Судебная практика

Решение от 21.12.2006 №А32-20408/2006. По делу А32-20408/2006. Краснодарский край.

Арбитражный суд Краснодарского края ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

Резолютивная часть решения объявлена 14 декабря 2006 г. Полный текст решения изготовлен 2 21 декабря 2006 г.

г.Краснодар Дело № А-32-20408/2006-54/365

21 декабря 2006г.

Арбитражный суд Краснодарского края

в составе судьи Капункина *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

МУП г. Сочи «РЭО №1», Краснодарский край, г. Сочи,

к Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю, г. Сочи,

3-е лицо: Комитет по управлению имуществом Администрации г. Сочи, Краснодарский край, г. Сочи,



о признании недействительным решения № 23-28/7 от 14.02.2006г. в части.

при участии в заседании

от заявителя: Болгова *.*. - доверенность № 483 от 07.08.2006г.

от ответчика: не явились, надлежаще извещены,

от 3-го лица: не явились надлежаще извещены,

Установил:

Муниципальное Унитарное Предприятие г. Сочи «РЭО №1», ( далее – Заявитель), обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о признании недействительным решения №23-28/7 от 14.02.2006г. Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю, г. Сочи, (далее – Заинтересованное лицо), о привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Заявитель настаивает на удовлетворении заявленных требований. Свои доводы изложил в заявлении, просит признать недействительным Решение МРИ ФНС РФ №7 по Краснодарскому краю № 23-28/7 от 14.02.06г. «О привлечении к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения» в части земельного налога начисленного в отношении арендаторов муниципального имущества (нежилых помещений) переданных по договорам безвозмездного пользования и освобожденных от уплаты земельного налога за 2004г. в размере 842375,23 руб.

Заявитель обратился в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного процессуального срока подачи заявления. В соответствии с п.4 ст. 198 АПК, суд заявленное ходатайство удовлетворил.

Заинтересованное лицо против заявленных требований возражает, настаивая на законности и обоснованности вынесенного решения, в суд не явилось, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещено.



(Судом истребована выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей лиц на дату обращения заявителя в суд, корреспонденция по делу отправлялась по адресу указанному в выписке, что является надлежащим извещение в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 АПК РФ).

3-е лицо в суд не явилось, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещено.

Суд, изучив все представленные сторонами документальные доказательства, Установилследующее.

Заявитель действует в соответствии с законодательством РФ и Уставом учреждения, зарегистрированным МУ «Регистрационная палата города Сочи» приказом № 3469 от 29.11.2000 г., регистрационный №2032/1, положениям Федерального Закона № 161-ФЗ от 14.11.2002г. «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях», а также типового Устава муниципального унитарного предприятия г. Сочи, утвержденного Распоряжением Главы г. Сочи № 190-Р от 08.05.2003г.

Заявитель является коммерческой организацией, созданной для осуществления финансово-хозяйственн Ф.И.О. деятельностью заявителя является организация производственного процесса ремонтно - эксплуатационных работ в муниципальном жилом фонде, жилом фонде иных форм собственности, переданном ему на обслуживание на договорной основе в установленном порядке вне рамок муниципального заказа.

На основании решения № 23-28/7 от 14.02.2006 г., заинтересованным лицом в соответствии с законодательством о налогах и сборах, проведена выездная налоговая проверка заявителя по вопросам соблюдения законодательства, правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей за период с 01.01.2002 г. по 31.03.2005 г.

Проверкой выявлены налоговые правонарушения, совершенные заявителем и отраженны в акте ДСП № 23-22/2 от 20.01.06 г.

В соответствии со ст.1 Закона РФ № 1738-1 «О плате за землю в РФ» использование земли в РФ является платным.

В проверяемом периоде МУП г.Сочи «РЭО №1» осуществляло платежи земельного налога за земельные участки, занимаемые жилыми домами в Центральном районе г. Сочи согласно налоговых деклараций, подаваемых в инспекцию, в установленные законодательством сроки.

Согласно представленных документов все земельные участки закреплены за МУП г. Сочи «РЭО №1» на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В представленной налоговой декларации в инспекцию исчислена сумма земельного налога МУП г.Сочи «РЭО №1» с учетом льготы, представленной Решением Городского Собрания г. Сочи от 21.01.03г. № 15 «Об утверждении перечня земель, служащих для удовлетворения нужд города, освобожденных от уплаты налога на землю в части, зачисляемой в местный бюджет» в сумме 502590 руб.

В соответствии с п.1 вышеуказанного Решения в 2004году организации жилищно-коммунального хозяйства, предоставляющие жилищно-коммунальные услуги для населения, освобождены от уплаты земельного налога по землям, служащим для удовлетворения нужд города.

