Судебная практика

Решение от 19.12.2006 №А48-3786/2006. По делу А48-3786/2006. Орловская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение Дело №А48–3786/06-12 г. Орел

19 декабря 2006 г.

Арбитражный суд Орловской области в составе судьи Климова В.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Климовым В.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску МУПП «Орелгортеплоэнерго», г. Орел

к 1. субъекту Российской Федерации – Орловская область в лице Управления финансов и налоговой политики Администрации Орловской области, г. Орел

Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации, г. Москва о взыскании 1275613 руб. 01 коп. третье лицо: Управление социальной защиты населения Администрации

Орловской области, г. Орел

при участии в заседании:

от истца - не явился, извещен надлежащим образом,

от ответчиков – 1. Орлов И.В. (доверенность № 1 от 24.08.2006 г.), Шаранов А.А. (доверенность № 2 от 13.09.2006 г.),

не явился, извещен надлежащим образом, от третьего лица – не явился, извещен надлежащим образом,

Установил:

МУПП «Орелгортеплоэнерго», г. Орел обратилось в арбитражный суд с иском к субъекту Российской Федерации – Орловская область в лице Управления финансов и налоговой политики Администрации Орловской области, г. Орел о взыскании 1275613 руб. 01 коп. – убытков, понесенных в результате предоставления льгот по оплате коммунальных услуг инвалидам и семьям, имеющим детей инвалидов.

В обоснование своих требований истец указал, что в соответствии с положениями ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» инвалидам предоставляются скидка не ниже 50 процентов с квартирной платы и оплаты коммунальных услуг (независимо от вида жилищного фонда).

Департамент социальной политики Орловской области в связи с недостаточным финансированием не компенсировал в полном объеме истцу расходы, возникшие в связи с предоставлением соответствующих льгот инвалидам, что повлекло возникновение у МУПП «Орелгортеплоэнерго» убытков (выпадающих доходов).

Департамент финансовой политики Орловской области заявленные требования не признал, считает их необоснованными, и указал, что предусмотренные ФЗ от 24.11.1995 г. № 181 «О социальной защите инвалидов в РФ» меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации.

Третье лицо пояснило, что его обязательства перед истцом выполнены надлежащим образом, возмещение расходов, связанных с предоставлением инвалидам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг производилось в соответствии с утвержденными реестрами финансирования.

На основании представленных документов произведена замена ответчика Управление финансов и налоговой политики администрации Орловской области на Департамент финансовой политики Орловской области и третьего лица Управление социальной защиты населения администрации Орловской области на Департамент социальной политики Орловской области.

Определением суда от 05.10.2006 г. к участию в деле в качестве ответчика привлечена Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации.

Второй ответчик отзыва на иск не представил, представитель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Заслушав представителей ответчика, рассмотрев представленные доказательства, арбитражный суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ и необходимости их удовлетворения за счет Российской Федерации в лице Министерства Финансов РФ и отказе в удовлетворении требований к субъекту Российской Федерации – Орловская область.

Как следует из материалов дела и объяснений сторон, МУПП «Орелгортеплоэнерго» является теплоснабжающей организацией, занимается отпуском тепловой энергии на отопление и горячее водоснабжение жилых помещений г. Орла, а также производит сбор платежей с населения за поставленную тепловую энергию.

Истец предоставлял льготы по оплате за тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение инвалидам на основании ФЗ «О социальной защите ветеранов в РФ», которым предусмотрена скидка не ниже 50% при оплате жилищно-коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда).

В связи с изложенным, расходы истца, связанные с предоставлением льгот за период с 01.01.2004 г. по 31.12.2004 г. составили 15370788 руб. 88 коп., что подтверждается материалами дела и не оспорено ответчиками.

Указанные расходы истца были ему компенсированы на сумму 14095175 руб. 87 коп.

Оставшиеся расходы в сумме 1275613 руб. 01 коп., образовавшиеся за период предоставления льгот по оплате с октября по декабрь 2006 г. не возмещены истцу.

