Судебная практика

Решение от 2010-05-24 №А07-2892/2010. По делу А07-2892/2010. Республика Башкортостан.

Решение

г.Уфа Дело № А07-2892/2010

24 мая 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 17.05.2010 года

Полный текст решения изготовлен 24.05.2010 года

Арбитражный суд Республики Башкортостан в лице судьи Гималетдиновой А.Р., при ведении протокола судебного заседания лично, рассмотрел дело по заявлению

Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Салават Республики Башкортостан

к индивидуальному предпринимат Ф.И.О. br>
о взыскании 231 руб. – суммы финансовой санкции

при участии в судебном заседании:

от заявителя – не явились, извещены надлежащим образом,

от ответчика –– не явились, извещены надлежащим образом.

ГУ УПФ РФ в г. Салават обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к индивидуальному предпринимат Ф.И.О. о взыскании финансовых санкций за непредставление в установленные сроки сведений о страховых взносах и страховом стаже за 2008 в размере 231 руб.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.

В соответствии со ст. 123 АПК РФ лица, участвующие в деле, считаются извещенными надлежащим образом, если копия судебного акта, направленная арбитражным судом по последнему известному суду месту нахождения организации, месту жительства гражданина, не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу или истечением срока хранения.

Дело рассматривается в порядке п.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей сторон по имеющимся в деле доказательствам.

Изучив представленные материалы дела, суд Установилследующее.

Как видно из материалов, Управление фонда провело проверку своевременности представления ответчиком предусмотренных ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008г.

В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ индивидуальным предпринимателем в нарушение установленного срока не представлены индивидуальные сведения о страховых взносах и страховом стаже за 2008, что подтверждается актом №128 от 25.08.2009г. и отсутствием Ведомости АДВ-11.

Результаты проверки отражены в акте №128 от 25.08.2009г.

Решением Управления фонда от 30.09.2009 N 90 ответчик привлечен к ответственности, предусмотренной статьей 16 Закона N 27-ФЗ, в виде взыскания 231 руб. штрафа. Сумма штрафа исчислена страховщиком на основании данных расчета авансовых платежей по страховым взносам на ОПС за 2008г. По данным расчета авансовых платежей сумма начисленных платежей за 2008 г. составила 2 310 руб., финансовые санкции составляют 231 руб. (10 % от 2 310 руб.).

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ Федеральный закон от 01.04.1996 N 27-ФЗ “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования“ является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 Закона N 27-ФЗ понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователи обязаны представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации о каждом работающем у них застрахованном лице сведения о страховом стаже, сумме заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, сумме начисленных страховых взносов и другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Порядок ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах установлен в соответствии со статьей 19 Закона N 27-ФЗ Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.03.1997 N 318 “О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования“ утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования (далее - Инструкция). Согласно пункту 27 этой Инструкции, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 14.07.2003 N 422, каждый страхователь ежегодно, до 1 марта года, следующего за расчетным периодом, обязан представить в территориальный орган относящиеся к расчетному периоду индивидуальные сведения в отношении каждого работавшего у него застрахованного лица. Вместе с индивидуальными сведениями представляется ведомость по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в которой отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом по организации за расчетный период, а также имеющаяся задолженность по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода. Форма указанной ведомости утверждается Пенсионным фондом Российской Федерации.

За непредставление указанных в законе сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 Закона N 27-ФЗ к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Ответчик нарушил требования вышеприведенных норм, не представив к 01.03.2009г. сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в целом за 2008 г. за что привлечен Управлением фонда к ответственности на основании статьи 16 Закона N 27-ФЗ в виде взыскания штрафа.

Однако норма права применена Управлением фонда неправильно, поскольку в соответствии со ст. 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений (и так далее), определенных настоящим Федеральным законом, ответственность данной статьей не установлена.

Согласно ч. 2 ст. 11 Закона N 27-ФЗ обязанность ежегодно до 1 марта представлять сведения о застрахованных лицах возложена только на страхователя.

Индивидуальный предприниматель может быть отнесен к категории “страхователь“ в соответствии с данным Законом только в том случае, если он осуществляет прием на работу по трудовому договору, а также заключает договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в силу законодательства Российской Федерации начисляются страховые взносы.

В соответствии с ч. 5 ст. 11 Закона N 27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, обязаны представлять страховой номер индивидуального лицевого счета, фамилию, имя и отчество, сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Кроме того, данная обязанность не обусловлена каким-либо сроком, следовательно, за ее нарушение ответственность, установленная ч. 3 ст. 17 Закона N 27-ФЗ, неприменима.

Частью 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлена обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, Решение или совершили действия (бездействия).

Исследовав материалы дела, судом установлено, что предприниматель привлечен к ответственности за непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о страховых взносах и трудовом стаже на застрахованных лиц за 2008 год, вместе с тем доказательств, свидетельствующих о наличии у предпринимателя наемных работников, управлением в нарушение требований ч. 5 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.

Истцом представлены документы за 2009 год, в то время как штраф предъявлен за 2008 год.

Кроме того, пенсионным фондом нарушен порядок привлечения страхователя к установленной ответственности.

В силу ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“ правоотношения, связанные с осуществлением контроля за уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, регулируются законодательством о налогах и сборах.

Согласно положениям п. 2, 14 ст. 101 Налогового кодекса руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Материалами дела подтверждается, что акт № 128, от 25.08.2009 г., Решение №90 от 30.09.2009, требование от 30.09.2009 N 90 были направлены страхователю, но доказательства их получения обществом отсутствуют.

При этом фактически материалы проверки были рассмотрены и Решение о привлечении общества к ответственности, предусмотренной ст. 16 Закона N 27-ФЗ, вынесено Управлением 30.09.2009, однако в акте проверки указано, что материалы проверки будут рассмотрены 09.09.2009. Доказательств того, что пенсионным фондом в период с 09.09.2009 по 30.09.2009 индивидуальный предпринима Ф.И.О. надлежащим образом извещалось о новой дате, времени и месте рассмотрения результатов проверки, не представлено.

Следовательно, не обеспечив возможность участия индивидуального предпринимателя в процессе рассмотрения материалов проверки, Управление нарушило положения п. 2 ст. 101 Налогового кодекса, что является основанием для отказа в удовлетворении заявленных управлением требований о взыскании с организации штрафа.

Таким образом, на основании имеющихся в деле доказательств, обстоятельств, исследованных согласно требованиям, установленным ст. 65, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает требования заявителя не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении требования Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Салават Республики Башкортостан о взыскании с индивидуального предпринимат Ф.И.О. 231 рубль штрафа отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Республики Башкортостан.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет-сайтах Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда www.18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья А.Р.Гималетдинова