Согласно поданной заявителем декларацией по налогу на землю за 2004г. сумма земельного налога, подлежащего уплате в бюджет МУП г.Сочи «РЭО №1» составила с учетом льготы 502590 руб., в том числе: в бюджет субъекта РФ – 389616 руб., в местный бюджет – 112974 руб., с площади земельного участка, заявленной в налоговой декларации за 2004г. в размере 28,3357 га.

Проверкой правильности исчисления и своевременности внесения в бюджет налога на землю установлено следующее:

По сведениям, полученным из Территориального отдела по г. Сочи Управления Роснедвижимости по Краснодарскому краю общая площадь земельных участков, выделенных МУП г. Сочи «РЭО №1» на праве постоянного (бессрочного) пользования составляет 29,3531 га, в том числе застроенная - 8,4057 га.

Согласно документов, представленных к проверке, на балансе МУП г. Сочи «РЭО№1» числится:

Жилой фонд, общей площадью 249370,90 кв.м.,

Нежилой фонд, общей площадью 1100,90 кв.м., используемый и расположенный по адресам :

г. Сочи, ул. Роз, 50 а, общая площадь 165,1 кв.м.,

г. Сочи, ул.Роз, 32, общая площадь 484,6 кв.м,

г. Сочи, пер. Зеленый, 22, общая площадь 218,4 кв.м.,

г. Сочи, ул. Парковая, 32/11, общая площадь 232,8 кв.м.

В соответствии с п.4 ст. 16 Закона РФ № 1738-1 от 11.10.1991г. «О плате за землю в РФ» (с посл. изменениями и дополнениями) за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в разделительном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно по каждому пропорционально площади строения, находящегося в их раздельном пользовании.

Годовая ставка земельного налога за 1 га земли в экономико-планировочной зоне С-1б, установленная в 2004 году Постановлением Главы г. Сочи № 108 от 23.01.2004г. «Об индексации ставок земельного налога на 2003г» составила 91,1528, коэффициент индексации -1,1.

Проверкой произведен расчет площади земельных участков МУП г.Сочи «РЭО №1» за 2004г., согласно которого площади земельных участков, фактически используемые в МУП г.Сочи «РЭО №1», равны:

-площади собственников нежилых помещений – 22537,96

-площади, используемые для эксплуатации производственных помещений – 3615,14

-площади, используемые арендаторами нежилых помещений – 10953,33

Сумма земельного налога жилого фонда МУП г. Сочи «РЭО №1» за 2004г. составляет 451010 руб. (182992 х 91,1528 х 3% :2 = 250203 руб.) + (73432,5 х 91,1528 х 3% +200807 руб.)

На основании изложенного, земельный налог жилого фонда МУП г. Сочи «РЭО №1» за 2004г. в результате проверки определен по ставке 3%, с учетом льготы, представленной Решением Городского Собрания г. Сочи от 23.06.00г. №71 «Об утверждении перечня других земель общего пользования, служащих для удовлетворения нужд города, освобожденных от уплаты налога на землю» и в соответствии с п.1 вышеуказанного Решения освобождены от уплаты налога на землю в части, зачисляемой в бюджет, и согласно проверки составляет 451010 руб.

Общая площадь нежилого фонда составляет за 2004год 1100,90 кв.м. и подлежит налогообложению по ставке 100%.

Согласно сведений, полученных из комитета по управлению имуществом Администрации г. Сочи в 2004г. по тройственным договорам аренды МУП г. Сочи «РЭО №1» сдавало в аренду муниципальное имущество – нежилые помещения, находящиеся на балансе МУП г. Сочи «РЭО №1» общей площадью 8920,31 кв.м.

В ходе выездной налоговой проверки проведены встречные проверки арендаторов МУП г.Сочи «РЭО №1», которыми выявлено, что арендаторы самостоятельно налог на землю в 2004г. в части, приходящейся на арендуемые площади, не исчисляли и не уплачивали.

Однако, в п.1.9. договоров, заключенных на аренду муниципального имущества, зданий, сооружений и нежилых помещений г. Сочи на 2004год оговорено, что оплата балансодержателю коммунальных услуг и налога на землю пропорционально арендуемой площади производится Арендатором на основании соответствующего договора, заключенного между Балансодержателем объекта и Арендатором.

На основании изложенного, по мнению заинтересованного лица, фактическим плательщиком земельного налога в бюджет в 2004г. за арендованные помещения является МУП г.Сочи «РЭО №1».

Сумма земельного налога по сданному в аренду по тройственным договорам муниципальному имуществу и по производственным помещениям МУП г.Сочи «РЭО №1» за 2004г. составляет 1327959 руб. ( 14568,47 х 91,1528 = 1327957 руб.)

