Судебная практика

Решение от 2008-11-19 №А26-4867/2008. По делу А26-4867/2008. Республика Карелия.

Арбитражный суд Республики Карелия

ул. Красноармейская, 24 а, г. Петрозаводск, 185910, тел./факс: (814-2) 790-590/ 790-625, E-mail: info@karelia.arbitr.ru

Именем Российской Федерации Решение

г. Петрозаводск

Дело №

А26-4867/2008

19 ноября 2008 года

Резолютивная часть решения объявлена 18 ноября 2008 года.

Полный текст решения изготовлен 19 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе: судьи Кохвакко В.В., при ведении протокола помощником судьи Луньковым М.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

предприним Ф.И.О. br>
к Инспекции Федеральной налоговой службы по городу Петрозаводску

о признании незаконным решения об отказе произвести возврат излишне уплаченных страховых взносов.

при участии:

от заявителя – Тонян А.Р., предпринимателя (личность удостоверена, регистрация подтверждена),

от ответчика – не явился, уведомлен надлежащим образом,

от третьего лица – Чехонина М.Г., ведущего специалиста-эксперта юридического отдела (копия доверенности в деле),

Установил:

Предприниматель Тонян Анатолий Робертович (далее – предприниматель Тонян А.Р., заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее – Инспекция, ответчик) об отказе в проведении зачета ошибочно уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, оформленного письмом № 1804 от 16.06.2008г.

В рамках предварительного судебного заседания представителем третьего лица дополнительно представлен акт сверки начисленных уплаченных страховых взносов, а также протокол к ведомости уплаты страховых взносов по состоянию на 05.11.2008г.; пояснил, что размер переплаты заявителя на накопительную часть страховых взносов составляет 574 рубля. Заявитель ходатайствовал об уточнении требований в части способа устранения нарушенных прав, а именно – просил суд обязать налоговый орган произвести зачет страховых взносов в размере 574 рублей. Иных дополнительных доказательств, заявлений, ходатайств по сути рассматриваемого спора не поступило. Уточненные требований в части способа устранения нарушенных прав заявителя судом приняты. В отсутствие возражений суд перешел к рассмотрению спора по существу.

Заявитель в судебном заседании на удовлетворении заявленных требований в полном объеме настаивал по основаниям, изложенным в заявлении.

Ответчик, надлежащим образом извещенный судом о времени и месте судебного разбирательства (почтовое уведомление в деле имеется), явку своих представителей в заседание не обеспечил.

Представитель третьего лица пояснил, что пенсионный фонд считает заявленные требований обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав заявителя и представителя третьего лица, суд Установилследующее.

Предприниматель Тонян А.Р., не имеющий обязанности по уплате страховых взносов на пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, зачисляемых на накопительную часть пенсии (КБК 18210202040061000160), ошибочно произвёл уплату этих взносов в сумме 1 200 руб., что подтверждается квитанциями Сбербанка России (л.д. № 19). По данным управления Пенсионного фонда на 09.06.08 года сумма ошибочно уплаченных страховых взносов составляла 1 332 руб. (протокол к ведомости уплаты страховых взносов – л.д. № 18).

11.06.2008г. предприниматель Тонян А.Р. обратился в налоговый орган с заявлением (л.д. № 17) о проведении зачета излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1332 руб. с КБК 18210202040061000160 (накопительная часть пенсии) на КБК 18210202030061000160 (страховая часть пенсии).

Письмом от 16.06.2008г. № 1804 (л.д.. № 16) Инспекция отказала предпринимателю Тонян А.Р. в проведении зачета, сославшись на то, что взносы на пенсионное страхование не являются налоговыми платежами, в связи с чем положения статьи 78 Налогового кодекса Российской Федерации к ним применены быть не могут.

Не согласившись с данным отказом, предприниматель Тонян А.Р. обжаловал его в судебном порядке.

Суд считает требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 1 и 2 Федерального закона от 15.12.2001г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» данный Федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, а также определяет правовое положение субъектов обязательного пенсионного страхования, основания возникновения и порядок осуществления их прав и обязанностей. Правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено указанным Федеральным законом.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете (статья 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются одними из основных источников неналоговых доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, за счет средств которого, имеющих целевое назначение, осуществляется финансирование, в частности выплаты страховой и накопительной частей трудовой пенсии. В составе бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации отдельно учитываются суммы страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии и средства, направляемые на инвестирование.

Суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете (пункт 1 статьи 10 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Обеспечение исполнения бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации и целевого использования средств обязательного пенсионного страхования, управление средствами этого бюджета, а также контроль за их расходованием осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании и бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 13 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Пенсионному фонду Российской Федерации предоставлено право осуществлять возврат страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены.

Однако Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» не установлены ни порядок осуществления возврата сумм страховых взносов страхователям в случае, если невозможно установить, за каких застрахованных лиц указанные платежи уплачены, ни порядок зачета (возврата) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаты процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, и источники уплаты этих процентов. Указанным Федеральным законом также не установлен и порядок уточнения платежа в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации при обнаружении плательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление этого платежа.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование имеют иную природу, отличную от налога, не отвечают понятию налога, закрепленному в статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, и не являются составной частью единого социального налога (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.04.2003г. № 12355/02, информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004г. № 79). Страховые взносы на страховую и накопительную части трудовой пенсии не включены в налоговую систему Российской Федерации, они не относятся к числу налогов и являются индивидуально возмездными платежами.

В связи с этим на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование не распространялся установленный статьями 78 и 79 Налогового кодекса Российской Федерации порядок зачета (возврата) сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации и бюджетное законодательство Российской Федерации. Возврат сумм излишне уплаченных (взысканных) налогов, а также уплата процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы налогов, осуществляется из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов в порядке, установленном статьями 78 и 79 Кодекса и бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом Кодексом и бюджетным законодательством Российской Федерации определены источники возврата указанных сумм.

Вместе с тем в целях регулирования бюджетных правоотношений на основании статьи 6 и пункта 2 статьи 20 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26.04.2007г. № 63-ФЗ), Федерального закона от 21.07.2007г. № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» (приложение 1) Федеральная налоговая служба признана главным администратором доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Федеральным законом от 26.04.2007г. № 63-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации», в частности, уточнены бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджета и администраторов доходов бюджета. Согласно пунктам 3 и 4 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции указанного Федерального закона бюджетные полномочия администраторов доходов бюджета осуществляются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также в соответствии с доведенными до них главными администраторами доходов бюджета, в ведении которых они находятся, правовыми актами, наделяющими их полномочиями администратора доходов бюджета; бюджетные полномочия главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, являющихся федеральными органами государственной власти, осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации и в целях реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2007г. № 995 «О порядке осуществления федеральными органами государственной власти, органами управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации и (или) находящимися в их ведении бюджетными учреждениями, а также Центральным банком Российской Федерации бюджетных полномочий главных администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» пунктом 1 Приказа Федеральной налоговой службы от 26.02.2008г. № ММ-3-1/74@ на ее территориальные органы, поименованные в приложении № 1 к данному Приказу, возложены конкретные полномочия администраторов доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации по главе 182 «Федеральная налоговая служба», в том числе полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению в орган Федерального казначейства платежных документов для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решения о зачете (уточнении) платежей и представлению соответствующего уведомления в орган Федерального казначейства. Пунктом 5 вышеназванного Приказа предусмотрено, что полномочия, возлагаемые на территориальные органы Федеральной налоговой службы согласно пункту 1 данного Приказа, осуществляются в порядке, установленном Кодексом, Бюджетным кодексом Российской Федерации, нормативными правовыми документами Минфина России, ФНС России, Федерального казначейства, Банка России и другими методическими документами, регламентирующими порядок осуществления возложенных на налоговые органы функций.

Администратор доходов бюджета согласно статье 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено Бюджетным кодексом Российской Федерации.

В числе бюджетных полномочий администратора доходов бюджета, определенных пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, указаны полномочия по принятию решений о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, процентов за несвоевременное осуществление такого возврата, процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представлению поручений в органы Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации, а также по принятию решений о зачете (уточнении) платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации и представлению соответствующих уведомлений в органы Федерального казначейства. Администратор доходов бюджета осуществляет иные бюджетные полномочия, установленные Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами (муниципальными правовыми актами), регулирующими бюджетные правоотношения.

