Судебная практика

Решение от 20 декабря 2006 года № А76-28615/2006. По делу А76-28615/2006. Челябинская область.

Решение

г. Челябинск

«20» декабря 2006г. Дело № А76-28615/2006-4-471/17-498

Резолютивная часть оглашена 20.12.2006

Полный текст изготовлен 20.12.2006

Судья Семенихина И.И.

при ведении протокола судебного заседания Гладышевой А.Л.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

ОАО «РЖД» в лице филиала ЮУЖД г. Челябинск

к ОАО «ММК» г. Магнитогорск

о взыскании 1 912 000 руб.

при участии в заседании:

от истца: Белик С.А. – юрист, дов. от 18.01.2006 №

от ответчика: не явился, извещен

Установил:

ОАО «Российские железные дороги» в лице филиала Южно-Уральская железная дорога обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с иском к ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» о взыскании 1 912 000 руб. штрафа за задержку вагонов в октябре 2005 года на подъездном пути ответчика по истечении технологических сроков оборота вагонов.



Ответчик, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, своего представителя в судебное заседание не направил.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика на основании ст. 156 АПК РФ по имеющимся в нем материалам.

Заслушав доводы представителя истца, исследовав материалы дела, арбитражный суд Установил, что между ГУП «Южно-Уральская железная дорога» (правопреемник ОАО «Российские железные дороги») и ОАО «Магнитогорский металлургический комбинат» заключен договор от 25.07.2000 № 5/12 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути при станциях Магнитогорск-грузовой, Куйбас. Согласно этому договору сдаваемые на подъездной путь вагоны подаются локомотивом дороги на пути парков «А», «С», «В» станции Магнитогорск-Грузовой и на 1-7 путь станции Куйбас, дальнейшее продвижение вагонов осуществляется локомотивом Ветвевладельца (ОАО «ММК»).

Договором (в редакции протокола разногласий от 20.05.2003 по дополнительному соглашению от 24.12.2002), установлены технологические сроки оборота вагонов: общий срок (единый для всех вагонов) - 38 часов; зимой (с 15.10. по 15.04) - 40 часов; летом (с 15.04. по 15.10) - 36 часов (§ 8 договора).

Таким образом, в спорный период технологический срок оборота вагонов по условиям договора составляет: 24 часа - по закону, 36 часов - по договору, итого - 60 часов.

Ответчиком допущена просрочка возврата вагонов, поэтому истец обратился с иском в арбитражный суд.

Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона.

В соответствии с ч. 6 ст. 62 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации (далее Устав) за задержку вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику, под погрузкой, выгрузкой на железнодорожных путях не общего пользования, более чем на 24 часа по истечении установленных договорами на эксплуатацию железнодорожных путей не общего пользования технологических сроков оборота вагонов, контейнеров владельцы железнодорожных путей не общего пользования несут перед перевозчиком ответственность в соответствии со ст. 99 Устава.

Статьей 99 Устава предусмотрена мера ответственности в виде десятикратного размера штрафа, установленного ст. 100 и 101 Устава. За задержку вагонов в случаях, предусмотренных ст. 99 Устава, с грузоотправителя, грузополучателя перевозчиком за каждый час простоя каждого вагона взыскивается штраф в размере 0,2 размера минимального размера оплаты труда (ст. 100 Устава).

В соответствии с п. 7 Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС РФ от 18.06.2003 №43, расчет штрафов производится по ведомостям подачи и уборки вагонов с указанием времени начала и окончания грузовых операций с вагонами и размера штрафов.