Согласно проверки сумма земельного налога МУП г. Сочи «РЭО №1» за 2004г. составляет 1778967 руб. (451010 руб. + 1327957 руб.) и занижен предприятием на 1276377 руб. (1778967 руб. - 502590 руб.)

Заявитель не согласился с вынесенным Решением и обратился в арбитражный суд о признании его незаконным в части доначисления земельного налога за 2004год по земельным участкам, переданным в аренду и в безвозмездное пользование третьим лицам, освобожденным от уплаты земельного налога.

На основании Постановления № 289 от 30.03.1995г. «Об Ф.И.О. перерегистрации муниципальных ремонтно-эксплуатационных предприятий на земельные участки в Центральном районе г. Сочи» и временных свидетельств, земельные участки, занимаемые под многоквартирными жилыми домами, входящими в зону обслуживания МУП г. Сочи «РЭО №1» закреплены за предприятием на праве постоянного бессрочного пользования, и до издания Постановления Главы города Сочи от 24.02.2005г. № 610 «О передаче жилищного фонда города в доверительное управление Управляющей компании обществу с ограниченной ответственностью «Сочиграндстрой», постановления Главы города Сочи от 23.03.2005г. № 1148 «О внесении дополнений в Постановление Главы города Сочи от 24.02.2005г. № 610 «О передаче жилищного фонда города в доверительное управление Управляющей компании ООО «Сочиграндстрой» являлось балансодержателем жилищного фонда и обладало правом хозяйственного ведения.

Обязанность по уплате земельного налога, в отношении арендаторов освобожденных от уплаты земельного налога в силу ФЗ «О плате за землю в РФ», так и в отношении пользователей нежилых помещений, находящихся в муниципальной собственности, в положениях договоров аренды нежилого помещения и договорах безвозмездного пользования не регламентирована.

В отношении бюджетных организаций, занимающих нежилые помещения, как по договорам безвозмездного пользования так и аренды нежилых помещений, оплата земельного налога за указанный период проведенной выездной проверки не представляется возможным в связи с финансированием из бюджета данных организаций на текущий финансовый год, данная статья расходов в смете бюджетных организаций на 2004г. не предусмотрена.

Кроме того, под сферу действия ст. 12 Закона РФ «О плате за землю в РФ», подпадают ФГУ ПТО «Управление делами Президента», ГУ СОКК «Сочинский КЦСОН «Доверие», ГУ КК Пенсионного фонда г. Сочи, ФГУ ГБ МСЭ по КК и т.д.

Согласно п.4 ст. 16 Закона РФ №1738-1 от 11.10.91г. «О плате за землю в РФ» за земельные участки, предназначенные для обслуживания строения, находящегося в раздельном пользовании нескольких юридических лиц или граждан, земельный налог начисляется отдельно по каждому пропорционально площади строения, находящегося в раздельном пользовании.

Согласно ст.1 Закона РФ «О плате за землю в РФ» закреплено платное использование земли в Российской Федерации, ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли так и землепользователи.

Таким образом, Закон РФ «О плате за землю» связывает обязанность по уплате земельного налога с фактом использования земли.

Арендаторы, нежилых помещений, являясь фактическими землепользователями земельных участком, обязаны производить плату за землю.

Статья 1 Закона РФ « О плате за землю в РФ» определяет состав налогоплательщиков: землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом.

Согласно ст. 5 Земельного Кодекса РФ – землепользователями являются лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования.

Однако, в ходе проводимой налоговой проверки факты передачи муниципальных нежилых помещений в безвозмездное пользование по соответствующим договорам не учтены, и как следствие включение в состав налогооблагаемой площади заявителя земельных участков, занятых фактическими землепользователями – не плательщиками налога на землю, является неправомерным.

В отношении арендаторов, муниципальных нежилых помещений, переданных по соответствующим договорам аренды, подпадающим по ст. 12 ФЗ «О плате за землю», заявитель считает включение данных площадей в налогооблагаемую базу незаконным, необоснованным и противоречащим действующему законодательству по следующим основаниям.

За земли, переданные в аренду взимается арендная плата.

Таким образом, данная норма не устанавливает продолжает ли уплачивать налог арендодатель земельного участка.

Согласно п.1.11 Положения « О порядке сдачи в аренду муниципального имущества г.Сочи» оплата балансодержателю объекта нежилого фонда коммунальных, эксплуатационных, других административно-хозяйственных услуг обеспечивается арендатором на основании соответствующих договоров на оказание услуг. В расчет арендной платы по договорам аренды не включена земельная составляющая, средства от сдачи муниципального имущества комитетом по управлению имуществом в полном объеме перечисляются в бюджет города. В налогооблагаемую площадь включаются земельные участки, занятые строениями и сооружениями, участки, необходимые для их содержания и другие зоны, если они не предоставлены в пользование другим лицам и гражданам.

