Судебная практика

Решение от 02.02.2007 №А03-16014/2006. По делу А03-16014/2006. Алтайский край.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД АЛТАЙСКОГО КРАЯ

656015, Алтайский край, г. Барнаул, пр. Ленина, 76, тел. 61-92-78, факс 61-92-93

Именем Российской Федерации Решение

г. Барнаул

Дело № А03-16014/06-2

30 января 2006 г.

Арбитражный суд Алтайского края в лице судьи Музюкина Д.В., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению администрации Смирновского сельского совета Заринского района Алтайского края к Федеральной службе по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю об оспаривании предписания № Н 210/пр-2 от 13.04.2006 г.,

при ведении протокола судьей Музюкиным Д.В.,

с участием представителей сторон:

от заявителя: Сивухин Г.Д., дов. от 22.12.2006 № 140,

от заинтересованного лица: Бережная Л.Н., дов. № 27 от 22.12.06 г.,

Установил:

Администрация Смирновского сельского совета Заринского района Алтайского края (далее – Администрация) обратилась в арбитражный суд с заявлением, в котором просит признать незаконным предписание Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю (далее – Управление Росприроднадзора) № Н 210/пр-2 от 13.04.2006 г.

В обоснование требований Администрация указала, что 13 апреля 2006 г. Управлением Росприроднадзора было выдано предписание № Н 210/пр-2, в котором Администрации было предписано выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства РФ в сфере природопользования, в частности, было предписано оформить право на пользование участком недр для добычи подземных вод скважиной, расположенной в с. Смирново Заринского района.

Заявитель полагает, что в силу положений Земельного кодекса РФ право на данный земельный участок он получить не сможет.

Кроме того, земельный участок не может быть предоставлен Администрации сельсовета, потому что в соответствии со ст. 14 ФЗ -131 от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Россий­ской Федерации» в ведении сельских поселений находятся вопросы организации водоснабжения населения, но не водоснабжение.



По вышеназванным причинам незаконным являются и все остальные требова­ния, содержащиеся в предписа­нии № Н 210/пр -2 от 13.04.2006.

У Администрации нет средств на осуществление указанных в предписании мероприятий.

Управление Росприроднадзора в отзыве на заявление просит в его удовлетворении отказать. В обоснование возражений по существу заявленных требований указывает, что в соответствии со ст. 11 Закона РФ «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разРешением в виде лицензии. Правомерными являются и остальные требования, содержащиеся в предписании.

В судебном заседании представитель заявителя просит требования удовлетворить по основаниям, изложенным в заявлении, представитель Управления Росприроднадзора против удовлетворения заявления возражает по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.

Выслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

18 октября 2004 г. Администрации от СПК «Правда» были переданы артезианская скважина № 2 и башня Рожневского (водонапорная башня) (акты приема передачи №№ 7, 8 от 18.10.04 г.).

В ходе проведенной проверки Управлением Росприроднадзора было установлено, что Администрацией эксплуатируется скважина для добычи воды без лицензии на право пользования недрами. Программа производственного контроля качества подземных вод и проект зон санитарной охраны водозабора не разработаны. Проект образования отходов разработан, лимиты на размещение отходов получены. Срок действия разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферу истек.

В связи с указанными нарушениями 13 апреля 2006 г. государственным инспектором по геологическому контролю и охране природы на территории Алтайского края Управления Росприроднадзора Л.Н. Бережной было выдано предписание № Н 210/пр-2, в котором Администрации было предписано выполнить мероприятия по устранению нарушений законодательства РФ в сфере природопользования, а именно:

В установленном порядке оформить право на пользование участком недр для добычи подземных вод скважиной, расположенной в с. Смирново Заринского района.

Разработать проект предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу.

Получить специальное разРешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух.

Разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Подать заявку и предоставить проект для получения лимитов на размещение отходов.

Организовать производственный контроль качества подземных вод эксплуатируемого водозабора.

Разработать программу производственного кот рол я качества подземных вод. Программу согласовать в установленном порядке в органах СЭН.



Начать работы в соответствии с программой.

