Судебная практика

Решение от 2008-08-01 №А05-6024/2008. По делу А05-6024/2008. Архангельская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

163069, г. Архангельск, ул. Логинова, д. 17

Именем Российской Федерации Решение

г. Архангельск

Дело №

А05-6024/2008

Дата принятия (изготовления) решения 01 августа 2008 года.

Арбитражный суд Архангельской области в составе судьи Максимовой *.*.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поповым *.*. ,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью “КНИГИ“ к



Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу

об обязании произвести возврат,

при участии в заседании представителей:

от заявителя – не явился, извещен 24.07.2008 г.,

от ответчика – не явился, извещен 21.07.2008 г.,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «КНИГИ» (далее – Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 6 (далее – Инспекция, ответчик) по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возврате 5 597 руб. 70 коп.

Стороны, надлежаще извещенные о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили; Инспекция не представила в материалы дела возражения относительно существа заявленных требований. Указанные обстоятельства в силу положений статьи 156, пункта 2 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее – АПК РФ) не являются препятствием для рассмотрения дела на основании имеющихся в деле доказательств.

Суд Установилследующие фактические обстоятельства дела.

Платежными поручениями от 12.12.2007 № 44 и от 19.12.2007 №46 заявитель уплатил соответственно 5 000 руб. по коду бюджетной классификации 18210202020061000160 и 108 руб. по коду бюджетной классификации 18210202020062000160.



15 января 2008 Общество обратилось к Инспекции с заявлениями о возврате ошибочно перечисленных платежей в размере 5 000 руб. и 108 руб. на его расчетный счет.

Решениями от 23.01.2008 №55 и №56 ответчик отказал в осуществлении возврата, пояснив, что налоговые органы не уполномочены производить зачеты и возвраты неналоговых платежей, которыми являются страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

По данным выписки из лицевого счета от 05.03.2008 заявитель узнал о том, что у него числится переплата по пеням по налогу на добавленную стоимость (далее по тексту – НДС) в качестве налогового агента в размере 489 рублей 70 копеек. 20.03.2008 Общество обратилось к ответчику с заявлением о зачете 489 руб. 70 коп. пеней по НДС в качестве налогового агента в счет недоимки по пени по НДС.

Решением от 24.03.2008 №391 Инспекция отказала Обществу в проведении зачета переплаты по пеням по НДС как налогового агента в счет недоимки по пеням по НДС.

Заявитель, не согласившись с ответами Инспекции, обратился в суд с заявлением о возврате 5 597 руб. 70 коп.

Исследовав материалы дела, письменные пояснения сторон, суд находит заявленные требования обоснованными по следующим мотивам.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее по тексту – Закон №167-ФЗ) организации являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию. Пунктом 2 статьи 14 названного Закона на страхователей возложена обязанность своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно статье 5 Закона №167-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации является страховщиком по обязательному пенсионному страхованию в Российской Федерации. В силу пункта 1 статьи 13 Закона №167-ФЗ страховщик (территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации) имеет право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи внесены. Иные возможности проведения территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации возврата или зачета, в том числе и излишне уплаченных сумм по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, законодательством не установлены.

В пункте 18 Порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 №116н (в редакции приказа Министерства финансов Российской Федерации от 02.05.2006 №73н), указано, что возврат (возмещение) плательщикам излишне уплаченных (взысканных) сумм осуществляется органами Федерального казначейства на основании платежных документов администраторов поступлений в бюджет на возврат (возмещение) поступлений плательщикам в срок не более трех рабочих дней со дня их представления в орган Федерального казначейства, исходя из сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты. В соответствии с пунктом 30 названного Порядка взаимодействие Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам поступлений в бюджет документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, а также в получении Федеральным казначейством от администраторов поступлений в бюджет документов о возврате (зачете) плательщикам излишне (ошибочно) перечисленных в бюджет платежей, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений. Документы о поступлениях предоставляются органами Федерального казначейства администраторам поступлений в бюджет в пределах возложенных на администраторов полномочий.

Федеральная налоговая служба является администратором поступлений в бюджеты Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, зачисляемым на выплату как страховой, так и накопительной частей трудовой пенсии, согласно перечню администраторов поступлений в бюджеты Российской Федерации (приложение №11.1 к Федеральному закону от 15.08.1996 №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации», в редакции Федерального закона от 22.12.2005 №176-ФЗ).

На это же указано и в приложении к приказу ФНС России Приказом ФНС РФ от 04.04.2007 №ММ-3-11/193@ «О закреплении полномочий администратора доходов бюджетной системы по главе 182 «Федеральная налоговая служба» за территориальными органами Федеральной налоговой службы», содержащем Перечень доходов, администрируемых территориальными органами Федеральной налоговой службы в 2007 году (строки 19 - 22 Перечня).

Из анализа указанных норм права следует, что Инспекция как администратор страховых взносов на обязательное пенсионное страхование обязана произвести возврат излишне (ошибочно) уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

В соответствии со статьей 2 Закона №167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Федеральным законом. Поскольку Законом №167-ФЗ не установлен порядок зачета сумм излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, то данные правоотношения регулируются нормами Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 НК РФ налогоплательщик имеет право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пеней, штрафов. Указанному праву налогоплательщика корреспондирует предусмотренная подпунктом 7 пункта 1 статьи 32 НК РФ обязанность налоговых органов по принятию решений о возврате сумм излишне взысканных пеней в порядке, предусмотренном НК РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном данной статьей.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что решениями от 11.07.2008 №1983, №1984 Инспекция вернула на расчетный счет Общества №40702810103010000651, открытый в дополнительном офисе «Плесецкий» филиала «Архангельский» ФАКБ «Российский капитал», излишне уплаченные страховые взносы, направляемые на финансирование накопительной части пенсии, в размере 5 000 руб. и 108 руб. Кроме того, судом установлено, что переплата по пеням по НДС в размере 489 рублей 70 копеек была возвращена ответчиком по решению от 11.07.2008 №1982 на расчетный счет заявителя №40702810404140101374, открытый в Онежском отделении 4059/066 р.п.Плесецк Архангельского ОСБ №8637.

С учетом того обстоятельства, что Инспекция добровольно исполнила требование заявителя, совершив действия по возврату Обществу страховых взносов в сумме 5 108 руб. и пени по НДС в сумме 489 руб. 70 коп. на его расчетные счета, требование Общества об обязании ответчика возвратить указанные суммы удовлетворению не подлежат, поскольку 5597 руб. 70 коп. не могут быть повторно возвращены заявителю.

Арбитражный суд, руководствуясь статьями 110, 167, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Решил:

В удовлетворении требования общества с ограниченной ответственностью “КНИГИ“ к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №6 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о возврате денежных средств в сумме 5 597 рублей 70 копеек отказать.

Настоящее Решение может быть обжаловано в Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий одного месяца со дня его принятия.

Судья

*.*. Максимова