Судебная практика

Решение от 15.10.2007 №А12-12883/2007. По делу А12-12883/2007. Волгоградская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации Решение

г. Волгоград Дело № А12-12883/07-С4

15 октября 2007 г.

Арбитражный суд Волгоградской области в составе председательствующего суд Ф.И.О. br>
при ведении протокола судебного заседания судьей Пономаревой Е.В.,

рассмотрел дело по иску первого заместителя прокурора Волгоградской области

к муниципальному учреждению здравоохранения «Киквидзенская центральная районная больница»

открытому акционерному обществу «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице филиала Еланского отделения № 3990,

третье лицо: Центральный банк Российской Федерации в лице Главного управления Центрального Банка Российской Федерации по Волгоградской области

о признании недействительным договора на ведение банковского счета, применении последствий недействительности ничтожной сделки

при участии в судебном заседании:



от истца – Напалкова Л.В., помощник прокурора, удостоверение №115870;

от ответчиков:

муниципального учреждения здравоохранения «Киквидзенская центральная районная больница» – Милаев В.А., представитель по доверенности от 25.06.2006г. б/н;

ОАО «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице филиала Еланского отделения № 3990 – не явился, извещен (уведомление о вручении от 20.09.2007г. №4326);

от третьего лица – не явился, извещен (уведомление о вручении от 20.09.2007г. №4135);

Прокуратура Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением о признании недействительным в силу ничтожности договора от 16.01.2006 года №370 банковского счета (в валюте Российской Федерации), заключенного открытым акционерным обществом «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице Еланского отделения №3990 и муниципальным учреждением здравоохранения «Киквидзенская центральная районная больница», применении последствия недействительности ничтожной сделки в виде обязания ответчиков закрыть счет №40404810211300030114.

В судебном заседании представитель истца заявленные исковые требования поддерживает в полном объеме.

Ответчик, согласно позиции представителя в судебном заседании и доводам, изложенным в отзыве на иск, исковые требования не признает. При этом ссылается на то, что муниципальное учреждение здравоохранения «Киквидзенская центральная районная больница» не является органом государственной власти, не обладает полномочиями на проведение конкурсов на обслуживание банковского счета бюджета.

Остальные лица, участвующие в деле, отзыва на иск не представили, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. В силу пунктов 1, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.

Рассмотрев материалы дела, выслушав представителей истца и ответчика, арбитражный



суд

Установил:

Открытым акционерным обществом «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице филиала Еланского отделения №3990 и муниципальным учреждением здравоохранения «Киквидзенская центральная районная больница» заключен договор банковского счета (в валюте Российской Федерации) от 16.01.2006 года №370 по условиям которого банк принимает обязательства по открытию счета клиенту в валюте Российской Федерации №40404810211300030114 и осуществлению расчетно-кассового обслуживания клиента в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (п.1.1 договора).

Согласно статье 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующими в момент его заключения.

Требования статьи 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации определяют участников бюджетного процесса, в соответствии с положениями которой к ним относятся и бюджетные учреждения, государственные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджета.

Исходя из положений пункта 1 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под бюджетным учреждением следует понимать организацию, созданную органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих и иных функций, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основании сметы доходов и расходов.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации, под бюджетом понимается форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Статьями 215, 215.1 Бюджетного кодекса предусмотрено, что на соответствующий финансовый орган возлагается организация исполнения бюджета, управление счетами бюджетов и бюджетными средствами. Бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов. Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством. Для кассового обслуживания исполнения бюджетов Федеральное казначейство открывает счета в Центральном банке Российской Федерации с учетом положений статей 156 и 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральным казначейством через указанные счета и отражаются в отчетности о кассовом исполнении бюджетов, предоставляемой им финансовым органом.

Статьей 166.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации определены бюджетные полномочия органов федерального казначейства, к которым относится открытие в банке России счетов по учету средств федерального бюджета и иных средств, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также установление порядка открытия и ведения лицевых счетов главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета и порядка кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно статье 216 Бюджетного кодекса Российской Федерации, зачисление всех поступающих доходов бюджета, привлечение и погашение источников финансирования дефицита бюджета и осуществление всех расходов должно производиться с единого счета бюджета.

Муниципальное учреждение здравоохранения «Киквидзенская центральная районная больница», согласно уставу, является некоммерческой организацией, учредителем которой является администрация Киквидзенского муниципального района. Имущество муниципального учреждения здравоохранения «Киквидзенская центральная районная больница» находится в муниципальной собственности и принадлежит на праве оперативного управления. Деятельность учреждения финансируется из средств районного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования.

