителю было повторно предложено представить фотографии основных узлов и агрегатов тепловоза с нанесенными на них заводскими номерами согласно его формуляра и указанием месторасположения этих номеров, а также дать однозначный ответ о возможности представления запрошенной информации; далее, учитывая, не полный объем представленных сведений, уведомлением от 31.07.2006 ООО «ЛРС» было предложено представить техническую документацию, содержащую компоновку тепловоза с указанием мест нанесения заводских номеров на основных узлах и агрегатах; и т.д.

Аналогичным образом взаимоотношения сторон сложились при таможенном оформлении товара по ГТД №10111040/250706/0003825.

Таким образом, таможенное оформление товаров, представленных ООО «ЛРС», более трех рабочих дней было вызвано действиями самого заявителя, который в нарушение положений п.3 ст.149 ТКРФ не соблюдал необходимые требования и условия для помещения товара под избранный им таможенный режим переработки товара вне таможенной территории. Заявителем изначально не был заявлен приемлемый способ идентификации товара. Без дополнительных документов и сведений о товаре ответчик не мог осуществить его идентификацию в продуктах переработки после капитального ремонта. При невозможности идентификации товара его переработка вне таможенной территории не допускается в силу п.2 ст.198 ТК РФ.

Согласно ст.152 ТК РФ таможенные органы должны осуществить выпуск товар в соответствии со ст.149 ТК РФ не позднее трех рабочих дней со дня принятия таможенной декларации, представления иных необходимых документов и сведений.

Последнее письмо от заместителя начальника Северной железной дороги – филиала ОАО «РЖД» Катькина В.И. в ответ на запрос ответчика от 28.07.06 г. №15-27/5877 был получен Орловской таможней 24.08.06 г., о чем имеется соответствующая отметка (л.д.88). После этого ответчиком был осуществлен выпуск товаров по ГТД №№10111040/250706/0003818, 10111040/250706/0003825, о чем свидетельствует проставленный в них штамп «Выпуск разрешен» (24 и 25 августа 2006 г., соответственно).

Таким образом, период оформления товаров включает в себя не только проверку таможенной декларации, но также совершение заинтересованными лицами и таможенным органом предусмотренных Законом действий (таможенных операций и таможенных процедур (п.п.20,21 ст.11 ТК РФ) в отношении товаров, направленных на соблюдение условий выпуска товаров (ст.ст.60,149 ТК РФ).

Учитывая изложенное, арбитражный суд считает, что выпуск товаров заявителя, совершенный Орловской таможней после поступления всех необходимых документов является правомерным.

Обоснованность выводов суда в этой части подтверждается соответствующей арбитражной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 16.03.05 г. по делу№КА-А40/23-05).

Оспаривая действия Орловской таможни ООО «ЛРС» указывает на продление ответчиком «срока рассмотрения заявлений на переработку товаров вне таможенной территории, поданных в форме таможенных деклараций №10111040/250706/0003818, №10111040/250706/0003825» сверх срока установленного п.1 ст.359 ТК РФ.

Согласно ст. 203 ТК РФ вывоз товаров для переработки вне таможенной территории допускается при наличии разрешения на переработку товаров вне таможенной территории.

В соответствии с п.2 ст.61 ТК РФ если настоящим Кодексом предусмотрено, что разРешение таможенного органа на совершение таможенных операций выдается таможенным органом в письменной форме, порядок выдачи такого разрешения и его форма устанавливаются федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела. В иных случаях разРешением таможенного органа на совершение таможенных операций является непринятие таможенным органом решения об отказе в выдаче разрешения на совершение таможенных операций или осуществление таможенным органом соответствующих действий, в случае если в соответствии с настоящим Кодексом установлен срок для принятия такого решения или предусмотрено осуществление таких действий.

Применительно к таможенному режиму переработки товаров вне таможенной территории, разРешение в письменной форме выдается в случае обращения заинтересованных лиц с заявлением, содержащим перечень сведений, указанный в п. 1 ст. 204 ТК РФ. Форма бланка разрешения установлена приказом ГТК России от 15.09.2003 № 1015 «О выдаче разрешения на переработку товаров вне таможенной территории».

Вместе с тем, согласно п. 4 ст. 204 ТК РФ разРешение на переработку вне таможенной территории может быть выдано в упрощенной форме, когда в качестве и заявления, и разрешения на переработку товаров используется таможенная декларация на товары, вывозимые в соответствии с таможенным режимом переработки товаров вне таможенной территории. При этом должны соблюдаться следующие условия: 1) товары вывозятся одной товарной партией; 2) предполагается осуществить ремонт товара; 3) таможенная стоимость товара не превышает 500 руб. В таком случае разРешение на бланке не оформляется, а в соответствии с вышеуказанной нормой п.2 ст.61 ТК РФ разРешением таможенного органа на совершение таможенных операций является непринятие таможенным органом решения об отказе в выдаче разрешения.

Заявления ООО «ЛРС», поданные в виде ГТД №10111040/250706/0003818, №10111040/250706/0003825 были приняты Орловской таможней 26.07.2006 г. По истечении трех рабочих дней (как и позднее) Орловской таможней никаких решений об отказе в выдаче разрешения на переработку либо продлении срока рассмотрения заявлений, не принималось.

Таким образом, поданные в виде ГТД заявление ООО «ЛРС» были рассмотрены таможенным органом в установленный п.5 ст.204 ТК РФ срок, и в порядке, установленном п.2 ст.61 ТК РФ было разрешено таможенное оформление товаров (тепловозов) в заявленном таможенном режиме переработки. Однако, только из-за несоблюдения заявителем условий выпуска товаров процесс таможенного оформления, на основании положений Таможенного кодекса РФ, был завершен после представления всех необходимых документов и сведений.

Согласно ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает Решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

Оценив в совокупности все представленные сторонами доказательства арбитражный суд считает действия Орловской таможни законными и обоснованными.

При таких обстоятельствах требование заявителя удовлетворению не подлежит.

Расходы по уплате государственной пошлины относятся на стороны в соответствии со ст.110 АПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167-170,176,201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение месяца со дня его принятия.

Судья А. А. Жернов