Судебная практика

Решение от 2008-07-21 №А82-2733/2008. По делу А82-2733/2008. Ярославская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

г. Ярославль 21 июля 2008 г.

Дело № А82-2733/2008-27

Резолютивная часть решения оглашена 14.07.2008

Арбитражный суд Ярославской области в составе судьи *.*. Розовой

при ведении протокола судебного заседания *.*. Розовой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимател Ф.И.О. br>
к Управлению земельных ресурсов мэрии города Ярославля

при участии третьего лица на стороне ответчика: Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля

о признании недействительным приказа начальника УЗР мэрии г.Ярославля № 1004 от 28.03.2008 об отказе в размещении объекта,

при участии



от заявителя: Лобкова *.*. - предпринимателя, Москаленко *.*. - представителя по доверенности,

от ответчика: Сурова *.*. - главного специалиста – юрисконсульта,

от третьего лица: Фомичевой *.*. - главного специалиста – юрисконсульта,

Установил:

Индивидуальный предприниматель Лобков Александр Евгеньевич обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным приказа начальника Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля (далее – УЗР) № 1004 от 28.03.2008 об отказе в размещении объекта на земельном участке по адресу: ул.Труфанова, в районе дома № 19 в Дзержинском районе.

Определением от 08.05.2008 суд по ходатайству ответчика привлек к участию в деле в качестве третьего лица без самостоятельных требований Департамент архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля (далее – ДАРТГ).

Заявитель считает неправомерной ссылку УЗР на статью 31 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ) и раздел 3 постановления мэра г.Ярославля от 23.04.2007 № 1227 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля» (далее –Постановление № 1227), полагает, что предоставление земельного участка в спорной ситуации должно регулироваться статьей 34 ЗК РФ и разделом 5 постановления № 1227, так как участок испрашивается не в целях строительства. Также не подлежат применению подп. 4 п. 2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 и п.7.23* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских сельских поселений».

Ответчик и третье лицо заявленные требования не признали по основаниям, изложенным в отзывах и дополнениях к отзывам.

Рассмотрев материалы дела и выслушав представителей сторон и третьего лица, суд Установилследующее.

15.10.2007 предприниматель Лобков *.*. в соответствии с разделом 3 постановления мэра г.Ярославля от 23.04.2007 № 1227«О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля», обратился в мэрию г.Ярославля с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта – торгового павильона по адресу: г.Ярославль, Дзержинский район, ул.Труфанова, 19, рядом с торговым комплексом «Аквилон», примерный размер земельного участка 15,2 кв.м, испрашиваемое право на земельный участок – аренда.



Приказом директора Управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля от 28.03.2008 № 1004 И Ф.И.О. отказано в размещении постройки, не являющейся объектом капитального строительства - павильона по адресу: ул.Труфанова, 19 в Дзержинском районе в связи с тем, что:

предполагаемое место размещения объекта находится в границах территории общего пользования, что не соответствует требованиям п. 2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03;

не соблюдается нормативное противопожарное расстояние до мини-магазина - 15,0 м, согласно п.1*, приложения 1* СНиП 2.07.01-89*;

не соблюдается нормативный разрыв до электрического кабеля – 2 м, до сети канализации – 3 м, согласно п.7.23* СНиП 2.07.01-89*.

ИП Лобков *.*. считает, что указанный приказ принят с нарушением норм материального права и незаконно создает препятствия в осуществлении его предпринимательской деятельности.

Заявитель пояснил следующее.

12.06.2003 по договору купли-продажи имущества Лобков *.*. приобрел торговый павильон №10 площадью 14,95 кв.м, установленный предыдущим собственником на земельном участке, предоставленном ему в субаренду предпринимателем Виноградовым *.*. , которому Постановлением мэра г.Ярославля от 21.06.2002 № 1852 был предоставлен в аренду земельный участок площадью 909 кв.м для предпринимательской деятельности (эксплуатации магазина) возле торгового комплекса «Аквилон» по адресу: г.Ярославль, ул.Труфанова, д.19. Торговый павильон заявителя в составе 22 других павильонов располагался на границе территории земельных участков торгового комплекса «Аквилон» и кинотеатра «Победа».

