Судебная практика

Решение от 16.04.2010 №А34-1450/2010. По делу А34-1450/2010. Курганская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРГАНСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации

Решение г. Курган Дело №А34-1450/2010 16 апреля 2010 года

резолютивная часть решения объявлена 14 апреля 2010 года,

в полном объёме текст решения изготовлен 16 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Курганской области в составе с Ф.И.О.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Антимоновым П.Ф.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Шадринского межрайонного прокурора

к индивидуальному предпринимателю Абс Ф.И.О. br>
о привлечении к административной ответственности,

при участии

от заявителя – Остаркова Т.А. – старший прокурор отдела, удостоверение

ТО № 093305,

от лица, в отношении которого вынесено Постановление о возбуждении

дела об административном правонарушении – явки нет, извещено

надлежащим образом,

Установил:

Шадринский межрайонный прокурор обратился в Арбитражный суд Курганской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Аб Ф.И.О. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией).



Представитель заявителя в судебном заседании требование поддержал, указав, что в ходе проверки, проведённой совместно с Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области, установлен факт осуществления предпринимательской деятельности индивидуальным предпринимателем Абсалямовой Б. Ж. с нарушением требований лицензии на перевозку пассажиров автомобильным транспортом, а именно: к управлению транспортным средством допущен водитель без оформления трудовых отношений, без проведения стажировки; графики работы (сменности) не составлялись; водитель не был обеспечен оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте; нарушение порядка ведения путевой документации, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Индивидуальный предприниматель Аб Ф.И.О. будучи надлежащим образом, извещённой о времени и месте судебного заседания, о чём свидетельствует почтовое уведомление №28523, явку своего представителя не обеспечила, направила письменное ходатайство о рассмотрении дела, назначенного на 14.04.2010, в её отсутствие (ходатайство в деле).

В силу части 3 статьи 156, части 3 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие индивидуального предпринимателя Абсалямовой Б.Ж.

Заслушав объяснение представителя заявителя, изучив материалы дела, суд Установил, что Аб Ф.И.О. зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя, о чем внесена запись в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304450235600041, свидетельство серии 45 № 000833962 (лист дела 31).

23.03.2007 Министерством транспорта Российской Федерации Федеральной службой по надзору в сфере транспорта индивидуальному предпринимателю Абс Ф.И.О. выдана лицензия №АСС-45-008623 на осуществление перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек, сроком действия до 23.03.2012 (лист дела 29).

В ходе проверки соблюдения законодательства о лицензировании Шадринской межрайонной прокуратурой совместно с Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области установлены факты нарушения индивидуальным предпринимателем Абс Ф.И.О. лицензионных требований и условий при перевозке пассажиров автомобильным транспортом.

По результатам проверки Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области составлен акт от 10.03.2010, Шадринским межрайонным прокурором 25.03.2010 вынесено Постановление о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя Абс Ф.И.О. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 28.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.

Исходя из этого, заявитель уполномочен выносить постановления о возбуждении дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 25.03.2010 в соответствии со статьями 23.1, 28.4, 28.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях направлено в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Аб Ф.И.О. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией).

В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьёй 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, совершённых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, рассматривают судьи арбитражных судов.

При оценке заявленного Шадринским межрайонным прокурором требования суд исходит из следующего:

В соответствии с частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией), влечёт наложение штрафа на должностных лиц от трёх тысяч до четырёх тысяч рублей. В силу статьи 2.4 Кодекса лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с объективной стороны характеризуется действием (бездействием) и выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией). Субъектом правонарушения может быть любое юридическое лицо, физическое лицо, достигшее шестнадцати лет, должностное лицо, на которых в силу осуществления ими предпринимательской деятельности лежит обязанность соблюдения условий лицензирования.

Статьёй 2 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено понятие «лицензионные требования и условия» как совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий, выполнение которых лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности. При этом под «лицензируемым видом деятельности» понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом.



Согласно подпункту 62 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек, является лицензируемым видом деятельности. Порядок и условия лицензирования указанной деятельности определён Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, утверждённым Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.10.2006 №637.

В силу пункта 4 указанного Положения к лицензионным требованиям и условиям при осуществлении перевозок пассажиров относятся: соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров (подпункт «б»); соблюдение лицензиатом установленных статьёй 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров (подпункт «в»).

В соответствии с частью 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны: организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения; анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств; обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

В соответствии с пунктом 2.2 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 08.01.1997 №2 к основным требованиям по обеспечению надежности водителей в процессе их профессиональной деятельности относятся: прием на работу и допуск к осуществлению перевозок пассажиров водителей, имеющих соответствующие квалификацию, стаж работы; организация стажировки водителей.

Проведенной заявителем совместно с Управлением государственного автодорожного надзора по Курганской области проверкой выявлено, что в нарушение указанных норм индивидуальным предпринимателем Абс Ф.И.О. 25.01.2010 и 26.01.2010 осуществлен допуск к перевозке пассажиров водителя автобуса ПАЗ- 32054 Сухнева С.С. без надлежащего оформления отношений с ним, отсутствует какой-либо договор с водителем, что подтверждается пунктом 1 акта от 10.03.2010 (л.д. 13), путевыми листами № 48 от 25.01.2010, № 49 от 26.01.2010 (л.д. 25).

В соответствии с пунктом 3.1.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения, утверждённого Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 09.03.1995 №27 «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки грузов и пассажиров», водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.

Пунктом 3.2.2 данного Положения установлено, что стажировка водителей должна проводиться в реальных условиях движения, при осуществлении регулярных пассажирских перевозок только на тех типах транспортных средств и на тех маршрутах, на которых водитель в дальнейшем будет работать самостоятельно.

