Судебная практика

Решение от 2006-12-19 №А68-7355/2006. По делу А68-7355/2006. Тульская область.

Арбитражный суд Тульской области

Решение

г. Тула Дело N А68-7355/06-309/12

дата объявления резолютивной части решения 19.12.2006 г.

дата изготовления решения 28.12.2006 г.

Арбитражный суд в составе:

Судьи Чубаровой Н.И.

рассмотрев в судебном заседании дело заявлению ЗАО «Центрэкомониторинг»

к ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области

о признании незаконным решения и обязании произвести зачет налога

Протокол вела судья Чубарова Н.И.

при участии в заседании:

от заявителя – Пегушева В.В. по дов.

от ИФНС – Старых Н.О. по дов.

Установил:

ЗАО «Центрэкомониторинг» просит арбитражный суд (с учетом уточнения) признать незаконным Решение ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области от 18.10.2006 г. об отказе в зачете (возврате) переплаты страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в счет недоимки по страховым взносам по другим КБК и обязать ИФНС России по г. Новаомосковску Тульской области осуществить зачет суммы, перечисленной по коду 18210202030061000160, в счет недоимки по страховым взносам по коду 18210202010061000160, в размере суммы 51706,67 руб.

В обоснование своих требований заявитель ссылается на следующие обстоятельства.

12 января и 18 февраля 2005 г. в счет погашения задолженности по страховым взносам, направляемым на финансирование страховой части за декабрь 2004 г. и январь 2005 г. ЗАО «Центрэкомониторинг» был осуществлен платеж в размере 51706,67 руб. по ошибочно указанным реквизитам. Факт перечисления подтверждается: платежным поручением № 14 от 12.01.2005 г., платежным поручением № 37 от 18.02.2005 г., реестром платежей страхователя, выданным УПФР по г. Новомосковску Тульской области.

Код бюджетной классификации в платежных поручениям № 14 от 12.01.2005 г. и № 37 от 18.02.2005 г, был указан неверно 18210202030061000160, а следовало указать 18210202010061000160. (Ошибочно указан КБК, относящийся к страховым взносам, уплачиваемым в виде фиксированного платежа на выплату страховой части трудовой пенсии).

18 сентября 2006 г., руководствуясь ст. 78 НК РФ, ЗАО «Центрэкомониторинг» обращалось с заявлением в ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области с просьбой о возврате либо зачете указанной суммы в счет недоимки по страховым взносам по коду 18210202010061000160.

09 октября 2006 г. был получен отказ ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области (исх. № 90-7067/4964 от 05.10.2006 г.) в возврате (зачете) страховых взносов. Инспекция указала, что со ссылкой на определение Конституционного Суда РФ от 05.02.2004 г. № 28-О и от 04.03.2004 г. № 49-О, что целевое назначение и социально-правовая природа налог Ф.И.О. что не позволяет рассматривать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование как налоговый платеж. На основании письма ФНС России от 25.08.2005 г. № 19-4-04/00015@ положения ст.ст. 78,79 не могут применяться при осуществлении зачета (возврата) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Заявитель, ссылаясь на ст. 2, ст. 13, п. 1 ст. 25 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», п. 7,9 ст. 78 НК РФ, считает, что зачет страховых взносов, уплаченных по неправильному КБК должен осуществлять налоговый орган.

ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области заявленные требования не признала, мотивируя свой отказ тем, что возврат или зачет излишне уплаченных страховых взносов должен производить Пенсионный фонд, что следует из анализа ст.ст. 2,13,25 ФЗ от 115.12.2001 г. № 167-ФЗ и ст. 11 ФЗ от 16.07.1999 г. № 165-ФЗ, п. 1,3 ст. 78 НК РФ.

Оценив представленные доказательства и доводы сторон, арбитражный суд находит заявленные требования ЗАО «Центрэкомониторинг» подлежащими удовлетворению. Суд исходит из следующего.

В соответствии со ст. 2 ФЗ от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.3 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.

В соответствии с п. 1 ст. 24 ФЗ от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 2 ст. 24 названого Закона ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Пунктом 1 статьи 25 Закона установлено, что контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов.

В силу пункта 1 статьи 13 Закона N 167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В связи с этим к данным правоотношениям применяются положения гл.12 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность осуществлять возврат или зачет страхователям уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации страховых взносов на обязательное пенсионное страхование возложена на налоговый орган.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей. Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится, если иное не установлено данным Кодексом, налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено данной статьей.

Пунктом 5 статьи 78 НК РФ установлено, что по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.

Пунктом 13 статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что такие же правила применяются при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

В соответствии с приложением N 11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в редакции изменений от 23.12.2004 N 174-ФЗ) “О бюджетной классификации Российской Федерации“ главным распорядителем средств федерального бюджета - администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации относительно страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых в Пенсионный фонд Российской Федерации на выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии, является Федеральная налоговая служба.

Приказом Минфина России от 16.12.2004 N 116н утвержден Порядок учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределение между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, пунктом 4 которого предусмотрено, что учет и распределение поступлений между бюджетами осуществляется органами Федерального казначейства на основании заключений налоговых органов о зачете излишне уплаченных (взысканных) налогов (сборов), платежных поручений налоговых органов и распоряжений администраторов поступлений в бюджет о возврате поступлений, уведомлений налоговых органов и администраторов поступлений в бюджет об уточнении вида и принадлежности платежа (поступлений).

Таким образом, довод инспекции о том, что у налогового органа отсутствуют полномочия для принятия решения о зачете плательщику излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, отклоняется судом как необоснованный. Зачет должен производить налоговый орган.

Уплата ЗАО «Центрэкомониторинг» страховых взносов по неверно указанному КБК в сумме 51706,67 руб. подтверждается платежными поручениями № 14 от 12.01.2005 г. и № 37 от 18.02.2005 г., не оспаривается налоговым органом.

Уплаченная в соответствии с указанными платежными поручениями сумма 51706,67 руб. должна была налоговым органом сразу направляться на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на выплату страховой части трудовой пенсии за декабрь 2004 г. и январь 2005 г., поскольку в платежных поручениях № 14 от 12.01.2005 г. и № 37 от 18.02.2005 г. указано именно такое назначение платежа, позволяющее идентифицировать его. И это назначение платежа является определяющим по отношению к КБК.

Учитывая все изложенные обстоятельства, зачет суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии в сумме 51706,67 руб. должна произвести ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области.

Руководствуясь ст.ст. 167-176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Заявленные требования ЗАО «Центрэкомониторинг» удовлетворить.

Признать незаконным Решение ИФНС России по г. Новомосковску от 18.10.2006 г. об отказе в зачете (возврате) переплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, направляемых на финансирование страховой части трудовой пенсии, в счет недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование по другим КБК.

Обязать ИФНС России по г. Новомосковску Тульской области произвести зачет суммы 51706 руб. 67 коп., перечисленной по коду 18210202030061000160, в счет недоимки по страховым на обязательное пенсионное страхование по коду 18210302010061000160.

Возвратить ЗАО «Центрэкомониторинг» из федерального бюджета госпошлину в сумме 2000 руб.

Судья Чубарова Н.И.