Судебная практика

Решение от 2010-04-12 №А51-21970/2009. По делу А51-21970/2009. Приморский край.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-21970/2009

12 апреля 2010 года

Резолютивная часть решения оглашена 06 апреля 2010 года. Полный текст решения изготовлен 12 апреля 2010 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи О.П. Хвалько,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Е.С.Доменюк,

рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Энергия»

к Находкинской таможне

3-е лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Находке

о признании незаконным решения от 15.10.2009 № 10-1520090 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД № 10714040/300908/0022174 и обязании произвести возврат в сумме 283945,88 руб.,

при участии в заседании:

от заявителя – представитель не явился, извещен;

от таможенного органа – главный государственный таможенный инспектор Шаповалов Е.А. по доверенности № 11-31/19312 от 06.10.2009;

от инспекции – представитель не явился, извещен,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Энергия» (далее по тексту – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения Находкинской таможни (далее – ответчик, таможенный орган) от 15.10.2009 № 10-1520090 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД № 10714040/300908/0022174 и обязании произвести возврат в сумме 283945,88 руб. при участии в деле в качестве третьего лица - Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Находке.



Заявитель в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания на требованиях настаивает, считает, что им правомерно определена таможенная стоимость по первому методу «по цене сделки с ввозимыми товарами» таможенной оценки, при этом представленные документы были достаточны для подтверждения заявленной таможенной стоимости товара, в связи с чем основания для корректировки таможенной стоимости у таможенного органа отсутствовали.

Общество считает сумму таможенных платежей излишне уплаченной, ввиду того, что корректировка таможенной стоимости произведена неверно, в связи с чем, просит обязать таможню вернуть данную сумму на основании ст. 355 Таможенного кодекса Российской Федерации.

Таможенный орган требования заявителя отклонил, считает, что поскольку Решение по таможенной стоимости не было оспорено заявителем и не признано незаконным в судебном порядке, следовательно, таможенные платежи по ГТД были уплачены в соответствии с законодательством Российской Федерации, в связи с чем, основания для возврата отсутствуют.

Также таможенный орган указал, что при рассмотрении заявления общества о возврате излишне уплаченных таможенных платежей Установилотсутствие оснований, подтверждающих факт их излишней уплаты.

Инспекция в судебное заседание также не явилась, в материалах дела имеется доказательство надлежащего извещения о месте и времени судебного заседания, в материалы дела представила дополнительные документы.

При рассмотрении дела суд Установил, что в сентябре во исполнение Контракта № ER080820 от 20.08.2008 с компанией «RECA INTERNATIONAL COMPANY LIMITED» на таможенную территорию России в адрес заявителя ввезены панели двусторонние из поликарбоната, многостеночные на условиях CFR Восточный.

В целях таможенного оформления товара общество подало грузовую таможенную декларацию № 10704040/300908/0022174. При этом таможенная стоимость товара была определена заявителем по первому методу таможенной оценки «по цене сделки с возимыми товарами».

В ходе таможенного контроля таможенный орган Установил, что представленные к таможенному оформлению документы и сведения не основаны на количественно определяемой и документально подтвержденной информации и недостаточны для подтверждения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров по первому методу.

Таможней в адрес декларанта был направлен запрос от 30.09.2008 о предоставлении дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости.

Декларант направил отказ уточнить структуру заявленной таможенной стоимости и выразил согласие на определение таможенной стоимости другим методом и оформил ДТС-2.

В связи с отказом декларанта уточнить структуру заявленной таможенной стоимости таможня 09.10.2008 приняла окончательное Решение по таможенной стоимости товара, в соответствии с которым она была определена на основании шестого «резервного» метода на базе цены сделки с однородными товарами.

Указанное Решение было оформлено проставлением отметки «ТС принята» в поле «для отметок таможни» декларации таможенной стоимости по форме ДТС-2. В соответствии с корректировкой таможенной стоимости таможенным органом были дополнительно начислены таможенные платежи в размере 283945,88 руб.

Не согласившись с окончательным Решением ответчика по таможенной стоимости товара, посчитав, что оно не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере внешнеэкономической деятельности, общество обратилось в таможенный орган с требованием возвратить дополнительно начисленные таможенные платежи. Таможенный орган отказал в возврате, мотивируя отказ отсутствием правовых оснований для возврата таможенных пошлин, налогов. По мнению таможенного органа, заявителем не представлены доказательства, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных платежей.

Исследовав материалы дела, оценив доводы сторон, проанализировав законность оспариваемого решения, суд полагает, что заявленное требование подлежит удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 12 Закона Российской Федерации «О таможенном тарифе» определение таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, основывается на принципах определения таможенной стоимости товаров, установленных нормами международного права и общепринятой международной практикой, и производится путем применения одного из методов определения таможенной стоимости товаров.



Таможенная стоимость товаров и сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на количественно определяемой и документально подтвержденной достоверной информации (пункт 3 статьи 12 названного Закона, пункт 2 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации).

Пунктом 7 статьи 323 Таможенного кодекса РФ определено, что в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.

Согласно п.3 ст. 323 ТК РФ контроль таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, совместно с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области финансов, в соответствии с настоящим Кодексом.