26.09.2006 в связи с реконструкцией кинотеатра «Победа» администрациями кинотеатра «Победа» и строительной организации ООО «Авангард» собственникам торговых павильонов с 1 по 22, в том числе и заявителю, было предложено на время реконструкции кинотеатра переместить торговые павильоны с границы указанных земельных участков на территорию вдоль трамвайных путей, так как торговые павильоны мешали устройству строительного ограждения кинотеатра «Победа».

26.09.2006 было проведено собрание с повесткой «О переносе торговых павильонов с 1 по 22 по адресу: г.Ярославль, ул.Труфанова, д.19а (около кинотеатра «Победа»)», на котором собственников торговых павильонов заверили, что временное размещение торговых павильонов на новом месте согласовано с администрацией Дзержинского района. Перемещение торговых павильонов было организовано ООО «Авангард» 01.10.2006, в том числе торгового павильона № 10, принадлежащего ИП Лобкову. Правоустанавливающих документов на новый земельный участок выдано не было.

Таким образом, фактически был произведен самозахват земли.

07.06.2007 главным государственным инспектором г.Ярославля по использованию и охране земель заявителю было выдано предписание по оформлению либо освобождению указанного земельного участка до 19.10.2007 с последующим продлением срока до 19.04.2008.

В связи с этим 15.10.2007 Лобков *.*. обратился в мэрию г.Ярославля с заявлением о выделении ему земельного участка для использования в предпринимательской деятельности. Поскольку порядок предоставления земельных участков в г.Ярославле в указанных целях установлен Постановлением мэра г.Ярославля от 23.04.2007 № 1227, в ДОС мэрии г.Ярославля заявителю выдали типовую форму заявления о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта. Намерения осуществлять строительство Лобков *.*. не имел, указанный бланк был выдан в связи с тем, что других бланков заявлений не разработано. В заявлении Лобков *.*. указал фактически используемый земельный участок – ул.Труфанова, д.19.

28.03.2008 на основании заключения Департамента архитектуры и развития территорий города мэрии города Ярославля от 19.12.2007 № 1-АР1/1370 был издан приказ начальника УЗР мэрии г.Ярославля об отказе в предоставлении земельного участка.

Заявитель считает ссылку УЗР мэрии г.Ярославля на ст.31 ЗК РФ необоснованной, так как земельный участок испрашивался для целей, не связанных со строительством. По мнению заявителя, размещенный на спорном земельном участке объект не относится к временным постройкам, не являющимся объектом капитального строительства, так как является сборно-разборной постройкой, подпадающей под действие п.1.3 Положения о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля, утвержденного Постановлением мэра города Ярославля от 15.05.2007 № 1519. Временное строение не имеет фундамента, не требует подведения подземных коммуникаций, имеет воздушную подводку электрических сетей, может быть быстро разобрано или передвинуто на другое место при помощи спецавтомобиля с краном. В связи с этим предоставление земельного участка для размещения этой постройки регулируется статьей 34 ЗК РФ и разделом 5 «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством» Положения о порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля, утвержденного Постановлением № 1227.

По мнению заявителя, не подлежит применению п. 2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, поскольку примененная ДАРТГ мэрии г.Ярославля редакция п.2.6 утратила силу с 29.02.2008. Кроме того, согласно п.10 санитарных правил отмеченные в приказе нормы относятся к предприятиям, имеющим торговую площадь более 1000 кв.м: отдельно стоящим гипермаркетам, супермаркетам, торговым комплексам и центрам, мелкооптовым рынкам, рынкам продовольственных и промышленных товаров с приобъектной автостоянкой вместимостью до 300 машиномест. Для предприятий, имеющих меньшие торговые площади, размер санитарно-защитной зоны устанавливается при надлежащем обосновании. Установление обязательной санитарно-защитной зоны для торгового павильона, не являющегося объектом капитального строительства, указанным нормативным актом не предусмотрено.

Отказ мотивирован также нормами СНиП 2.07.01-89*. Заявитель полагает, что пункт 7.23* СНиП 2.07.01-89*, который регламентирует размещение подземных инженерных сетей, не имеет отношения к спорной ситуации, так как временная постройка не имеет фундамента и не нуждается в подводке подземных инженерных коммуникаций, в связи с чем расстояние до сетей канализации и электрического кабеля не имеет значения.

