Судебная практика

Решение от 27 января 2009 года № А41-24768/2008. По делу А41-24768/2008. Московская область.

Решение

г. Москва Дело № А41-24768/08

«27» января 2009 г.

Резолютивная часть решения объявлена «22» января 2009 г.

Решение в полном объеме изготовлено «27» января 2009 г.

Арбитражный суд Московской области в составе:

председательствующего судьи Суворовой А.А.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Суворовой А.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Департамент городского хозяйства»

к Главному управлению Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области»

о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,

при участии в заседании:

от заявителя – Деркача В.С., представителя по доверенности № 561 от 12.12.2008 г.,

от заинтересованного лица – Балясникова А.В., представителя по доверенности б/н от 21.01.2009 г.,

Установил:

Открытое акционерное общество «Департамент городского хозяйства» (далее – ОАО «ДГХ», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении № 1-18-2804-6-2008, вынесенного 16.10.2008 г. Главным управлением Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» (далее – ГЖИ МО) по статьям 7.22, 7.23 КоАП РФ.

В уточненном заявлении представитель заявителя просил отменить Постановление по делу об административном правонарушении № 1-18-2804-6-2008 от 16.10.2008 г. в части привлечения Общества к ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ (л.д. 80).

В судебном заседании 15.01.2009 г. в порядке ст. 163 АПК РФ объявлен перерыв до 22.01.2009 г.

В судебном заседании представитель ОАО «ДГХ» просил отменить Постановление о привлечении заявителя к административной ответственности как незаконное. В обоснование своих доводов указал, что газоснабжение потребителя, проживающего в жилом помещении, осуществляется при условии надлежащего содержания и ремонта внутридомового оборудования специализированной организацией. Ввиду этого Общество не имело права организовать пуск газа в квартиры граждан до момента ликвидации строительного брака, допущенного при строительстве дома.

Представитель ГЖИ МО представил материалы административного дела и письменный отзыв. Требования заявителя не признал, находит Постановление о привлечении Общества к административной ответственности законным.

Судом удовлетворено ходатайство заявителя о восстановлении срока обжалования постановления.

Суд Установил обстоятельства дела.

ОАО «ДГХ» зарегистрировано Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 7 по Московской Ф.И.О. государственный регистрационный номер 1085022003109 (л.д. 37).

На основании распоряжения о проведении мероприятия по государственному контролю (надзору) № 1-18-2804-6-2008, выданного 12.09.2008 г. начальником ГЖИ МО (л.д. 21), должностными лицами ГЖИ МО проведена проверка в отношении лица (ОАО «ДГХ»), отвечающего за техническое состояние жилищного фонда – дома по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Суворова, д. 34 «А».

Распоряжение выдано в связи с поступлением в ГЖИ МО коллективной жалобы жильцов указанного дома на отсутствие газоснабжения пяти подъездов (л.д. 20).

07.10.2008 г. Обществу выдано уведомление № 1-18-2804-6-2008 о проведении мероприятия по государственному контролю (надзору). Уведомление получено представителем Общества по доверенности Деркачом В.С. 07.10.2008 г. (л.д. 22).

По результатам проведения мероприятия по контролю 08.10.2008 г. составлен акт № 1-18-2804-6-2008, в котором зафиксированы нарушения, выразившиеся в том, что в подъездах № 1, 2, 3, 4, 5 отсутствует газоснабжение. Люк входа в чердачное помещение в подъезде № 1 отсутствует (л.д. 25).

08.10.2008 г. должностным лицом ГЖИ МО в отношении ОАО «ДГХ» составлен протокол № 1-18-2804-6-2008 об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.22, 7.23 КоАП РФ. Протокол составлен без участия законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте его составления (л.д. 26). К протоколу приложены фотографии (л.д. 27-29).

Копия протокола направлена в адрес Общества почтой (л.д. 26).

Определением от 09.10.2008 г. рассмотрение административного дела в отношении Общества назначено на 16.10.2008 г. в 17 час. 10 мин. Определение вручено представителю заявителя по доверенности Деркачу В.С. (л.д. 31).