Порядок контроля документального подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров как до, так и после выпуска товаров (в том числе при выявлении методологических ошибок, допущенных при декларировании товаров и повлиявших на величину его таможенной стоимости, по факту представления дополнительных документов и сведений о товаре) посредством составления формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей (КТС), являющейся неотъемлемой частью соответствующей ГТД, установлен Приказами Государственного таможенного комитета Российской Федерации от 05.12.2003 N 1399 “Об утверждении Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации“ и от 26.12.2003 N 1546 “Об утверждении бланков формы корректировки таможенной стоимости и таможенных платежей и Положения о корректировке таможенной стоимости товаров“.

Согласно пункту 4 Положения о корректировке таможенной стоимости товаров при проведении корректировки таможенной стоимости товара форма КТС составляется на основе принятого таможенным органом решения о величине таможенной стоимости этого товара.

Из п. 14 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, следует, что при принятии решения о корректировке таможенной стоимости до выпуска товара уполномоченные должностные лица таможенных органов: - приводят обоснование принятого решения о неправомерном использовании избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправомерном определении декларантом структуры заявленной таможенной стоимости; - предлагают декларанту произвести пересчет таможенной стоимости или определить ее с использованием другого метода.

Уполномоченные должностные лица таможенных органов передают декларанту копию соответствующего листа декларации таможенной стоимости (ДТС) или ГТД с Решением о корректировке таможенной стоимости и расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости.

ФТС России в п. 10 Письма от 09.02.2006 N 01-06/4153 “О направлении обзора правоприменительной практики“ указала на то, что факт неприведения в решении обоснования его принятия, затрагивающего права и законные интересы лица, является неправомерным.

Кроме того, ФТС России отметила, что добровольное выполнение лицом действий, требуемых уполномоченным органом государственной власти и предусмотренных в соответствии с законодательством РФ, не означает его принципиальное согласие с таким требованием и не лишает его права впоследствии обжаловать соответствующее Решение.

В соответствии с п. 15 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399, при принятии решения о корректировке таможенной стоимости уполномоченные должностные лица таможенных органов направляют декларанту копию соответствующего листа ДТС с записью “ТС подлежит корректировке“ с изложением обстоятельств неправомерности использования избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров и (или) неправомерного определения декларантом структуры заявленной таможенной стоимости и предложением декларанту произвести пересчет таможенной стоимости и (или) определить ее с использованием другого метода.

При этом если на первом листе ДТС в поле «для отметок таможенного органа» недостаточно места для проставления таможенным органом служебных отметок, то необходимые сведения должны быть указаны в графе «дополнительные данные» соответствующего листа либо на отдельных листах формата А4, которые будут являться неотъемлемой частью ДТС.

В нарушение указанных требований должностными лицами таможенного органа обоснование принятого решения о необходимости корректировки таможенной стоимости ввозимого обществом товара не приведено, в связи с чем суд считает Решение таможенного органа о принятии таможенной стоимости и оформленного проставлением отметки «ТС принята 09.10.2008» в графе «для отметок таможенного органа» необоснованным и не законным.

Требование заявителя об обязании таможенного органа возвратить сумму излишне уплаченных таможенных платежей в сумме 283945,88 руб. суд признает обоснованным на основании следующего.

Согласно представленным в дело документам при корректировке таможенной стоимости товара по ГТД №10714040/300908/0022174 увеличение размера таможенных пошлин составило 283945,88 руб.

Возврат излишне уплаченных таможенных сборов осуществляется в соответствии со статьей 355 ТК РФ (пункт 1 статьи 357.8 ТК РФ).

Пунктом 1 статьи 355 ТК РФ установлено, что излишне уплаченной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически уплаченных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с законодательством Российской Федерации и данным Кодексом.

В соответствии с п. 2 ст.355 ТК РФ, излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика. Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, который осуществляет администрирование данных денежных средств либо которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

В соответствии с материалами дела оплата начисленных таможенных платежей произведена декларантом в составе платежных поручений № 149 от 04.09.2008, № 168 от 30.09.2008.

Заявителем документально подтверждено, что уплаченный налог на добавленную стоимость в составе дополнительно начисленных таможенных платежей не вошел в состав налоговых вычетов, соответственно, из федерального бюджета не возмещался.

Таким образом, при отсутствии у декларанта обязанности уплатить таможенные пошлины в размере 283945,88 руб. и фактической уплате этой суммы, суд находит требования заявителя о признании незаконным отказа в возврате и об обязании возвратить сумму излишне уплаченных таможенных пошлин в размере 283945,88 руб. подлежащим удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины в размере 9178,92 руб. в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать незаконным Решение Находкинской таможни от 15.10.2009 № 10-15/20090 об отказе в возврате излишне уплаченных таможенных платежей по ГТД № 10714040/300908/0022174 в связи с его несоответствием Таможенному кодексу Российской Федерации.

Обязать Находкинскую таможню возвратить обществу с ограниченной ответственностью «Энергия» излишне уплаченные таможенные платежи в размере 283945,88 руб.

Взыскать с Находкинской таможни, расположенной по адресу г. Находка, ул. Портовая, д. 17, в пользу общества с ограниченной ответственностью «Энергия» судебные расходы на оплату государственной пошлины в сумме 9178,92 (девять тысяч сто семьдесят восемь) рублей 92 копейки.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке.

Судья О.П. Хвалько