Заявитель не согласен, что не соблюдается нормативное противопожарное расстояние до мини-магазина, поскольку торговый павильон не является мини-магазином. Противопожарные требования по размещению торговых павильонов и киосков установлены НПБ 103-95, утвержденными приказом ГУГПС МВД РФ от 31.01.1995 № 5. В соответствии с указанными нормами места размещения павильонов и киосков подлежат согласованию в порядке, установленном местными органами власти.

Таким образом заявитель полагает, что оспариваемый приказ издан в нарушение действующего законодательства.

Ответчик заявленное требование не признал, пояснил, что заявление о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта было подано заявителем 15.10.2007 в ДОС мэрии г.Ярославля Управления жилищной политики и в соответствии с Постановлением мэра г.Ярославля от 23.04.2007 № 1227 было направлено в ДАРТГ для подготовки заключения, которое было дано 19.12.2007 № 1-АР1/1370. Оспариваемый приказ начальника УЗР был издан на основании указанного заключения ДАРТГ.

Ответчик указывает, что заявитель подавал заявление о выборе земельного участка для строительства и предварительном согласовании места размещения объекта в соответствии со ст.31 ЗК РФ и разделом 3 постановления мэра г.Ярославля от 23.04.2007 № 1227. Применение статьи 31 ЗК РФ и раздела 3 постановления № 1227 является правомерным исходя из п.2.1 постановления мэра г.Ярославля от 15.05.2007 № 1519. По мнению ответчика, статья 34 ЗК РФ регулирует порядок предоставления земельных участков только гражданам в целях ведения крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства, личного подсобного хозяйства и в иных не связанных с предпринимательской деятельностью целях. Индивидуальные предприниматели при осуществлении предпринимательской деятельности приравниваются к юридическим лицам в соответствии со ст.23 ГК РФ.

Представитель третьего лица заявленное требование не признал, пояснил следующее.

В целях реализации полномочий органов городского самоуправления по организации благоустройства территории города Ярославля, регулирования вопросов использования и охраны земель на территории города, а также регулирования отношений, возникающих при размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территориях свободных от застройки, либо подлежащих в будущем застройке объектами капитального строительства, принят нормативно правовой акт - Постановление мэра города Ярославля от 15.05.2007 № 1519 «О размещении в городе Ярославле временных построек, не являющихся объектами капитального строительства».

Указанным Постановлением утверждено Положение о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля (далее Положение), в котором определены объекты, относящиеся к временным постройкам, не являющимся объектами капитального строительства, а также порядок предоставления земельных участков для строительства (размещения) временной постройки.

В соответствии с п.2.1. Положения предоставление земельного участка для строительства (размещения) временной постройки осуществляется в порядке, установленном Постановлением мэра города Ярославля от 23.04.2007 № 1227 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля» (далее Постановление).

Согласно п.3.16 Постановления предоставление земельных участков для строительства временных построек и сооружений, не являющихся объектами капитального строительства (киоски, навесы, площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс), площадки для обучения вождению автотранспортных средств, временные автостоянки и парковки и другие подобные объекты), осуществляется в соответствии с разделом 3 «Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта» без рассмотрения заявления на комиссии.

Положения раздела 5 («Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством») Постановления применяются в случаях предоставления земельных участков гражданам, для целей не связанных со строительством в соответствии со ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации. Данный раздел введен для разграничения субъектов, которые вправе обратиться в соответствии с указанной нормой («граждане»), а также объектов, которые не отнесены к временным постройкам, не являющиеся объектами капитального строительства, обозначенными в постановлении мэра города Ярославля от 15.05.2007 № 1519 «О размещении в городе Ярославле временных построек, не являющихся объектами капитального строительства» и разделе 3 Постановления.

Заявление индивидуального предпринимателя Лобкова *.*. о предоставлении земельного участка площадью 15,2кв.м, для строительства и предварительном согласовании места размещения торгового павильона по адресу: г.Ярославль ул.Труфанова, д.19, рассматривалось в соответствии с Постановлением мэра города Ярославля от 15.05.2007 № 1519 «О размещении в городе Ярославле временных построек, не являющихся объектами капитального строительства», раздела 3 постановления мэра города Ярославля от 23.04.2007 № 1227 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля», с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории, как предусмотрено требованиями ч.2. ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.3.12 раздела 3 Постановления департаментом архитектуры и развития территорий города мэрии г.Ярославля, с учетом градостроительных норм и правил была проведена проверка материалов о возможном размещении в предполагаемом месте, временного торгового павильона.