В нарушение указанных норм индивидуальным предпринимателем Абсалямовой Б. Ж. 25.01.2010 и 26.01.2010 допущен водитель Сухнев С.С. к управлению автомобилем ПАЗ-32054 по маршруту № 9 «Вокзал-п. Осеево» без проведения стажировки, что подтверждается пунктом 2 акта от 10.03.2010 (л.д. 13), путевыми листами № 48 от 25.01.2010, № 49 от 26.01.2010 (л.д. 25).

В соответствии с пунктом 4 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 № 15, графики работы (сменности) на линии составляются работодателем для всех водителей ежемесячно на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводятся до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения их в действие. Графиками работы (сменности) устанавливается время начала, окончани Ф.И.О. работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) и еженедельного отдыха. График работы (сменности) утверждается работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

В нарушение указанных норм индивидуальным предпринимателем Абсалямовой Б. Ж. составлен график работы (сменности) водителей автобусов на линии с нарушениями, не указано время начала, окончани Ф.И.О. работы (смены), время перерывов для отдыха и питания, время ежедневного (междусменного) ежедневного отдыха, что подтверждается пунктом 3 акта от 10.03.2010 (л.д. 13).

В соответствии с пунктом 3.4.1 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 г. № 27, в целях поддержания необходимого уровня информированности, повышения профессионального мастерства и дисциплинированности водителей, организация обязана обеспечить водителей необходимой оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей.

В нарушение указанных норм индивидуальным предпринимателем Абсалямовой Б. Ж. с 29.09.2009 водитель Колесов М.А. не был обеспечен оперативной информацией об условиях движения и работы на маршруте путем проведения инструктажей, что подтверждается пунктом 5 акта от 10.03.2010 (л.д.13), путевыми листами № 17 от 25.01.2010, № 42 от 19.02.2010 (л.д. 24).

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 4 пункта 6 Приказа Минтранса Российской Федерации от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» сведения о транспортном средстве включают, в том числе дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства и его заезда на указанную стоянку.

Проведенной проверкой выявлено, что путевые листы № 30 от 13.02.2010 и № 33 от 17.02.2010 составлены с нарушением данных требований: отсутствуют показания фактического времени возврата автобуса в гараж, что подтверждается пунктом 6 акта от 10.03.2010 (л.д.13), путевыми листами № 30 от 13.02.2010, № 33 от 17.02.2010 (л.д. 26).

Таким образом, факт нарушения индивидуальным предпринимателем Абсалямовой Б. Ж. требований, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности (перевозки пассажиров автомобильным транспортом) нашёл подтверждение в ходе судебного разбирательства, не отрицается индивидуальным предпринимателем Абсалямовой Б. Ж. (л.д. 12).

На дату рассмотрения дела предусмотренный статьёй 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен, порядок привлечения соблюдён, нарушений со стороны заявителя требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при возбуждении дела об административном правонарушении судом не установлено.

Следовательно, в действиях предпринимателя Абсалямовой Б. Ж. имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заявление Шадринского межрайонного прокурора подлежит удовлетворению.

Учитывая, что основными целями требований, предъявляемых к деятельности по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, согласно статье 1 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», являются охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий, а действия предприятия по осуществлению деятельности с нарушением лицензионных требований и условий создают угрозу причинения вреда охраняемым законом общественным интересам, поскольку допускались нарушения режима труда и отдыха водителей, оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ у суда не имеется.

При назначении административного наказания суд принимает во внимание отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, учитывает признание предпринимателем выявленных нарушений и раскаяние в содеянном, и считает возможным назначить предпринимателю Абсалямовой Б. Ж. административное наказание в виде штрафа в размере 3000 руб., что соответствует минимальному размеру санкции по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Пунктом 15 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 10 от 02.05.2004 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при назначении наказания в виде административного штрафа, суд, руководствуясь статьёй 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направляет исполнительный лист на взыскание штрафа судебному приставу-исполнителю по месту нахождения (жительства) лица, привлеченного к административной ответственности.

Исполнительный лист направляется в случае отсутствия документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, по истечении тридцати дней со дня вступления в законную силу решения суда.

Исходя из этого, в случае уплаты штрафа в течение 30 дней с момента вступления решения в законную силу, предпринимателю Абсалямовой Б. Ж. следует представить квитанцию в суд, в противном случае будет выписан исполнительный лист и направлен на исполнение в службу судебных приставов по месту жительства предпринимателя.

В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в решении арбитражного суда о привлечении лица к административной ответственности и наложении административного штрафа должна быть указана информация о получателе штрафа, необходимая в соответствии с правилами заполнения расчётных документов на перечисление суммы административного штрафа.

Сумма административного штрафа вносится или перечисляется лицом, привлеченным к административной ответственности, в банк.

Информация о получателе штрафа: Счет Управления Федерального казначейства по Курганской области № 40101810000000010002 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курганской области. Администратор: Управление Федерального казначейства по Курганской области (Прокуратура Курганской области): ИНН 4501031303; КПП 450101001; КБК 415 1 16 90010 01 0000 140; ОКАТО: 37 405 000 000.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявление Шадринского межрайонного прокурора о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя Аб Ф.И.О. удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Аб Ф.И.О. проживающую по адресу: Курганская область, город Шадринск, переулок Пассажирский, дом 8, зарегистрированную в качестве индивидуального предпринимателя в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей за основным государственным регистрационным номером 304450235600041, к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 3000 рублей на основании части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней со дня его принятия (изготовления его в полном объеме), а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Курганской области.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайте Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда http://18aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа http://fasuo.arbitr.ru.

Судья И.Г. Петрова