Судебная практика

Решение от 08 декабря 2006 года № А60-33279/2006. По делу А60-33279/2006. Свердловская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ Именем Российской Федерации

Решение г. Екатеринбург

08 декабря 2006г. Дело № А60-33279/06-С5

Резолютивная часть решения сторонам объявлена 08.12.2006г.

В полном объеме Решение изготовлено 08.12.2005г.

Арбитражный суд Свердловской области в составе судьи *.*. Хачева при ведении протокола судебного заседания судьей рассмотрел в открытом судебном заседании от 04-08 декабря 2006г. дело по заявлению заместителя прокурора Свердловской области к Главе городского округа Красноуральск Свердловской области о признании ненормативного правового акта недействительным.

Третьи лица: Муниципальное учреждение «Муниципальный заказчик», общество с ограниченной ответственностью «ЖКХ-Энергия», общество с ограниченной ответственностью «Полистрой».

При участии в судебном заседании:

От Прокуратуры Свердловской области:

Мирошниченко *.*.

От заинтересованного лица:



Медведев *.*. – представитель, доверенность от 18.08.2006г.

От третьих лиц:

От МУ «Муниципальный заказчик»:

Медведев *.*. – представитель, доверенность от 05.12.2006г.

От ООО «Полистрой»:

Попова *.*. – юрисконсульт, доверенность от 29.11.2006г. №7.

От ООО «ЖКХ-Энергия»:

Нохрина *.*. – юрисконсульт, доверенность от 19.04.2006г. №24.

Захарова *.*. – представитель, доверенность от 22.08.2006г. №84.

Отвода составу суда не заявлено. Сторонам разъяснены процессуальные права. Заявлений и ходатайств не поступило. Судом к участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены: МУ «Муниципальный заказчик», ООО «Полистрой», ООО «ЖКХ-Энергия». В судебном заседании объявлялся перерыв до 08.12.2006г. После перерыва заседание продолжено.



Заместитель прокурора Свердловской области просит признать недействительным Постановление Главы городского округа Красноуральск от 01.08.2006г. №663 «О заключении договора на оказание комплекса коммунальных услуг населению в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод».

Заместитель прокурора считает, что оспариваемое Постановление противоречит Федеральному закону от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».

Заинтересованное лицо возражает против удовлетворения заявленных требований и полагает, что оспариваемое Постановление не нарушает требований закона, а также не ограничивает права и законные интересы хозяйствующих субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев материалы дела, суд принял во внимание следующее:

01.08.2006г. Главой городского округа Красноуральск принято Постановление №663 «О заключении договора на оказание комплекса коммунальных услуг населению в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод».

Указанным Постановлением муниципальному учреждению «Муниципальный заказчик» предписано определить сроки проведения конкурса на право заключения договора на оказание комплекса услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод на концессионной основе – август 2009г.

Также, установлено временно, на период подготовки технической документации (разработка, согласования) на объекты водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для последующего проведения конкурса на концессионной основе заключить договор на эксплуатацию и техническое обслуживание комплекса с ООО «ЖКХ-Энергия» сроком до 5 лет с подготовкой необходимых документов для передачи муниципального имущества (объектов комплекса) ООО «ЖКХ-Энергия» на период подготовки технической документации на безвозмездной основе. Комитету по управлению муниципальным имуществом предписано передать канализационные сети из городской казны на баланс МУ «Муниципальный заказчик».

Во исполнение указанного постановления между МУ «Муниципальный заказчик» и ООО «ЖКХ-Энергия» был заключен договор №27 от 01.08.2006г. на оказание услуг (выполнение работ) по эксплуатации и техническому обслуживанию систем и сооружений водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которым ООО «ЖКХ-Энергия» принимает исключительное право пользования и управления объектами имущественного комплекса в виде сетей водоснабжения, сетей водоотведения и канализации, очистных сооружений, находящихся в муниципальной собственности, используемых для осуществления производства и передачи абонентам питьевой воды, осуществления водоотведения и очистки канализационных вод.

В судебном заседании представитель прокуратуры Свердловской области указал, что оспариваемое Постановление не соответствует Федеральному закону от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральному закону от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», поскольку размещение заказа на эксплуатацию и техническое обслуживание комплекса услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, вопросы по которым относятся к вопросам местного значения, произведено без проведения торгов, обязательность которых установлена вышеуказанными законами.

Согласно п.п.4 п.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», действующей в данное время, вопросы организации в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения являются вопросами местного значения городского округа.

В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, относятся к муниципальным нуждам.

Применительно к настоящему спору изложенное означает, что заключение заинтересованным лицом договора на оказание комплекса коммунальных услуг населению в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод относится к муниципальным нуждам.

Отношения, связанные с размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд регулируются Федеральным законом 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Согласно п.2 ст.1 указанного закона данный закон применяется в случаях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, за исключением случаев, если такие товары, работы, услуги поставляются, выполняются, оказываются на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке.