По результатам проверки было установлено следующее.

Согласно схеме, приложенной ИП Лобковым *.*. к заявлению о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения торгового павильона от 15.10.2007 года вход. № 322, размещение предполагаемого объекта находится в границах красных линий магистральной улицы Труфанова районного значения.

В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее линейные объекты).

Согласно схеме городских магистралей и транспорта в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета города Ярославля 06.04.2006 № 226, испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования (в границах красных линий магистральной улицы районного значения улицы Труфанова).

Поэтому, одним из оснований невозможности размещения предполагаемого объекта – временного торгового павильона, в предполагаемом месте, явилось не соответствие требованиям абз.4 п.2.6. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 10.04.2003 №38, зарегистрированного в Минюсте 29.04.2003 №4459, действующие в данной редакции до 29.02.2008, расположение в границах территории общего пользования (красных линиях) отделяющих территорию улично-дорожной сети от остальной территории города.

Настоящие требования в соответствии с разделом 2 («Общие положения») подраздела 2.1. распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий сооружения промышленного назначения, транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровья человека.

При этом ДАРТГ мэрии г.Ярославля руководствовался абзацем 4 пункта 2.6 исключительно в целях определения возможности размещения временной постройки на территории общего пользования в пределах красных линий. На момент вынесения приказа абз.4 п.2.6 был отменен, однако и до, и после этого действовали п.11, 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, которыми даны определения красных линий и территорий общего пользования. Таким образом, в соответствии с п. 11, 12 ст.1 ГрК РФ размещение временной постройки в пределах красных линий не допускается.

Другим основанием невозможности размещения предполагаемого объекта в предполагаемом месте явилось несоответствие требованиям п.7.23* СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78 (в редакции от 25.08.1993):

-несоблюдение нормативного разрыва до электрического кабеля–менее 2 м;

-несоблюдение нормативного разрыва до сети канализации–менее 3 м.

ДАРТГ указывает, что согласно преамбуле настоящих строительных норм и правил, они распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке, то есть определяют правила размещения также временных построек.

Соблюдение нормативных разрывов до подземных инженерных сетей (электрического кабеля мощностью 10 кВ и сети канализации) продиктовано необходимостью свободного доступа к ним эксплуатирующих организаций в случае возникновения аварий, профилактического ремонта и других работ, поскольку торговый павильон, хотя и не связан прочно с землей, однако не относится к сборно-разборным конструкциям, легко перемещаемым на другое место без применения специальной техники.

Следующим основанием невозможности размещения предполагаемого объекта в предполагаемом месте явилось несоответствие требованиям п.1*, приложения 1* (обязательное). Противопожарные требования. СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78 (в редакции от 25.08.1993):

несоблюдение нормативного противопожарного расстояния от временного торгового павильона в предполагаемом месте размещения до существующего «мини-магазина» - менее 15 метров.

Противопожарное расстояние определено исходя из примерных конструктивных характеристик сооружений (торгового павильона и мини-магазина) и степени их огнестойкости (V – здания, к несущим и ограждающим конструкциям которых не предъявляются требования по пределам огнестойкости и пределам распространения огня).

Согласно ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ (в редакции от 18.10.2007) «О пожарной безопасности» (далее Федерального закона) нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном законом порядке.

Исходя из требований ст.20 Федерального закона, ссылка истца о применении противопожарных требований установленных НПБ 103-95, утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 31.01.1995 №5, безосновательно, поскольку указанный документ не зарегистрирован и официально не опубликован в установленном законом порядке.

Учитывая все перечисленные обстоятельства, Управлением было принято Решение на основании заключения департамента архитектуры и развития территорий города мэрии г.Ярославля от 19.12.2007 № 1-АР1/1370 о невозможности размещения предполагаемого объекта, не являющегося объектом капитального строительства – торгового павильона, в районе дома №19 по ул.Труфанова в Дзержинском районе в г.Ярославле, подготовленного в соответствии с п.п.3.16, 3.4 постановления мэра г.Ярославля от 23.04.2007 № 1227 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г.Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля» (в редакции постановлений мэра города Ярославля от 15.05.2007 №1519, от 25.06.2007 №1966, от 29.11.2007 №3873).

