Судебная практика

Решение от 30 июня 2009 года № А41-10716/2008. По делу А41-10716/2008. Московская область.

Решение

г. Москва

30

июня

2009 г.

Дело № А41-10716/08

Резолютивная часть решения оглашена

«23» июня 2009г.

Арбитражный суд в составе:

Председательствующего _______Колканова И.П. ________________________________

протокол судебного заседания ведет _____судья Колканов И.П._____________________

рассматривает в судебном заседании исковое заявление Администрации города Климовска

к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Московской области

3-и лица: 1.Управление Федеральной регистрационной службы по Московской области, 2. КУИ города Климовска, 3. ООО «Климовский городской рынок»

о признании недействительным зарегистрированного права собственности

при участии в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, согласно протоколу судебного заседания__ от 23.06.09г. от истца - Щербинина О.И. по дов. от 17.01.09г., от КУИ - Щербинина О.И. по дов. от 11.01.09г.

(фамилия, инициалы, должность, документ, удостоверяющий полномочия)

Установил:

Заявленным иском истец просит признать недействительным зарегистрированное право собственности РФ на земельный участок площадью 1996 кв.м. с кадастровым номером 50:56:030214:0002, расположенный по адресу: Московская область, г.Климовск, ул.Мичурина

В дальнейшем истец уточнил исковые требования и просит:

признать недействительным зарегистрированное право собственности РФ на земельный участок площадью 1996 кв.м. с кадастровым номером 50:56:030214:0002, расположенный по адресу: Московская область, г.Климовск, ул.Мичурина;

признать за Администрацией города Климовска Московской области право распоряжения земельным участком площадью 1996 кв.м. с кадастровым номером 50:56:030214:0002, расположенный по адресу: Московская область, г.Климовск, ул.Мичурина, государственная собственность на который – не разграничена.

Уточнения судом были приняты к рассмотрению, что отражено в определении суда от 10 декабря 2008г.

Ответчик, ООО «Климовский городской рынок» и УФРС МО в порядке ст.123 и ст.156 АПК РФ надлежаще извещены.

Представитель истца просит уточненный иск удовлетворить.

Представитель КУИ г.Климовска исковые требования поддерживают.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, установлено, Постановлением Главы города Климовска Московской области №711 от 31.07.2002г. было решено предоставить в аренду сроком с 01.09.2002г по 01.09.2051г. земельный участок, для размещения городского рынка, расположенный по адресу: расположенный по адресу: Московская область, г.Климовск, ул.Мичурина, площадью 1996 кв.м. с кадастровым номером 50:56:030214:0002.

На основании указанного Постановления, 01 сентября 2002 года между КУИ г.Климовска и ООО «Климовский городской рынок» (арендатор) был заключен договор аренды земельного участка №69/02, согласно которому арендодатель предоставил за плату во временное владение и пользование арендатору земельный участок площадью 1996 кв.м. с кадастровым номером 50:56:030214:0002, расположенный по адресу: Московская область, г.Климовск, ул.Мичурина для размещения городского рынка.

Срок действия договора оговорен сторонами в разделе 2 договора на 49 лет с 01 сентября 2002г. по 01 сентября 2051г.

Указанный договор был зарегистрирован в установленном законом порядке, о чем в ЕГРП внесена соответствующая запись.

Истец указывает, что в начале июля 2007г. заявителем получена выписка, подготовленная УФРС по МО (Климовским отделом) по запросу Комитета по управлению имуществом г. Климовск Московской области как арендодателя по зарегистрированным договорам аренды, из которой стало известно о том, что ЕГРП содержит запись о правообладателе земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в установленном порядке.

В качестве правообладателя земельного участка площадью 1996 кв.м. с кадастровым номером 50:56:030214:0002, расположенный по адресу: Московская область, г.Климовск, ул.Мичурина, указана Российская Федерация.

Поскольку, при передаче спорного земельного участка в аренду ООО «Климовский городской рынок», этот участок находился в государственной собственности и прав на него никто не заявлял, истец считает наличие регистрации права собственности Российской Федерации незаконной, о чем обратился в суд с настоящим иском.

Иск подлежит удовлетворению в части по следующим основаниям.

В силу ст. 4 АПК РФ в арбитражный суд вправе обратиться лицо за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав.

В соответствии с п. 1 ст. 2 ФЗ “О разграничении государственной собственности на землю“ право собственности на земельные участки у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает с момента государственной регистрации права собственности на земельные участки в соответствии с законодательством России.

Как усматривается из выписки из ЕГРП от 19.11.2007г. №56/006/2007-250 правообладателем спорного земельного участка указана Российская Федерация.

