Судебная практика

Решение от 2009-12-21 №А26-10088/2009. По делу А26-10088/2009. Республика Карелия.

Решение

г. Петрозаводск

Дело №

А26-10088/2009

21 декабря 2009 года

Арбитражный суд Республики Карелия в составе:

судьи Подкопаева *.*.

при ведении протокола помощником судьи Юрьевой *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью “Лесокомплекс“ к Министерству природных ресурсов Республики Карелия о признании незаконным отказа в обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения административного здания, изложенного в письме № ВМ-21/9732 от 21 сентября 2009 года,

при участии в заседании:

от заявителя – Вахрушева *.*. (протокол общего собрания от 12.08.2008), Кусакина *.*. (доверенность от 05.10.2009), Перервы *.*. (доверенность от 05.10.2009),



от ответчика – Ратчиной *.*. (доверенность от 08.09.2009),

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью “Лесокомплекс“ (далее – общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Министерства природных ресурсов Республики Карелия (далее – министерство) в обеспечении выбора земельного участка и предварительном согласовании места размещения административного здания, изложенного в письме № ВМ-21/9732 от 21 сентября 2009 года.

В отзыве на заявление министерство не согласно с заявленными требованиями, указывает, что Решение об отказе в предварительном согласовании места размещения объекта, принято в соответствии с действующим законодательством и прав общества не нарушает. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.

В судебном заседании представители заявителя поддержали заявленные требования.

Представитель ответчика в судебном заседании не признала, дала пояснения, аналогичные изложенному в отзыве на заявление.

Заслушав представителей общества и министерства, исследовав и оценив представленные по делу доказательства, суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат.

Судом установлено, что 28 июля 2009 года в министерство поступило заявление общества о выборе земельного участка на землях населенных пунктов и предварительном согласовании места размещения объекта для проектирования и строительства здания под офисные помещения в г. Петрозаводске.

29 июля 2009 года министерство направило в адрес администрации Петрозаводского городского округа запрос о возможности формирования земельного участка, расположенного в г. Петрозаводске, предполагаемой площадью 2800 м2 в районе ул. Бородинской, для размещения административного здания.

04 сентября 2009 года глава Петрозаводского городского округа направил в адрес министерства письмо, в котором указал, что испрашиваемый земельный участок расположен в производственной зоне, формирование земельного участка для размещения административного здания возможно. Ориентировочная площадь для формирования земельного участка – не более 2600 м2.



Письмом от 21 сентября 2009 года № ВМ-21/9732 министерство уведомило общество, что в связи с поступлением большого количества заявлений от юридических и физических лиц, заинтересованных в предоставлении земельных участков на территории г. Петрозаводска для строительства коммерческой недвижимости, а том числе административных и офисных зданий, испрашиваемый земельный участок будет предоставляться в аренду без предварительного согласования места размещения объекта путем проведения торгов, в соответствии со статьями 30 и 38 Земельного кодекса РФ.

Общество считает, что указанное Решение министерства, выраженное в оспариваемом письме, является незаконным, противоречащим Земельному кодексу Российской Федерации и нарушает его права в сфере предпринимательской деятельности.

Согласно статье 29 Земельного кодекса РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Карелия № 1060-ЗРК “О распоряжении земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена“, а также в соответствии с Положением о Министерстве природных ресурсов Республики Карелия функции по управлению и распоряжению земельными ресурсами возложены на министерство.

Приказом министерства № 226 от 23 мая 2007 года утвержден Административный регламент министерства по предоставлению государственной услуги по распоряжению земельными участками в Петрозаводском городском округе, государственная собственность на которые не разграничена, который определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) министерства, а также порядок взаимодействия министерства и администрации города Петрозаводска при осуществлении полномочий по предоставлению указанной государственной услуги.

Граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков, обращаются с заявлением о предоставлении земельного участка в министерство (п. 11 Административного регламента).

В соответствии с пунктом 12 Административного регламента конечными результатами предоставления государственной услуги могут являться, среди прочих, заключение договора аренды земельного участка в случае его предоставления в аренду, а также получение заявителем мотивированного отказа в предоставлении земельного участка.

Таким образом, заключение договора аренды земельного участка и мотивированный отказ в предоставлении земельного участка – это два самостоятельных результата предоставления государственной услуги.