В соответствии с п.5 ст.30 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании ст.31 Земельного кодекса Российской Федерации, п.3 постановления мэра г.Ярославля от 23.04.2007 № 1227 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии г.Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля» (в редакции постановлений мэра города Ярославля от 15.05.2007 №1519, от 25.06.2007 №1966, от 29.11.2007 №3873), заключения Департамента от 19.12.2007 № 1-АР1/1370, приказом начальника управления земельных ресурсов мэрии города Ярославля от 28.03.2008 № 1004 «Об отказе в размещении объекта на земельном участке по адресу: ул.Труфанова, в районе дома №19 в Дзержинском районе» ИП Лобкову *.*. было отказано в размещении объекта, не являющегося объектом капитального строительства по адресу: ул.Труфанова, в районе дома №19 в Дзержинском районе.

В соответствии с п.11 ч.1 ст.1 Земельного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов земельного законодательства является сочетание интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования земель осуществляется в интересах всего общества.

На основании изложенного, департамент полагает, что заявленные ИП Лобковым *.*. требования о признании незаконным приказа начальника управления земельных ресурсов мэрии г.Ярославля от 28.03.2008 № 1004 не подлежат удовлетворению, принятые решения не нарушают права и законные интересы заявителя.

Исследовав материалы дела и оценив доводы сторон, суд считает заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемые ненормативный правовой акт, Решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Порядок предоставления земельных участков для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлен п.5 ст. 30 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым первым этапом является выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 ЗК РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта.

Согласно п. 2 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.

Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранно-санитарной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления проекты границ каждого земельного участка в соответствии с возможными вариантами их выбора.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса РФ, принимают Решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка или об отказе в размещении объекта. Копия соответствующего решения выдается заявителю семидневный срок с его утверждения (п.7,8 ст.31 ЗК РФ).

В целях реализации полномочий органов городского самоуправления по организации благоустройства территории города Ярославля, регулирования вопросов использования и охраны земель на территории города, а также регулирования отношений, возникающих при размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территориях, свободных от застройки, либо подлежащих в будущем застройке объектами капитального строительства, принято Постановление мэра города Ярославля от 15.05.2007 № 1519 «О размещении в городе Ярославле временных построек, не являющихся объектами капитального строительства».

Указанным Постановлением утверждено Положение о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства, на территории города Ярославля (далее Положение), в котором определены объекты, относящиеся к временным постройкам, не являющимся объектами капитального строительства, а также порядок предоставления земельных участков для строительства (размещения) временной постройки.

В соответствии с п.1.2 Положения к временным постройкам, не являющимся объектами капитального строительства, относятся не относящиеся к объектам недвижимости постройки (сооружения), такие как: киоски, навесы, площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс), площадки для обучения вождению автотранспортных средств, временные автостоянки и парковки, временные сооружения торговли и сферы услуг и другие подобные объекты (временные постройки).

В соответствии с п.2.1. Положения предоставление земельного участка для строительства (размещения) временной постройки осуществляется в порядке, установленном Постановлением мэра города Ярославля от 23.04.2007 № 1227 «О порядке взаимодействия структурных подразделений мэрии города Ярославля при предоставлении и изъятии земельных участков на территории города Ярославля» (далее Постановление).

Согласно п.3.16 Постановления № 1227 предоставление земельных участков для строительства временных построек и сооружений, не являющихся объектами капитального строительства (киоски, навесы, площадки, оборудованные навесом для ожидания пассажирами городского транспорта, с киоском (остановочный комплекс), площадки для обучения вождению автотранспортных средств, временные автостоянки и парковки и другие подобные объекты), осуществляется в соответствии с разделом 3 «Предоставление земельных участков для строительства с предварительным согласованием». Положения раздела 5 «Предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством» Постановления № 1227 применяются в случаях предоставления земельных участков гражданам, для целей, не связанных со строительством, в соответствии со ст.34 Земельного кодекса Российской Федерации.

Из материалов дела и пояснений сторон усматривается, что в спорной ситуации имеет место временная постройка - торговый павильон, приравниваемый в целях постановлений № 1227 и № 1519 к киоскам и подпадающий под действие п.1.2 Положения о размещении временных построек, не являющихся объектами капитального строительства. Спорная временная торговая постройка не относится к сборно-разборным конструкциям, указанным в п.1.3 Положения (лотки, сборно-разборные каркасные палатки из ткани и других материалов, автолавки, тележки, кафе летнего типа, передвижные изотермические емкости (цистерны) и другие подобные объекты, размещаемые на территориях общего пользования в соответствии с Постановлением мэра от 14.04.2004 Ф.И.О. торговли в городе Ярославле»).

