Судебная практика

Решение от 19 декабря 2006 года № А19-20174/2006. По делу А19-20174/2006. Иркутская область.

Решение

г. Иркутск

«19» декабря 2006 года Дело №А19-20174/06-36

Резолютивная часть решения объявлена 12 декабря 2006 года. Полный текст решения изготовлен 19 декабря 2006 года.

Арбитражный суд Иркутской области в составе судьи Самойловой О.И.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Самойловой О.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Усть-Алтанской сельской администрации, муниципальное учреждение

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Иркутской области и Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу

третье лицо – ГУ Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (межрайонное) по Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу

о возврате излишне уплаченных страховых взносов

при участии в заседании:

от заявителя – Москвитина Л.В. – представитель по доверенности от 11.12.2006 № 1;

от налогового органа – Ильина И.С. – представитель по доверенности от 31.01.2006 № 2;

от третьего лица – Дамбуев А.С. – представитель по доверенности б/н от 18.07.2006

Установил:

Усть-Алтанская сельская администрация, муниципальное учреждение (далее – заявитель; учреждение) обратилась в арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 7 по Иркутской области и Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу об обязании принять Решение и возвратить заявителю излишне уплаченные страховых взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 60 226 рублей и взыскании суммы пени, начисленных на невозвращенную сумму страховых взносов.

Заявитель в судебном заседании требование уточнил и просил суд обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Иркутской области и Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу (далее – налоговый орган) возвратить излишне уплаченные страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 57 914 рублей. В качестве основания заявленных требований указал несоответствие действий налогового органа статье 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Представитель налогового органа, в судебном замедании требование оспорил, указав на отсутствие полномочий для возврата излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Представитель Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (межрайонное) по Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу, привлеченного в дело в качестве третьего лица, в судебном заседании требование заявителя поддержал.

В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв с 06.12.2006 до 12.12.2006 14 час. 30 мин.

Дело, в соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается по имеющимся в нем материалам, исследовав которые и выслушав представителей заявителя и налогового органа и мнение представителя третьего лица, суд Установил следующее.

Заявитель зарегистрирован в качестве юридического лица 05.06.2001, что подтверждается свидетельством о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, выданным Межрайонной ИМНС России № 7 по Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу.

Как следует из материалов дела, в 2002 году учреждение уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, которые не были учтены при определении размера обязательств учреждения по оплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Учреждение обратилось в налоговый орган с заявлением о возврате излишне уплаченных сумм страховых взносов.

18.01.2006 письмом № 13 налоговый орган отказал учреждению в возврате, ссылаясь на то, что статья 78 Налогового кодекса Российской Федерации не предусматривает зачет/возврат страховых взносов в ПФР.

Суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды. При этом органы государственных внебюджетных фондов пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные главой 12 Налогового кодекса Российской Федерации для налоговых органов.

Статьей 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ под страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование понимаются индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

Следовательно, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по своей природе не являются налогами или сборами, понятие которых определено в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации. Поэтому полномочия государственных внебюджетных фондов, предусмотренные пунктом 13 статьи 78 названного Кодекса, не распространяются на правоотношения, связанные с возвратом или зачетом излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Между тем из статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ следует, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1 статьи 25 вышеназванного Закона контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

С учетом изложенного довод инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, судом отклонен как необоснованный.

В силу пунктов 7 и 9 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату налоговым органом по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что правила, предусмотренные названной статьей, применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Как следует из материалов дела - Ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пояснений представителя третьего лица, по состоянию на 03.07.2006 у учреждения имеется недоимка по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 57 руб. 51 коп.

Актом сверки расчетов налогоплательщика по налогам, сборам и взносам № 2606 от 08.12.2006, подписанного налоговым органом и учреждением, по состоянию на 30.11.2006 у учреждения имеется переплата по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части в сумме 50 663 рублей, по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату накопительной части в сумме 7 251 рубль, что в сумме составляет 57 914 рублей.

При таких обстоятельствах, требование заявителя подлежит удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 167-170; 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Заявленное требование удовлетворить.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы № 7 по Иркутской области и Усть - Ордынскому Бурятскому автономному округу возвратить страховые взносы, уплаченные Усть-Алтанской сельской администрацией, муниципальное учреждение в сумме 57 914 рублей – в качестве страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Решение может быть обжаловано в Четвертый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его принятия.

Судья О.И. Самойлова