При этом, в силу п.2 ст.10 указанного закона во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При таких обстоятельствах, учитывая, что договор на эксплуатацию и техническое обслуживание комплекса услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод, то есть в целях обеспечения муниципальных нужд, заключен с ООО «ЖКХ-Энергия» без проведения торгов в порядке, установленном Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ, учитывая также, что в силу ст.63 Федерального закона от 21.07.2005г. №94-ФЗ настоящий Федеральный закон подлежит применению с 1 января 2006 года, суд полагает, что оспариваемое Постановление в части заключения договора на эксплуатацию и техническое обслуживание комплекса с ООО «ЖКХ-Энергия» сроком на пять лет временно на период подготовки технической документации (разработки, согласования) на объекты водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для последующего проведения конкурса на концессионной основе, а равно в части подготовки необходимых документов для передачи муниципального имущества ООО «ЖКХ –Энергия» на период подготовки технической документации на безвозмездной основе противоречит вышеуказанным нормативным правовым актам и подлежит признанию недействительным. При этом, выводы о необходимости проведения торгов в данном случае следуют также из положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006г. №24.

Доводы заинтересованного лица об объявлении и проведении конкурса со ссылкой на опубликованное в средствах массовой информации извещение о проведении конкурса, протокол вскрытия конвертов, представленные в судебное заседание, судом не принимаются, поскольку из указанных документов следует, что фактически, конкурс не состоялся, что не отменяет соблюдение установленного Федеральным законом от 21.07.2005г. №94-ФЗ обязанности проведения торгов при размещении заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд.

Вместе с тем, оценив правомерность оспариваемого постановления в части определения сроков проведения конкурса на право заключения договора на оказание комплекса услуг по водоснабжению, водоотведению и очистке сточных вод на концессионной основе – август месяц 2009г., а также в части возложения на Комитет по управлению муниципальным имуществом обязанности по передаче канализационных сетей из городской казны на баланс МУ «Муниципальный заказчик», суд пришел к выводу об отсутствии в данных пунктах каких-либо противоречий федеральному законодательству, поскольку Федеральный закон от 21.07.2005г. №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» не содержит каких-либо ограничений относительно срока размещения заказа и проведения конкурса, носящего в данном случае организационный характер. Равно как и передача канализационных сетей из городской казны на баланс хозяйствующего субъекта следует из функций муниципального органа власти и обусловлена выполнением обязанностей, возложенных на него собственником муниципального имущества.

На основании изложенного, суд считает, что заявленные требования следует удовлетворить частично: надлежит признать недействительным Постановление Главы городского округа Красноуральск от 01.08.2006г. №663 «О заключении договора на оказание комплекса коммунальных услуг населению в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» в части заключения договора на эксплуатацию и техническое обслуживание комплекса с ООО «ЖКХ-Энергия» сроком на пять лет временно на период подготовки технической документации (разработки, согласования) на объекты водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для последующего проведения конкурса на концессионной основе, а также в части подготовки необходимых документов для передачи муниципального имущества ООО «ЖКХ –Энергия» на период подготовки технической документации на безвозмездной основе. В остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявленные заместителем прокурора Свердловской области к Главе городского округа Красноуральск Свердловской области требования удовлетворить частично.

Признать недействительным Постановление Главы городского округа Красноуральск от 01.08.2006г. №663 «О заключении договора на оказание комплекса коммунальных услуг населению в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» в части заключения договора на эксплуатацию и техническое обслуживание комплекса с ООО «ЖКХ-Энергия» сроком на пять лет временно на период подготовки технической документации (разработки, согласования) на объекты водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для последующего проведения конкурса на концессионной основе, а также в части подготовки необходимых документов для передачи муниципального имущества ООО «ЖКХ –Энергия» на период подготовки технической документации на безвозмездной основе.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований следует отказать.

Обязать Главу городского округа Красноуральск Свердловской области отменить Постановление Главы городского округа Красноуральск от 01.08.2006г. №663 «О заключении договора на оказание комплекса коммунальных услуг населению в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод» в части заключения договора на эксплуатацию и техническое обслуживание комплекса с ООО «ЖКХ-Энергия» сроком на пять лет временно на период подготовки технической документации (разработки, согласования) на объекты водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод для последующего проведения конкурса на концессионной основе, а также в части подготовки необходимых документов для передачи муниципального имущества ООО «ЖКХ –Энергия» на период подготовки технической документации на безвозмездной основе.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца, начиная со следующего дня после 08 декабря 2006г., а также в кассационном порядке в Федеральный суд Уральского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу.

В соответствии с частью 2 статьи 257 и частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная и кассационная жалобы подаются в арбитражный суд апелляционной и кассационной инстанций через арбитражный суд, принявший Решение.

Судья *.*. Хачев