Судебная практика

Решение от 14.04.2009 №А26-8340/2008. По делу А26-8340/2008. Республика Карелия.

Решение

г. Петрозаводск

Дело №

А26-8340/2008

14 апреля 2009 года

Резолютивная часть решения объявлена 08 апреля 2009 года. Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2009 года.

Арбитражный суд Республики Карелия

в составе:

судьи Кудрявцевой *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Дружининой *.*. (с применением аудиозаписи судебного заседания в соответствии со статьёй 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ),

рассмотрев в судебном заседании дело по иску



общества с ограниченной ответственностью “Медвежьегорский порт“

к открытому акционерному обществу “Российские железные дороги“

о понуждении заключить договор.

при участии

от истца – Пьянкова *.*. , по доверенности от 03.03.2009 года

от ответчика – Власковой *.*. , по доверенности от 23.12.2008 года

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Медвежьегорский порт» (далее – ООО «Медвежьегорский порт», истец, заявитель) обратилось в арбитражный суд Республики Карелия с исковым заявлением к открытому акционерному обществу «Российские железные дороги» (далее – ОАО «РЖД», ответчик) о понуждении к заключению договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, со ссылкой на положения статьи 445 Гражданского кодекса РФ и статью 55 ФЗ-18 «Устав железнодорожного транспорта».

Определением от 13 марта 2009 года суд назначил дело к судебному разбирательству на 08 апреля 2009 года.

На основании распоряжения председателя Арбитражного суда Республики Карелия от 07.04.2009 года в соответствии с частью 2 статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса РФ произведена замена судьи, рассматривающего дело, дело передано в производство судьи Кудрявцевой *.*.



В судебное заседание 08 апреля 2009 года явились представители сторон.

Представитель истца поддержал заявленный иск, полагая, что имеются основания для понуждения ответчика к заключению с истцом договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, с учетом наличия у истца прав фактического владельца пути, основанных на сделке купли – продажи, несмотря на отсутствие государственной регистрации права собственности истца на объект.

Представитель ответчика поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, возражала против требований истца, полагая, что истец до настоящего времени не представил ответчику всех необходимых документов, удостоверяющих права на железнодорожные пути, что препятствует заключению договора. Ответчик указывал, что ОАО «РЖД» не уклоняется от заключения договора и само заинтересовано в оформлении долгосрочных отношений с истцом, однако достаточных оснований для подписания договора не имелось, при этом проект договора нуждается в соответствующей корректировке, с учетом положений, закрепленных в Правилах эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей, о чем истцу было указано.

Проверив материалы дела, суд Установилоснования для удовлетворения заявленного иска в полном объеме, учитывая следующие обстоятельства.

Судом установлено, что 17.01.2006 года между ООО «Онежская стивидорная компания» и ОАО «Российские железные дороги» был заключён договор № 140 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования (л.д. 35-39).

Впоследствии на основании договора № 152 купли-продажи от 16.05.2006 года, заключённого между истцом и ООО «Онежская стивидорная компания» (л.д. 19-21), ООО «Медвежьегорский порт» приняло по акту приёма-передачи от 01.06.2006 года (л.д. 23-24) имущество согласно перечню, в том числе железнодорожный путь при станции Медвежья гора Октябрьской железной дороги.

В сентябре 2008 года была согласована и утверждена Инструкция о порядке обслуживания и организации движения на железнодорожном пути необщего пользования ООО «Медвежьегорский порт», примыкающим к станции Медвежья гора Октябрьской железной дороги (л.д. 25), имеется Технический паспорт железнодорожного хозяйства ООО «Медвежьегорский порт» (л.д. 26).

С целью урегулирования вопроса о пользовании указанным железнодорожным путём 14.11.2008 года истец направил в адрес ответчика предложение о заключении договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования ООО «Мевежьегорский порт» при станции Медвежья гора Октябрьской железной дороги при обслуживании локомотивом перевозчика (л.д. 40-41) с приложением проекта договора. Ответчик не согласовал оферту истца, свои возражения изложил в письме от 24.11.2008 года (л.д. 43-44), которые сводились к тому, что для заключения договора ООО «Медвежьегорский порт» не представил в частности, свидетельство о государственной регистрации права собственности на железнодорожный подъездной путь.

Полагая свои права нарушенными, истец обратился с исковым заявлением о понуждении ответчика заключить договор в Арбитражный суд Республики Карелия.

Правоотношения, возникающие между перевозчиками, грузоотправителями, грузополучателями, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, регулируются специальными нормами законодательства, в частности Федеральным Законом от 10.01.2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта РФ» (далее – Устав).

В соответствии со статьёй 2 Устава владельцем железнодорожного пути необщего пользования является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие на праве собственности или на ином праве железнодорожный путь необщего пользования, а также здания, строения и сооружения, другие объекты, связанные с выполнением транспортных работ и оказанием услуг железнодорожного транспорта.

В соответствии со статьей 55 Устава отношения между перевозчиком и владельцем железнодорожного пути необщего пользования, не принадлежащего владельцу инфраструктуры, по поводу эксплуатации такого железнодорожного пути регулируются договором на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования.

В силу пункта 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 № 30 “О некоторых вопросах практики применения Федерального закона “Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации“ Заключение названных договоров обязательно как для перевозчика, который является владельцем инфраструктуры, так и для владельца железнодорожного пути необщего пользования, грузоотправителя (грузополучателя). При неосновательном уклонении одной из сторон от заключения этих договоров другая сторона вправе в соответствии с пунктом 4 статьи 445 ГК РФ и пунктом 2.12 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования обратиться в арбитражный суд с заявлением об обязании заключить договор.

В соответствии с пунктом 4 статьи 445 Гражданского кодекса РФ если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

Суд признаёт несостоятельным довод ответчика о том, что отсутствие у истца свидетельства о праве собственности на железнодорожные пути является основанием для отказа в заключении договора с истцом.

В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В соответствии со статьями 131, 551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности подлежит государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

В соответствии с пунктом 1 статьи 556 Гражданского кодекса РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.

Если иное не предусмотрено законом или договором, обязательство продавца передать недвижимость покупателю считается исполненным после вручения этого имущества покупателю и подписания сторонами соответствующего документа о передаче.

Как установлено судом, истец по акту приёма-передачи от 01.06.2006 года (л.д. 23-24) принял имущество от продавца согласно перечню, в том числе железнодорожный путь при станции Медвежья гора Октябрьской железной дороги.

Суд полагает, что с момента приёма имущества, истец приобрёл право владения им.

Принимая во внимание положения статей 2, 55 Устава, пункт 2.6 Правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования», утверждённых приказом МПС России от 18.06.2003 года № 26, согласно которому в случае изменения владельца, пользователя или контрагента железнодорожного пути необщего пользования, с которыми заключены соответствующие договоры, между новым владельцем, пользователем или контрагентом и перевозчиком заключается новый договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования, наличие доказательств уклонения ответчика от заключения договора, отсутствие возражений со стороны ответчика по условиям договора, предложенного истцом, суд удовлетворяет требования истца.

В соответствии со статьёй 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы по госпошлине суд относит на ответчика.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Республики Карелия

Решил:

­ в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления полного текста решения в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (г. Санкт-Петербург);

­ в кассационном порядке в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу – в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (г. Санкт-Петербург).

Судья

*.*. Кудрявцева