Как установлено судом, министерство уведомило общество о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка будет проводиться в порядке, предусмотренном статьей 38 Земельного кодекса РФ с проведением торгов. Министерство сообщило также, что после проведения необходимых работ по формированию земельного участка, министерством будут объявлены торги, информация о которых будет опубликована в средствах массовой информации, кроме того, общество будет дополнительно уведомлено о проведении торгов.

Одним из основных принципов земельного законодательства, закрепленного в подпункте 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, является сочетание интересов общества и законных интересов граждан. Согласно этому принципу регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком. В противном случае у заинтересованных лиц появляется возможность получить (предоставить) земельный участок, пользующийся повышенным спросом, без проведения торгов. Между тем целью проведения торгов является привлечение всех заинтересованных лиц и обеспечение им равных возможностей на приобретение земельного участка, а также получение бюджетами максимальной цены за объект торгов.

Министерство указывает, что в его адрес поступило большое количество заявок от различных субъектов предпринимательской деятельности на предоставление земельных участков в целях осуществления предпринимательской деятельности на территории города Петрозаводска.

Согласно пункту 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.

Предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в порядке, предусмотренном пунктом 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ. Данная процедура включает в себя: 1) проведение работ по формированию земельного участка, 2) проведение торгов по продаже земельного участка или продаже права на заключение договора аренды земельного участка или предоставление земельного участка в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) на основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в предоставлении земельного участка. Передача земельных участков в аренду без проведения торгов (конкурсов, аукционов) допускается при условии предварительной и заблаговременной публикации сообщения о наличии предлагаемых для такой передачи земельных участков в случае, если имеется только одна заявка; 3) подписание протокола о результатах торгов (конкурсов, аукционов) или подписание договора аренды земельного участка в результате предоставления земельного участка без проведения торгов (конкурсов, аукционов).

Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном в пункте 5 статьи 30 Земельного кодекса РФ. На основании заявления гражданина или юридического лица, заинтересованных в строительстве, осуществляется выбор подходящего земельного участка для размещения объекта, принимается Решение о предварительном согласовании места его размещения, проводятся работы по формированию земельного участка, земельному участку присваивается кадастровый номер и принимается Решение о предоставлении земельного участка в порядке, установленном в статьей 32 Земельного кодекса РФ.

Пунктом 6 статьи 30 Земельного кодекса РФ установлено, что сформированный земельный участок, но не закрепленный за гражданином или юридическим лицом, предоставляется для строительства в соответствии с подпунктами 3 и 4 пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ, то есть в порядке предоставления земельного участка без предварительного согласования места размещения объектов.

Согласно пункту 3 статьи 31 Земельного кодекса РФ орган местного самоуправления информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства. По смыслу этой нормы такая информация направлена не только на защиту интересов населения, но и на выявление наличия потенциальных претендентов на данный земельный участок.

Как установлено судом, Решение о предварительном согласовании места размещения объекта в данном случае не принималось, земельный участок еще не сформирован, не закреплен за гражданином или юридическим лицом. Следовательно, проведение торгов в рассматриваемом случае не противоречит статьям 30 и 31 Земельного кодекса РФ.

Земельным законодательством Российской Федерации не предусмотрена безусловная обязанность уполномоченного органа принять по результатам рассмотрения заявления о предварительном согласовании места размещения объекта только положительное Решение. Выбор варианта процедуры предоставления земельного участка для строительства относится к полномочиям органа государственной власти (органа местного самоуправления).

Общество в качестве оснований заявленных требований ссылается на нарушение министерством пункта 4 статьи 28 и статьи 36 Земельного кодекса РФ. Однако данные нормы Земельного кодекса РФ регулируют правоотношения, связанные с приобретением земельных участков в собственность, в то время как общество претендует на приобретение права аренды спорного земельного участка.

Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений.

Общество не представило суду надлежащих доказательств, которые бы свидетельствовали о нарушении министерством прав и законных интересов общества. Общество не лишено права на получение спорного земельного участка в аренду путем участия в торгах.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на общество.

Расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на общество.

Руководствуясь ст. ст. 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия,

Решил:

Судья *.*. Подкопаев