Разработать и утвердить в установленном порядке проект ЗСО водозабора.

Не согласившись с данным предписанием, Администрация обратилась с заявлением в суд.

Давая оценку доказательствам и доводам, приведенным лицами, участвующими в деле, в обоснование своих требований и возражений, суд находит требования заявителя подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 6 Положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Алтайскому краю (утв. приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 09.09. 2004 г. № 95) управление и его должностные лица, являющиеся государственными инспекторами по контролю и надзору в сфере природопользования и государственного экологического контроля для осуществления своих полномочий имеют право ...составлять по результатам проверок акты, протоколы, давать обязательные для исполнения предписания по устранению нарушений законодательства Российской Федерации, режима пользования недрами, водными объектами.

Согласно п.12 Положения о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 мая 2005 г. № 293) государственные инспекторы, осуществляющие государственный геологический контроль, имеют право давать пользователям недр предписания по устранению выявленных нарушений.

В соответствии с п. 1 ст. 66 ФЗ “Об охране окружающей среды государственные инспектора в области охраны окружающей среды при исполнении своих должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке предъявлять требования и выдавать предписания юридическим и физическим лицам об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.

Следовательно, государственный инспектор по геологическому контролю и охране природы на территории Алтайского края Управления Росприроднадзора Л.Н. Бережная, выдавая оспариваемое предписание, действовала в пределах своих полномочий.

Администрация осуществляет добычу подземных вод из скважины, состоящей на балансе Администрации. Данное обстоятельство не оспаривается заявителем.

В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 «О недрах» предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разРешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Таким образом, для добычи подземных вод необходимо получение лицензии на право пользования недрами, каковой у Заявителя нет.

Заявитель нарушил установленный законодательством порядок предоставления недр в пользование. Соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами является одним из основных требований по рациональному использованию и охране недр согласно п. 1 ч. 1 ст. 23 ФЗ «О недрах».

В соответствии с п.4 ст. 23 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Согласно п.1 ст.14 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха“ выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

В силу положений, закрепленных в Санитарных правилах СП 1.1.1058-01 “Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий“, пункта 5.3 Санитарных правил СП 2.1.5.1059-01 “Гигиенические требования к охране подземных вод от загрязнения“ при эксплуатации подземных вод в качестве источников водоснабжениянеобходимо организовать производственный контроль за влиянием хозяйственной деятельности на качество подземных вод.

В соответствии с п. 1.4 Санитарных правил и норм СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» зоны санитарной охраны (ЗCO) организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о законности и обоснованности требований, содержащихся в пунктах 1, 2, 4, 5 оспариваемого предписания.

Требования, содержащиеся в пунктах 3.1, 3.2 предписания, в соответствии с которым Администрация обязана разработать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также подать заявку и предоставить проект для получения лимитов на размещение отходов, суд считает незаконными, поскольку из текста оспариваемого постановления следует, что проект образования отходов Администрацией разработан, лимиты на размещение отходов получены.

Довод заявителя о том, что он не сможет получить право на земельный участок, на котором располагается скважина, суд отклоняет, поскольку данное обстоятельство не освобождает лицо, добывающее подземные воды, от обязанности иметь лицензию на право пользования недрами.

Ссылка заявителя на то, что в его бюджете отсутствуют денежные средства на выполнение указанных в предписании мероприятий, не может быть принята во внимание, поскольку отсутствие денежных средств не является основанием для нарушения законодательства РФ и невыполнения законных предписаний, вынесенных органом или должностным лицом в связи с допущенными нарушениями законодательства.

Руководствуясь ст.ст. 167-170, 176, 197, 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ, арбитражный суд

Решил:

Заявление администрации Смирновского сельского совета Заринского района Алтайского края удовлетворить частично.

Признать незаконными пункты 3.1 и 3.2 предписания управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Алтайскому краю от 13.04.06 г. № 210/пр-2, вынесенного в отношении администрации Смирновского сельского совета Заринского района Алтайского края.

В удовлетворении заявления в остальной части отказать.

Решение может быть обжаловано в месячный срок в установленном законом порядке.

Судья Д.В. Музюкин