16.10.2008 г. дело об административном правонарушении в отношении заявителя рассмотрено. Постановлением заместителя начальника Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» ОАО «ДГХ» признано виновным в том, что в период времени с июня 2008 г. по 08.10.2008 г., имея возможность соблюдения правил содержания и технической эксплуатации жилищного фонда, не приняло мер по содержанию и ремонту жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Суворова, д. 34 «А». А именно, Общество не приняло мер по обеспечению коммунальными услугами газоснабжения потребителей, проживающих в подъездах № 1, 2, 3, 4, 5 дома, а также не приняло мер по выполнению антитеррористических мероприятий в подъезде № 1 указанного дома. Тем самым Общество, являясь лицом, ответственным за содержание и ремонт жилищного фонда, не выполнило требования, установленные «Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда», утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу № 170 от 27.09.2003 г. (далее – Правила № 170).

Постановление вынесено без участия законного представителя Общества, надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Указанным Постановлением заявитель признан виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьями 7.22, 7.23 КоАП РФ, ему назначено наказание: по ст. 7.23 КоАП – в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, по ст. 7.22 КоАП РФ – в виде устного замечания (л.д. 33-34).

Не согласившись с Постановлением, заявитель обратился в Арбитражный суд Московской области с заявлением о его отмене в части привлечения Общества к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.

Заслушав мнение сторон, исследовав представленные доказательства, суд считает, что Постановление подлежит изменению в части назначенного наказания.

Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела, разРешение его в соответствии с законом.

В соответствии с ч. 7 ст. 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое Решение в полном объеме.

В соответствии с п. 2.1 Устава ОАО «ДГХ» Общество создано в целях эффективного управления многоквартирными домами, надлежащего содержания общего имущества в многоквартирных домах, решения вопросов пользования указанным имуществом, предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающих в таких домах, а также извлечения прибыли (л.д. 38-54).

Для достижения указанных целей Общество осуществляет следующие виды деятельности: выполняет функции управляющий организации по договорам управления многоквартирными домами; заключает иные виды договоров, связанные с предоставлением услуг и выполнением работ по содержанию и ремонту многоквартирных домов; осуществляет содержание, техническое обслуживание и ремонт общего имущества, в том числе в жилых и нежилых помещениях многоквартирных домов, находящихся в управлении Общества в соответствии с заключенными договорами; производит начисление, учет и сбор платежей потребителей за содержание и ремонт общего имущества многоквартирного дома и жилищно-коммунальные услуги; осуществляет контроль за своевременностью оплаты услуг по содержанию общего имущества и жилищно-коммунальных услуг (п. 2.2 Устава).

В силу п. 1.4 договора управления многоквартирным домом, заключенным 29.12.2006 г. между собственниками помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Коломна, ул. Суворова, д. 34 «А», и ОАО «ДГХ», Общество оказывает услуги и выполняет работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предоставляет коммунальные услуги требуемого качества (л.д. 55-67).

В соответствии с условиями договора Общество обязано обеспечивать предоставление собственнику и совместно проживающим с ним лицам бесперебойное и качественное оказание коммунальных услуг (п. 4.1.5 договора).

В соответствии с ч.1 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, Решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.

Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме;

плату за коммунальные услуги.

Собственники жилых домов несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.

Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Общество, заключив с собственниками жилого дома договор на управление многоквартирным домов, вступило в договорные отношения, возлагающие на заявителя обязательства по надлежащему содержанию жилищного фонда, а также риск ответственности за неисполнение своих обязательств.

Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 г. утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг гражданам» (далее – Правила № 307).

В соответствии с п. 9 Правил № 307 при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.

Обязанность обеспечить готовность к предоставлению коммунальных услуг внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, находящихся в жилом помещении многоквартирного дома или в жилом доме (далее - внутриквартирное оборудование) и предназначенных для предоставления коммунальных услуг, возлагается на собственников помещений в многоквартирном доме, собственников жилых домов, а также на привлекаемых ими исполнителей и иных лиц в соответствии с договором.

В силу п. 49 Правил № 307 исполнитель (управляющая организация) обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах; заключать с ресурсоснабжающими организациями договоры или самостоятельно производить коммунальные ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг потребителям.

