Судебная практика

Решение от 06.11.2007 №А32-14467/2007. По делу А32-14467/2007. Краснодарский край.

Арбитражный суд Краснодарского края

350063, г.Краснодар, ул.Красная, 6

Именем Российской Федерации Решение

г. Краснодар Дело № А32-14467/07-59/203

«06» ноября 2007 г.

Резолютивная часть решения объявлена 31 октября 2007 г.

Полный текст решения изготовлен 06 ноября 2007 г.

Арбитражный суд Краснодарского края в составе судьи Гонзус *.*.

при ведении протокола судебного заседания судьей Гонзус *.*.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

Федерального государственного учреждения «Военный санаторий «Чемитоквадже Военно-воздушных Сил», г.Сочи (наименование заявителя)



к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Краснодарскому краю, г.Сочи (наименование ответчика)

о признании недействительным решения № 14-08/05863 от 14.05.07

при участии в заседании

от заявителя: Баранцева *.*. - руководителя, Зайцева *.*. - представителя,

от ответчика: Щербина *.*. - представителя,

Установил:

Федеральное государственное учреждение «Военный санаторий «Чемитоквадже Военно-воздушных Сил», г.Сочи (далее заявитель, санаторий) обратилось с требованиями к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Краснодарскому краю (далее ответчик, налоговая инспекция, налоговый орган) о признании недействительным решения № 14-08/05863 от 14.05.07.

Заявитель настаивал на удовлетворении заявленных требований. В обоснование заявленных требований ссылается на то, что санаторий является подразделением Вооруженных Сил Российской Федерации, в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации и подпункта 1 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) санаторий не является плательщиком налога на землю, которая относится к федеральной собственности и находится в оперативном управлении санатория, что следует из пункта 3.2. Устава.

Ответчик требования не признает, полагает, что деятельность санатория нельзя расценивать как для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и правопорядка в Российской Федерации, следовательно положения подпункта 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ к заявителю не применимы.

В судебном заседании объявлялся перерыв с 25.10.07 до 31.10.07.



До перерыва ответчик обратился с ходатайством о привлечении к участию в деле в качестве 3-го лица Администрации г.Сочи в связи с тем, что налог на землю является местным налогом и права Администрации г.Сочи могут быть затронуты принятым по делу судебным актом.

В связи с тем, что ходатайство подписано заместителем руководителя налоговой инспекции определением от 25.10.07 суд предложил ответчику подтвердить полномочия Немцевой *.*. на подписание доверенностей и ходатайств. Также суд предложил подтвердить документально нахождение в пользовании заявителя земельных участков, указанных в оспариваемом решении.

После перерыва заседание продолжено. Ответчик не представил доверенности заместителя руководителя Немцевой *.*. , или иных документов, подтверждающей ее право на подачу ходатайств.

Согласно пункта 8 Положения об Инспекции Федеральной налоговой службы по району, району в городе, городу без районного деления и инспекции федеральной налоговой службы межрайонного уровня», утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 9 августа 2005 г. N 101н инспекцию возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФНС России.

Положением не предусмотрено право заместителей руководителя представлять налоговую инспекцию без доверенности.

В связи с изложенным ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве 3-го лица Администрации г.Сочи удовлетворению не подлежит поскольку полномочия лица, подписавшего ходатайство не подтверждены в порядке, предусмотренном статьей 61 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Суд Установил, что Федеральное государственное учреждение «Военный санаторий «Чемитоквадже Военно-воздушных Сил» является юридическим лицом, единый государственный регистрационный номер 1022302792665, состоит на налоговом учете в Межрайонной инспекций Федеральной налоговой службы №7 по Краснодарскому краю, ИНН 2318020073, юридический и почтовый адрес: 354212 Краснодарский край, г.Сочи, Л-212, военный санаторий «Чемитоквадже».

Из материалов дела следует, что в соответствии со ст. 88 Налогового Кодекса на основе представленного 09.08.06 расчета по авансовым платежам по земельному налогу за 6 месяцев 2006 г., письма от 31.07.06 № 572 о применении льготы согласно подпунктов 1, 3 пункта 2 статьи 389 НК РФ была проведена камеральная налоговая проверка санатория по вопросу правильности исчисления, уплаты и перечисления в бюджет земельного налога.

Санаторию направлялся запрос № 106 от 21.08.06 о предоставлении информации по земельным участкам, а также требование от 09.03.07 о предоставлении письменных пояснений в связи с противоречием сведений заявителя и Сочинского филиала ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Краснодарскому краю.

По результатам камеральной проверки составлен акт от 10.04.07 № 14-11 03637 и вынесено Решение № 14-08/05863 от 14.05.07, которым санаторию доначислен земельный налог в сумме 11096859 руб., пени 866638 руб. и предъявлен штраф 2219372 руб.

Налоговая инспекция указала в решении, что согласно сведений Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю санаторий осуществляет свою деятельность на следующих земельных участках :

Кадастровый номер 23:49:0113004:0021 кадастровая стоимость 13085227, площадь 16441 кв.м,

кадастровый номер 23:49:0113004:0011 кадастровая стоимость 13085227 руб., площадь 16441 кв.м,

кадастровый номер 23:49:0112004:0003 кадастровая стоимость 625039363 руб., площадь 431660 кв.м,

кадастровый номер 23:49:0112004:0002 кадастровая стоимость 74426686 руб., площадь 51400 кв.м,

кадастровый номер 23:49:0112004:0001 кадастровая стоимость 8485221 руб., площадь 5860 кв.м,

кадастровый номер 23:49:0112004:0013 кадастровая стоимость 5668905 руб., площадь 5860 кв.м.