Из ведомостей подачи и уборки вагонов за октябрь 2005 года №№ 6136, 6137, 6138, 6140, 6143, 6144, 6145, 6148, 6151, 6152, 6254, 6158, 6160, 6162, 6163, 6164, 6166, 6168, 6170, 6172, 6175, 6176, 6178, 6180, 6181, 6182, 6185, 6186, 6187, 6189, 6190, 6191, 6192, 6193, 6195, 6196, 6200, 6203, 6204, 6205, 6207, 6209, 6210, 6212, 6218, 6224, 6225, 6227, 6229, 6256, 6258, 6263, 6264, 6265, 6266, 6147, 6197, 6199, 6211, 6215, 6216, 6219, 6221, 6228, 6232, 6236, 6239, 6240, 6241, 6242, 6243, 6248, 6249, 6251, 6253, 6260, 6269, 6271, 6273, 6274, 6277, 6279, 6281, 6282, 6283 следует, что ответчиком, была допущена задержка на своих путях, принадлежащих перевозчику вагонов более чем на двадцать четыре часа по истечении установленных договором от 25.07.2000 технологических сроков оборота вагонов. Содержащиеся в названных ведомостях сведения ответчиком не оспариваются.

В соответствии с пунктом 4.3 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей не общего пользования, утвержденных приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 № 26, время нахождения вагонов на железнодорожных путях не общего пользования, обслуживаемых локомотивом владельца или пользователя этих путей, исчисляется с момента передачи вагонов на железнодорожные выставочные пути согласно памятке приемосдатчика до момента их возвращения на железнодорожные выставочные пути и сдаче их перевозчику на основании книги регистрации уведомлений и памятки приемосдатчика.

Следовательно, время нахождения вагонов, контейнеров на железнодорожных подъездных путях, обслуживаемых локомотивом владельца этих путей, исчисляется с момента передачи владельцу таких путей вагонов, контейнеров на выставочных путях до момента их возвращения на выставочные пути и является временем осуществления грузовых операций (погрузки, выгрузки и т.д.) на путях, принадлежащих ветвевладельцу.

Превышение установленных законом сроков свидетельствует о задержке под погрузкой, выгрузкой вагонов, контейнеров, принадлежащих перевозчику.

В соответствии со ст. ст. 99, 100 УЖТ РФ размер штрафа составляет 0,2 минимальных размеров оплаты труда за час простоя каждого вагона. За задержку специализированных вагонов размер штрафа увеличивается в два раза.



Таким образом, общий размер штрафа по указанным выше ведомостям составляет 1 912 000 руб. по расчету истца не оспоренному ответчиком, исчислен на основании ст. 793 ГК РФ, ст. ст. 62, 99, 100 УЖТ РФ и подлежит взысканию с ответчика в пользу истца.

Доказательств соблюдения технологических сроков оборота вагонов в октябре 2005 ответчиком не представлено.

Отношения между сторонами урегулированы договором от 25.07.2000 на эксплуатацию железнодорожного подъездного пути комбината (ветвевладельца) при станциях Магнитогорск-Грузовой, Куйбас ЮУЖД, которым определены технологические сроки оборота вагонов и ответственность за их нарушение.

Согласно имеющимся в материалах дела ведомостям подачи и уборки вагонов, комбинатом допущена задержка вагонов на подъездных путях необщего пользования более чем на двадцать четыре часа сверх установленных договором технологических сроков оборота вагонов.

В силу п. 1 ст. 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства.

Поскольку ответчиком условия договора о соблюдении сроков оборота вагонов нарушены, он обязан нести ответственность за нарушение сроков путем выплаты штрафа в сумме 1 912 000 руб.

Требования истца подлежат удовлетворению в полном объеме.

Расходы по государственной пошлине полностью относятся на ответчика на основании ст. 110 АПК РФ.

Руководствуясь ст. ст. 167, 168, ч. 2 ст. 176 АПК РФ, арбитражный суд

Решил:

Взыскать с ОАО «ММК», г. Магнитогорск, в пользу ОАО «РЖД» в лице филиала ЮУЖД, г. Челябинск, 1 912 000 руб. штрафа за задержку вагонов, 21 060 руб. расходов по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня изготовления его в полном объеме в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд.

Судья И.И. Семенихина