Таким образом, на основании действующего бюджетного законодательства Российской Федерации администраторы доходов бюджета в лице налоговых органов наделены бюджетными полномочиями по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, об уплате процентов, начисленных за несвоевременное осуществление такого возврата, и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, а также об уточнении соответствующих платежей в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

Пунктом 1 статьи 166.1 и статьей 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что перечисление Федеральным казначейством средств, необходимых для осуществления возврата (зачета) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов и иных платежей, а также сумм процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, с единых счетов соответствующих бюджетов на соответствующие счета Федерального казначейства, предназначенные для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, производится в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

В соответствии со статьями 40, 166.1 и 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004г. № 116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации» в редакции Приказа Минфина России от 12.11.2007г. № 103н уточнены, в частности, правила проведения и учета операций по поступлениям в бюджетную систему Российской Федерации, перерасчета распределенных поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты, уточнения платежей, а также оформления и представления администратором доходов бюджета платежных документов на возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов и иных платежей. Пунктами 16 и 17 названного порядка предусмотрено, что операции по перерасчету (зачету, уточнению) поступлений между бюджетами осуществляются в пределах поступлений за текущий операционный день и подлежащих перечислению в соответствующие бюджеты. Операции по перерасчету (зачету, уточнению) поступлений и возврат (возмещение) излишне уплаченных (взысканных) сумм, подлежащих распределению полностью или частично в бюджеты государственных внебюджетных фондов, осуществляются органами Федерального казначейства в пределах сумм поступлений, подлежащих перечислению в бюджеты государственных внебюджетных фондов. При этом не осуществляется привлечение средств из бюджетов государственных внебюджетных фондов. Сумма непроизведенных в текущем операционном дне перерасчетов (зачетов, уточнений) (их остаток) учитывается при распределении поступлений между бюджетами в следующий операционный день.

Учитывая изложенное и принимая во внимание сложившуюся арбитражную практику, Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.09.2006г. № 2776/06 и № 4240/06, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.2008г. № 3722/08, руководствуясь нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 26.04.2007г. № 63-ФЗ и принятыми в соответствий с ним нормативными правовыми актами, суд приходит к выводу об обязанности налоговых органов, являющихся администраторами доходов бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, недоимке, пеням и штрафам по взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, по осуществлению своих бюджетных полномочий по принятию решений о зачете (возврате) излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, пеней и штрафов по этим взносам, об уточнении соответствующих платежей в порядке, установленном пунктом 7 статьи 45, статьями 78, 79 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами. Аналогичная позиция указана и Министерством финансов Российской Федерации в письме от 12.05.2008г. № 03-02-07/2-87, в чьем непосредственном подчинении находится Федеральная налоговая служба.

Исходя из изложенного, суд удовлетворяет заявленные предпринимателем Тонян А.Р. требования полностью. При рассмотрении вопроса о способе устранения нарушенных прав заявителя суд исходит из того, что наличие у заявителя переплаты по взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме 574 руб. на момент судебного разбирательства подтверждена письменными доказательствами : квитанциями Сбербанка России (копии - л.д. № 19) и актом сверки расчетов, а также представителем третьего лица в судебном заседании.

Расходы по государственной пошлине в указанной ситуации подлежат возложению на ответчика.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Признать Решение Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску об отказе предпринимателю Тонян А.Р. в зачете излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в сумме 1332 руб. с КБК 18210202040061000160 (накопительная часть пенсии) на КБК 18210202030061000160 (страховая часть пенсии), оформленное письмом № 1804 от 16.06.2008г., проверенное на соответствие Бюджетному кодексу Российской Федерации, Налоговому кодексу Российской Федерации, Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 16.12.2004 № 116н «Об утверждении порядка учета Федеральным казначейством поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и их распределения между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации», незаконным полностью.

В данной части Решение подлежит немедленному исполнению.

Обязать Инспекцию ФНС России по г. Петрозаводску произвести зачет предпринимателю Тонян А.Р. излишне уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 574 руб. на КБК 18210202030061000160 (страховые взносы на страховую часть пенсии).

Взыскать с Инспекции ФНС России по г. Петрозаводску в пользу предпринимателя Тонян А.Р. 100 рублей – расходы по оплате государственной пошлины.

Решение может быть обжаловано:

­ в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

В.В. Кохвакко