Основанием для принятия решений послужил вывод о том, что деятельность санатория нельзя расценивать как для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и правопорядка в Российской Федерации, поскольку санаторий является самостоятельным юридическим лицом, осуществляет коммерческую деятельность в целях получения прибыли и использует принадлежащее ему на праве оперативного управления имущество в вышеуказанных целях, в соответствии со статьей 5 п.11 Положения о военном санатории трудовой коллектив составляет гражданский персонал, командование санатория составляют военнослужащие.

Не согласившись с принятым Решение санаторий обратился в арбитражный суд.

При этом санаторий указал, что согласно письма Территориального управления Министерства имущественных отношений Российской Федерации в г.Сочи от 28.07.04 № 04-1935 (л.д.31) и свидетельств о регистрации права (л.д.27-30) в оперативном управлении санатория находятся только 4 земельных участка, являющихся федеральной собственностью, а именно :

с кадастровым номером 23:49:0112004:0002, площадью 51400 кв.м,

с кадастровым номером 23:49:0112004:0003, площадью 431660 кв.м,

с кадастровым номером 23:49:0113004:0011, площадью 16441 кв.м,

с кадастровым номером 23:49:0112004:0001, площадь 5860 кв.м.

При принятии решения суд исходит из следующего.

Статьей 389 Кодекса определены объекты налогообложения земельным налогом. На основании подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации не признаются объектом обложения земельным налогом земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд. Земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством Российской Федерации, также не признаются объектом обложения земельным налогом (подпункт 1 пункта 2 статьи 389 Кодекса).

Пунктом 2 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации к изъятым из оборота отнесены, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Согласно подпункту 5 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничены в обороте земельные участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, не указанные в пункте 4 названной статьи.

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от 05.03.92 N 2446-1 “О безопасности“ силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки.

В статье 1 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ “Об обороне“ предусмотрено, что земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Согласно статье 11 Федерального закона от 31.05.96 N 61-ФЗ “Об обороне“ вооруженные силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации.

Из устава санатория следует, что он является санаторно-курортным учреждением Министерства обороны Российской Федерации, находится в ведомственном подчинении Министерства обороны Российской Федерации и непосредственно подчинен командованию Медицинской службы Военно-воздушных Сил (пункт 1.5 устава).

Санаторий первоначально создан как дом отдыха Военно-воздушной академии имени *.*. Жуковского приказом Наркомздрава от 8.04.34 № 257, в последующем именовался как военный санаторий «Чемитоквадже» в соответствии с директивой штаба тыла Военно-воздушных Сил № 158/3/221 от 15.03.65, осуществляет медицинскую деятельность, деятельность санаторно-курортных учреждений (код ОКВЭД – 85.11.2), а также иные виды деятельности, сопутств деятельности ( пункты, 1.1., 2.2. устава, положение о военном санатории ( л.д.57-60)).

Согласно статье 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе“ военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами, в том числе в Вооруженных Силах Российской Федерации. Прохождение военной службы осуществляется гражданами по призыву и в добровольном порядке (по контракту).

На предприятии предусмотрено прохождение военной службы, что инспекцией не оспаривается.

Имущество предприятия находится в федеральной собственности и закреплено за ним на праве оперативного управления (пункт 3.2 устава).

Санаторий являлся и является некоммерческой организацией и финансируется на основе сметы.

Следовательно, санаторий отвечает всем требованиям, установленным подпункта 3 пункта 2 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации, и обоснованно применило льготу по земельному налогу.

Кроме того, налоговый орган не доказал, что санаторий пользуется земельными участками с кадастровыми номерами 23:49:0112004:0013, площадью 5860 кв.м и 23:49:0113004:0021, площадью 16441 кв.м.

Представленный налоговым органом список плательщиков земельного налога на 01.01.2000 г. не отвечает критериям относимости и допустимости доказательств, так как представлен по факсимильной связи, не заверен надлежащим образом, не относится к проверяемому периоду.

Также налоговым органом нарушен срок проведения камеральной проверки, предусмотренный пунктом 2 статьи 88 НК РФ почти на 5 месяцев (при сроке до 10.12.06, фактически проверка окончена 14.05.07).

Учитывая изложенное, заявленные требования заявителя подлежат полному удовлетворению.

Расходы по уплате государственной пошлины следует возложить на ответчика.

На основании вышеизложенного, руководствуясь названными ненормативными актами, статьями 29, 110, 167-170, 176, 189, 201, 259, 276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, суд

Решил:

Ходатайство Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Краснодарскому краю о привлечении к участию в деле в качестве 3-го лица Администрации г.Сочи оставить без удовлетворения.

Признать недействительным Решение № 14-08/05863 от 14.05.07 Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Краснодарскому краю как противоречащее Налоговому кодексу Российской Федерации, Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы №7 по Краснодарскому краю устранить допущенное нарушение прав Федерального государственного учреждения «Военный санаторий «Чемитоквадже» Военно-воздушных Сил».

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №7 по Краснодарскому краю в пользу Федерального государственного учреждения «Военный санаторий «Чемитоквадже» Военно-воздушных Сил» ИНН 2318020073 в возмещение расходов по уплате государственной пошлины 2000 руб.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты его принятия в Пятнадцатый апелляционный суд через Арбитражный суд Краснодарского края, в двухмесячный срок с момента вступления его в силу - в кассационную инстанцию.

Судья *.*. Гонзус