6 Правил № 307 под коммунальной услугой газоснабжения понимает круглосуточное обеспечение потребителя газом надлежащего качества, подаваемым в необходимых объемах по присоединенной сети в жилое помещение, а также продажа бытового газа в баллонах.

Приложением № 1 к Правилам № 307 установлена допустимая продолжительность перерывов или предоставления услуг ненадлежащего качества (газоснабжение) – не более 4 часов (суммарно) в течении одного месяца.

В силу п. 5.5.6 Правил № 170 организация по обслуживанию жилищного фонда должна своевременно заключать договоры со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт (в том числе замену) внутренних устройств газоснабжения.

В соответствии со ст. 7.22 КоАП РФ нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений либо порядка и правил признания их непригодными для постоянного проживания и перевода их в нежилые, а равно переоборудование жилых домов и (или) жилых помещений без согласия нанимателя (собственника), если переоборудование существенно изменяет условия пользования жилым домом и (или) жилым помещением, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

В силу ст. 7.23 КоАП РФ нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

ОАО «ДГХ», являясь лицом, ответственным за содержание и ремонт жилищного фонда, не приняло надлежащих мер по содержанию и ремонту жилого дома, расположенного по адресу: Московская область, г. Коломна, ул. Суворова, д. 34 «А». А именно, Общество не приняло мер по обеспечению коммунальными услугами газоснабжения потребителей, проживающих в подъездах № 1, 2, 3, 4, 5 дома, а также не приняло мер по выполнению антитеррористических мероприятий в подъезде № 1 указанного дома.

Суд считает, что заявитель привлечен к административной ответственности по статьям 7.22, 7.23 КоАП РФ законно и обоснованно.

Факт совершения Обществом административного правонарушения подтвержден следующими доказательствами:

актом проведения мероприятия по государственному контролю № 1-18-2804-6-2008 от 08.10.2008 г., в котором зафиксированы нарушения, выразившиеся в том, что в подъездах № 1, 2, 3, 4, 5 отсутствует газоснабжение. Люк входа в чердачное помещение в подъезде № 1 отсутствует (л.д. 25).

протоколом об административном правонарушении № 1-18-2804-6-2008 от 08.10.2008г. (л.д. 26), приложенными к протоколу фотографиями (л.д. 27-29);

договором управления многоквартирным домом, заключенным 29.12.2006 г. между собственниками помещений, расположенных в многоквартирном доме по адресу: г. Коломна, ул. Суворова, д. 34 «А», и ОАО «ДГХ» (л.д. 55-67);

объяснениями представителя заявителя в судебном заседании, пояснившим, что газ в квартиры подъездов № 1, 2, 3, 4, 5 не подавался.

Процессуальных нарушений при привлечении заявителя к административной ответственности ГЖИ МО не допущено.

За совершение правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей, то есть в максимальном размере.

В силу ч.2 и п.3 ч.4 ст. 211 АПК РФ суд вправе изменить меру ответственности.

Арбитражный суд вправе снизить меру взыскания, если его размер определен без учета характера совершенного административного правонарушения, финансового положения юридического лица, обстоятельств, смягчающих ответственность за административное правонарушение (части 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ).

В соответствии с ч. 2 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое Решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое Решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает Решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Оценивая вид и размер назначенного заявителю административного наказания, суд принимает во внимание отсутствие отягчающих обстоятельств, а также то, что ранее Общество к административной ответственности не привлекалось. Кроме того, суд учитывает устранение Обществом допущенных нарушений. При указанных обстоятельствах наложение на Общество штрафа в максимальном размере является незаконным.

Ввиду изложенного суд считает возможным снизить размер назначенного Обществу штрафа по ст. 7.23 КоАП РФ с 10000 до 5000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Постановление Главного управления Московской области «Государственная жилищная инспекция Московской области» от 16.10.2008 г. по делу об административном правонарушении № 1-18-2804-6-2008 г. о привлечении Открытого акционерного общества «Департамент городского хозяйства» к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ в виде штрафа в размере 10 000 рублей изменить в части меры административного наказания, снизив назначенное наказание до 5 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в десятидневный срок.

Судья А.А. Суворова