В соответствии со статями 161, 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации и учредительными документами, муниципальное учреждение здравоохранения «Киквидзенская центральная районная больница» является бюджетным учреждением и получателем средств бюджета.

В соответствии с пунктом 6 статьи 4 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России в числе других выполняет функции по осуществлению обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов.

Бюджетные полномочия Банка России, включающие, в том числе, и обслуживание счетов бюджетов, закреплены в пункте 2 статьи 155 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Одновременно в составе территориальных учреждений Банка России действуют на правах структурных подразделений расчетно-кассовые центры, которые могут располагаться на территориях различных образований субъекта Российской Федерации (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 №12-П).

Статьей 75 Конституции Российской Федерации, Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» на Банк России возложены функции обслуживания счетов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации с осуществлением операций со средствами бюджетов Банком России без комиссионного вознаграждения.

Пунктом 2 статьи 156 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что кредитные организации выполняют функции Банка России, предусмотренные пунктом 2 статьи 155 настоящего Кодекса, в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории или невозможности выполнения ими этих функций.

Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17.06.2004 года №12-П под «соответствующей территорией» понимается как территория одного субъекта Российской Федерации или территория муниципального образования (если в них действуют территориальное учреждение Банка России по данному субъекту Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети на территории муниципального образования), так и территория нескольких субъектов Российской Федерации или территория определенного числа муниципальных образований (если в соответствующих территориальных границах действуют территориальное учреждение Банка России по нескольким субъектам Российской Федерации и (или) подразделения расчетной сети, деятельность которых распространяется на территорию определенного числа муниципальных образований).

Положение же о «невозможности выполнения учреждениями Банка России функции по обслуживанию счетов бюджетов» - в отсутствие нормативной конкретизации его содержания непосредственно в законе - должно рассматриваться как означающее фактическую, а при определенных обстоятельствах, вытекающих из нормативных правовых актов, и юридически признанную невозможность осуществления учреждениями Банка России обслуживания счетов бюджетов.

Из представленной Центральным Банком Российской Федерации справки от 25.06.2007 года №30-2-86/518 следует, что Межрайонный расчетно-кассовый центр р.п. Елани Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Волгоградской области обслуживает в том числе территорию Киквидзенского района и 2006 году расчетно-кассовый центр р.п. Елань имел возможность принять на обслуживание бюджетные организации, расположенные на территории Киквидзенского района.

Таким образом, обстоятельства, объективно препятствующие выполнению управлением Центрального банка Российской Федерации функций по обслуживанию счетов бюджета, отсутствуют.

Установление возможности осуществления функций Центральным банком Российской Федерации в лице Межрайонного расчетно-кассового центра Главного управления по Волгоградской области является достаточным основанием для вывода об отсутствии в данном случае необходимых условий выполнения кредитными организациями функций Банка России.

В соответствии со статьей 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.

Заключение открытым акционерным обществом «Акционерный коммерческий Сберегательный банк» в лице филиала Еланского отделения №3990 и муниципальным учреждением здравоохранения «Киквидзенская центральная районная больница» договора от 16.01.2006 года №370 банковского счета в валюте Российской Федерации противоречит действующему законодательству, что является основанием для признания его недействительным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.

На основании пункта 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации, недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.

Заключение договора банковского счета от 16.01.2006 года №370 повлекло за собой открытие в Сберегательном банке Российской Федерации счета №40404810211300030114. Следовательно, при признании этого договора недействительным требование прокурора о применении последствий недействительности ничтожной сделки - закрытии указанного счета в открытом акционерном обществе «Акционерный коммерческий Сберегательный банк» в лице филиала Еланского отделения №3990 - также подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Признать недействительным в силу ничтожности договор от 16.01.2006 года №370 банковского счета (в валюте Российской Федерации), заключенный открытым акционерным обществом «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице Еланского отделения №3990 и муниципальным учреждением здравоохранения «Киквидзенская центральная районная больница».

Обязать открытое акционерное общество «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице филиала Еланского отделения №3990 и муниципальное учреждение здравоохранения «Киквидзенская центральная районная больница» закрыть счет №40404810211300030114.

Взыскать с открытого акционерного общества «Акционерный коммерческий Сберегательный банк Российской Федерации» в лице Еланского отделения №3990 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.

Взыскать с муниципального учреждения здравоохранения «Киквидзенская центральная районная больница» в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 000 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его принятия в апелляционную инстанцию в установленном законом порядке.

СУДЬЯ Е.В. Пономарева