Порядок заполнения и выдачи выписок из ЕГРП установлен Приказом Минюста России от 18 сентября 2003 г. N 226 “Об утверждении Инструкции о порядке заполнения и выдачи свидетельств о государственной регистрации прав, сообщений об отказах в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и информации о зарегистрированных правах“

Выписка из ЕГРП (далее - выписка) должна содержать описание объекта недвижимости, сведения о зарегистрированных правах на него, об ограничениях (обременениях) прав, о существующих на момент выдачи выписки правопритязаниях и заявленных в судебном порядке правах требования в отношении данного объекта недвижимости.

В выписку вносятся сведения, которые содержатся в соответствующих листах раздела Единого государственного реестра прав на момент подписания выписки в пределах предусмотренного п. 2 ст. 7 Закона срока для предоставления лицу запрошенной информации.

Согласно ст. 2 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.

Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

В порядке п. 2 ст. 9 Земельного кодекса Российской Федерации Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).

Следовательно, с момента государственной регистрации права собственности Российской Федерации на спорный земельный участок у истца отсутствует право распоряжения им, в том числе право сдачи его в аренду, а также право требования арендной платы.

Таким образом, истец считает, что государственная регистрация права собственности за Российской федерацией нарушает его законные права на распоряжение земельным участком, собственность на который не разграничена, и просит признать недействительным зарегистрированное право Российской Федерации.

По смыслу ст.12 ГК РФ определение законом способов защиты гражданских прав направлено, в первую очередь, на максимальное восстановление нарушенного права. В связи с этим содержащийся в ст.12 ГК РФ перечень способов защиты гражданских прав не является исчерпывающим и защита прав может быть осуществлена иными способами, предусмотренными законом.

Следовательно, признание недействительным зарегистрированного права собственности, ввиду порочности признанных и подтвержденных государством оснований его возникновения или перехода, как самостоятельный способ защиты, восстанавливающий в полном объеме нарушенное право, не противоречит принципам гражданского законодательства.

Исходя из указанных положений закона, при рассмотрении требования о признании недействительным права суд устанавливает наличие оснований его возникновения и проверяет их соответствие требованиям закона.

В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса РФ земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

Согласно п. 1 ст. 214 Гражданского кодекса РФ государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Из части 2 ст. 2 Федерального закона “О разграничении государственной собственности на землю“ следует, что основанием для регистрации права собственности на земельные участки как субъектов Российской Федерации, так и муниципальных образований являются акты Правительства Российской Федерации об утверждении перечней земельных участков, в отношении которых у субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Вместе с тем, указанные акты в настоящее время не приняты, в связи с чем невозможна регистрация права на земельные участки, как субъектов, так и муниципальных образований, и как следствие - наличие у этих субъектов доказательств существования зарегистрированного права.

Как следует из п. 10 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“, распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности, не разграниченной на собственность Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, в том числе предоставление таких земельных участков в частную собственность или аренду, в настоящее время согласно федеральному законодательству осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, в зависимости от нахождения соответствующего земельного участка на территории того или иного муниципального района или городского округа, за исключением случаев, прямо установленных федеральным законодательством.

Тем самым Законом установлена возможность распоряжения органами местного самоуправления землями, находящимися в государственной собственности.

Ни регистрирующий орган из регистрационного дела, ни ответчик не представили как правоустанавливающих документов на спорный земельный участок, так и доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок произведенного в установленном законом порядке.

Государственная регистрация, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 05.07.2001, призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.

Государственной регистрации подлежит только существующее право, то есть возникшее на законных основаниях.

Между тем, из представленных в дело доказательств, следует, что регистрация оспариваемого права произведена в отсутствие оснований, установленных ст. 17 Федерального закона “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“, то есть противозаконно, а ответчик не представил доказательств факта разграничения права государственной собственности на спорный земельный участок.

Так как в силу статьи 2 Закона о государственной регистрации государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права, а в ЕГРП на сегодняшний день имеется запись о правах ответчика на спорный земельный участок, которая произведена регистрирующим органом без правовых на то оснований, то и зарегистрированное право ответчика на этот участок является недействительным.

Что касается второго требования истца, о признании права распоряжения за Администрацией г.Климовска на спорный земельный участок, то суд усматривает, что оно представляет собой обстоятельство, установив которое суд удовлетворяет заявленное Администрацией г.Климовска как надлежащим истцом, право которого нарушено, требование о признании недействительным зарегистрированного права РФ в отношении спорного земельного участка.

Кроме того, установив отсутствие права собственности на спорные земельные участки за Российской федерацией, споров и вопросов о праве распоряжения этими участками не возникает, поскольку такое право установлено п. 10 ст. 3 Федерального закона “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ за истцом. Указанный закон не оспорен, не отменен и является действующим и обязательным для сторон.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 110, 167 АПК РФ, суд

Решил:

Признать недействительным зарегистрированное право собственности Российской Федерации на земельный участок площадью 1996 кв.м. с кадастровым номером 50:56:030214:0002, расположенный по адресу: Московская область, г.Климовск, ул.Мичурина.

В остальной части иска отказать.

СУДЬЯ И.П. КОЛКАНОВ