Данный вывод сделан судом исходя из описания конструктивных элементов торгового павильона. Спорная временная торговая постройка имеет воздушную подводку к электросетям, не подлежит легкой сборке и разборке силами продавца и быстрому перемещению на другое место без использования специальной техники, предназначена для осуществления предпринимательской деятельности - торговли.

В связи с этим суд полагает, что УЗР и ДАРТГ мэрии города Ярославля правомерно применена процедура предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, установленная п.5 ст.30, ст.31 ЗК РФ, разделом 3 постановления мэра г.Ярославля от 23.04.2007 № 1227.

Суд считает не подлежащими применению ст.34 ЗК РФ и раздела 5 постановления № 1227, так как они распространяются на отношения по предоставлению земельных участков гражданам для целей, не связанных со строительством и предпринимательской деятельностью. Заявитель является индивидуальным предпринимателем. В соответствии со ст.23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями.

Возможность размещения на территории города объектов строительства, включая временные постройки, определяется с учетом градостроительных норм и правил, установленных Градостроительным кодексом РФ.

В соответствии с п.11 ст.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее линейные объекты).

Согласно схеме городских магистралей и транспорта в составе Генерального плана города Ярославля, утвержденного Решением муниципалитета города Ярославля 06.04.2006 № 226, испрашиваемый земельный участок расположен на территории общего пользования (в границах красных линий магистральной улицы районного значения улицы Труфанова).

Согласно действующему законодательству о градостроительстве, на территории общего пользования в границах красных линий не допускается размещение строительных объектов, включая временные постройки, не являющиеся объектами капитального строительства, поскольку данные территории предназначены для беспрепятственного пользования неограниченным кругом лиц, на них расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные объекты (п.11, 12 ст.1 ГрК РФ).

Расстояние от строительных объектов до подземных коммуникаций нормируется СНиП 2.07.01-89* «Градостроительство. Планировка и застройка городских сельских поселений», утвержденных Постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 №78 (в редакции от 25.08.1993).

Соблюдение нормативных разрывов до подземных инженерных сетей продиктовано необходимостью свободного доступа к ним эксплуатирующих организаций в случае возникновения аварий, профилактического ремонта и других работ, поскольку торговый павильон, хотя и не связан прочно с землей, однако не относится к сборно-разборным конструкциям, легко перемещаемым на другое место без применения специальной техники.

В спорной ситуации нарушены требования СниП о нормативном разрыве до подземных коммуникаций, так как торговый павильон расположен непосредственно над электрическим кабелем мощностью 10 кВ и ближе 3м до сети канализации.

Также не соблюдается установленное указанным СНиП противопожарное расстояние до существующего мини-магазина 15 метров.

Противопожарное расстояние определено исходя из примерных конструктивных характеристик сооружений (торгового павильона и мини-магазина) и степени их огнестойкости (V – здания, к несущим и ограждающим конструкциям которых не предъявляются требования по пределам огнестойкости и пределам распространения огня).

Согласно ст.20 Федерального закона от 21.12.1994 №69-ФЗ (в редакции от 18.10.2007) «О пожарной безопасности» (далее Федерального закона) нормативные документы по пожарной безопасности подлежат регистрации и официальному опубликованию в установленном законом порядке.

Исходя из требований ст.20 Федерального закона, ссылка заявителя о применении противопожарных требований установленных НПБ 103-95, утвержденных приказом ГУГПС МВД РФ от 31.01.1995 №5, безосновательно, поскольку указанный документ не зарегистрирован и официально не опубликован в установленном законом порядке.

Таким образом, суд считает отказ УЗР в размещении постройки на самовольно захваченном земельном участке обоснованным и правомерным, а заявление – не подлежащим удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 201 АПК РФ, суд

Решил:

В удовлетворении заявления отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок во Второй арбитражный апелляционный суд, в течение двух месяцев после вступления решения в законную силу – в арбитражный суд кассационной инстанции.

Судья *.*. Розова