Как установлено судебными актами, состоявшимися по делу № А48-1103/05-12, Орловская область получила в виде субвенций 86441 тыс. руб. на возмещение льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг, в том числе инвалидами. В соответствии со ст. 25.1 закона Орловской области от 23.12.2003 г. № 367-ОЗ «Об областном бюджете на 2004 год» реализация федеральных законов производится в пределах средств, поступивших целевым назначением из федерального бюджета, в порядке, установленном ст. 46 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 г». Из приложения № 8 к закону Орловской области «Об областном бюджете на 2004 г.» следует, что на возмещение льгот инвалидам и другим категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг направлено 86441 тыс. руб. Из закона Орловской области № 512-ОЗ от 21.04.05 г. «Об исполнении областного бюджета за 2004 г.» следует, что на указанные выше цели в 2004 г. было направлено 86790 тыс. руб.

Таким образом, денежные средства, полученные Орловской областью в лице Департамента финансовой политики Орловской области, распределены между получателями в пределах утвержденных лимитов, кредиторская задолженность области по данным обязательствам отсутствует. Нецелевого расходования средств федерального бюджета арбитражным судом не установлено.

Вместе с тем, денежные средства в виде субвенций, выделенные в федеральном бюджете на 2004 г. Орловской области, не компенсировали в полном объеме расходы, понесенные МУПП «Орелгортеплоэнерго».

По смыслу статьи 15 ГК РФ данные материальные потери являются убытками истца, возникшими в результате недостаточного финансирования расходов на реализацию установленных льгот из средств федерального бюджета, в виде разницы между суммой расходов, понесенных истцом по оказанию услуг лицам, имеющим право на льготы (в виде скидки не ниже 50% к цене услуг), и суммой, возмещенной истцу.

Пунктом 1 статьи 15 ГК РФ предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Федеральный закон «О социальной защите населения в РФ» не предусматривает возмещение убытков в меньшем размере (в объеме финансирования).

Арбитражный суд приходит к выводу, что понесенные истцом убытки являются следствием незаконного бездействия ответчика, не обеспечившего исполнение ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», и обязанного возместить данные расходы истца в полном объеме.

Размер понесенных МУПП «Орелгортеплоэнерго» убытков ответчиками и третьим лицом не оспаривается, о чем составлены соответствующие акты сверок расчетов.

Необходимость исполнения Российской Федерацией обязанности по исполнению нормативных предписаний с целью недопущения необоснованных ограничений прав и свобод физических и юридических лиц, не может быть поставлена в какую-либо зависимость от наличия денежных средств, необходимых для реализации положений нормативного акта. Неисполнение же этой обязанности является основанием для привлечения ответчика к установленной законом ответственности.

Таким образом, отсутствие в федеральном бюджете необходимых денежных средств для предоставления населению г. Орла льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг в соответствии с ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», не является основанием для возложения бремени финансирования понесенных затрат на вовлекаемую в механизм реализации указанных льгот коммерческую организацию – МУПП «Орелгортеплоэнерго».

В соответствии со статьями 16 и 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. На основании статьи 1071 ГК РФ от имени казны выступают соответствующие финансовые органы.

Пунктом 10 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что главный распорядитель средств федерального бюджета выступает в суде от имени казны Российской Федерации по искам о возмещении вреда, причиненного незаконными решениями и действиями (бездействием) соответствующих должностных лиц и органов, по ведомственной принадлежности.

Главные распорядители средств федерального бюджета включаются в ведомственную классификацию расходов федерального бюджета (пункт 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

В рассматриваемой ситуации Министерство финансов Российской Федерации являлось главным распорядителем средств федерального бюджета, выделенных для реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» согласно ведомственной структуре расходов федерального бюджета на 2004 год (приложение № 7 к Федеральному закону о «О федеральном бюджете на 2004 год»).

В соответствии с п. 18 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 г. № 23, если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнением иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальной образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Таким образом, взыскание убытков должно быть произведено за счет казны Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации как с органа, осуществляющего обеспечение исполнения федерального бюджета, и как главного распорядителя средств федерального бюджета, выделенных на цели реализации льгот, установленных Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».

При таких обстоятельствах с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу истца следует взыскать 1275613 руб. 01 коп.

Расходы по уплате госпошлины следует отнести на ответчика в соответствии с ст. 110 АПК РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 333.40 Налогового кодекса РФ ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина взысканию не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 110, 167 – 171, 176, 180 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации в пользу МУПП «Орелгортеплоэнерго», г. Орел 1275613 руб. 01 коп. – убытков.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

В удовлетворении заявленных требований к субъекту Российской Федерации – Орловской области в лице Департамента финансовой политики Орловской области отказать.

Решение может быть обжаловано в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение одного месяца со дня его принятия.

Судья В.А. Климов