В соответствии с п.1 ст. 652 ГК РФ по договору аренды здания или сооружения арендатору одновременно с передачей прав владения и пользования такой недвижимостью передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.

Изучив материалы дела, оценив все представленные доказательства суд счи­тает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно с п.2 ст. 652 ГК РФ если договором не определено передаваемое арендатору право на соответствующий земельный участок, к нему переходит на срок аренды здания или сооружения право пользования той частью земельного участка, которая занята зданием или сооружением и необходима для его использования в соответствии с его назначением.

Согласно п.1 ст. 62 Земельного Кодекса РФ формами оплаты за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

Ст.1 Закона РФ «О плате за землю» закреплено платное использование земли в Российской Федерации, ежегодным земельным налогом облагаются как собственники земли, так и землепользователи.

Таким образом, Закон РФ «О плате за землю» связывает обязанность по уплате земельного налога с фактом использования земли.

Арендаторы, являясь фактическими землепользователями спорных участков, обязаны производить плату за землю.

МУП г. Сочи «РЭО №1» не является ни собственником земли, ни фактическим землепользователем земель, на которых расположены переданные в аренду помещения.

Согласно ст. 15 Закона «О плате за землю», основанием для установления налога и арендной платы за землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренда) земельным участком.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О плате за землю» от уплаты земельного налога полностью освобождаются:

санаторно - курортные и оздоровительные учреждения, учреждения отдыха, находящиеся в государственной и муниципальной, а также профсоюзной собственности;

учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры;

учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно - оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно - спортивных учреждений) независимо от источника финансирования;

высшие учебные заведения, научно - исследовательские учреждения, предприятия и организации Российской академии наук, Российской академии медицинских наук, Российской академии сельскохозяйственных наук, Российской академии образования, Российской академии архитектуры и строительных наук, государственные научные центры, а также высшие учебные заведения и научно - исследовательские учреждения министерств и ведомств Российской Федерации по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации;

учреждения искусства, кинематографии, образования, здравоохранения, государственные и муниципальные учреждения социального обслуживания, финансируемые за счет средств соответствующих бюджетов либо за счет средств профсоюзов (за исключением курортных учреждений), детские оздоровительные учреждения независимо от источников финансирования, государственные органы охраны природы и памятников истории и культуры, а также религиозные объединения, на земле которых находятся используемые ими здания, охраняемые государством как памятники истории, культуры и архитектуры; и т.д.

Исходя из вышеуказанной нормы заинтересованным лицом был сделан вывод о том, что в случае наличия у лица, осуществляющего фактическое землепользование, льготы по уплате земельного налога - плательщиком налога следует признавать заявителя.

Однако, суд считает, что данная позиция налогового органа является ошибочной и не соответствующей законодательству, а также сложившейся судебной практике.

В результате, налогоплательщиками налога с площадей, находящихся на балансе МУП г.Сочи «РЭО №1», необходимых для эксплуатации нежилого фонда по договорам аренды и безвозмездного пользования являются арендаторы и пользователи земли.

При таких обстоятельствах доначисление земельного налога МУП г. Сочи «РЭО №1» в части участков, на которых расположены переданные в аренду и безвозмездное пользование 3-м лицам, объекты, освобожденные от уплаты налога на землю, представляется неправомерным.

Аналогичный вывод содержится и в Решении Арбитражного суда Краснодарского края по делу № А-32-21967/2004-33/560 от 18.02.05г.

В соответствии с п.2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует законодательству РФ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным.

На основании ст. 110 АПК РФ государственная пошлина, уплаченная при подаче заявления подлежит возврату.

Руководствуясь Законом РФ № 1738-1 «О плате за землю», ст. 562 ГК РФ, ст. 110, 167-170, 176, 197-201 АПК РФ, суд

Решил:

Признать недействительным Решение Межрайонной ИФНС России №7 по Краснодарскому краю, г. Сочи № 23-28/7 от 14.02.2006 г., в части земельного налога начисленного в отношении арендаторов муниципального имущества (нежилых помещений) переданных по договорам аренды и безвозмездного пользования и освобожденных от уплаты земельного налога за 2004год в сумме 842375,23 руб., соответствующей пени и штрафа.

Выдать МУП г.Сочи «РЭО №1» справку на возврат государственной пошлины в размере 2000 рублей, уплаченной по квитанции №1806/0128 от 21.06.2006 года.

Решение может быть обжаловано в установленные законодательством сроки.

Судья *.*. Капункин