Судебная практика

Решение от 19 ноября 2007 года № А58-6916/2007. По делу А58-6916/2007. Республика Саха.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ)

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Решение

город Якутск Дело №А58-6916/07

19 ноября 2007г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в лице судьи Григорьевой В.Э при участии в деле государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда в Нерюнгринском улусу (районе) (учреждение), индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица Ф.И.О. (ответчик),

рассмотрев в открытом судебном заседании (протокол вела судья Григорьева) дело по исковому заявлению учреждения к ответчику о взыскании 120 руб. 00 коп. штрафа,

Установил:

Учреждение обратилось в Арбитражный суд РС(Я) с заявлением о взыскании с ответчика штрафа в связи с непредставлением в установленные сроки сведений за 2006 год, необходимых для осуществления индивидуального (персоницифированного) учета в системе государственного пенсионного страхования в Российской Федерации.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

На разбирательство дела, осуществляемое в судебном заседании, представители сторон не явились, о месте и времени проведения судебного разбирательства извещены: Учреждение – расписка в получении судебных актов от 23.10.2007 года, ответчик извещен – почтовое уведомление №38108.



В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие сторон, извещенных о времени и месте судебного разбирательства.

Ответчик зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя за основным государственным регистрационным номером 304143413400137, поставлен на налоговый учет Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия).

По мнению учреждения, предприниматель, являясь страхователем как физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, и работодателем по отношению к самому себе, должен представлять сведения, установленные Федеральным законом от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» один раз в год, не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, что отражено в акте проверки от 05.04.2007 №245, акт проверки направлен ответчику заказным письмом.

Решением от 29 мая 2007 года №808 ответчик привлечен к ответственности на основании статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде наложения штрафных санкций в размере 120 руб. 00 коп.

Пунктом 2 Решения, а также требованием №808 от 29 мая 2007 года Учреждение предложило Ответчику уплатить сумму штрафа. Решение и требование направлены ответчику заказным письмом.

В связи неуплатой ответчиком взыскиваемых сумм в добровольном порядке учреждение обратилось в арбитражный суд по месту нахождения ответчика с заявлением о взыскании штрафа.

Ответчик доказательств добровольной уплаты штрафа суду не представил.

Учреждением ответчик привлечен к ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, в отношении самого предпринимателя.

В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Закон от 01.04.1996 №27-ФЗ) за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Из анализа нормы абзаца 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ следует, что ответственности подлежат страхователи за непредставление сведений о страховых взносах и страховом стаже.



Перечень сведений о страховых взносах и страховом стаже установлен пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ. При этом перечень сведений представляемых страхователем установлен пунктом 2 статьи 11 от 01.04.1996 №27-ФЗ, перечень сведений представляемых физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы - пунктом 5 статьи 11 Закона, а именно, согласно пункту 5 статьи 11 Закона физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы представляют: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Определение понятий «страхователь» и «физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы» даны в статье 1 Закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы. Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Следовательно, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Поскольку абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ, установлена ответственность физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, в числе страхователей, то к данному виду ответственности физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, о себе привлечены быть не могут.

Данный вывод суда также основывается на следующих нормах законодательства.

Согласно пункту 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.

Таким образом, пунктом 2 статьи 11 Федерального закона №27-ФЗ не установлен срок представления сведений для страхователей - индивидуальных предпринимателей, как физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, и являющихся работодателем по отношению к самому себе.

Доказательства, свидетельствующие о наличии у ответчика в 2006 году наемных работников, в материалах дела отсутствуют, следовательно, он не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона.

Срок представления сведений физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы о себе, установлен Постановлением Правительства РФ от 15.03.1997 №318 «О мерах по организации индивидуального (персонифицированного) учета для целей государственного пенсионного страхования»

Указанным Постановлением утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования.

Пунктом 38 Инструкции установлено, что застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет в территориальный орган сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период вместе с копией платежного документа. Сведения представляются ежегодно, до 1 марта.

В соответствии с пунктом 1 статьи 28 Федерального закона №167-ФЗ индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, уплачивают суммы страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа. При этом пунктом 3 названной статьи минимальный размер фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии установлен в размере 150 рублей в месяц и является обязательным для уплаты, из них 100 рублей направляется на финансирование страховой части трудовой пенсии, 50 рублей - на финансирование накопительной части трудовой пенсии.

Таким образом, размер причитающихся за отчетный год платежей физических лиц, самостоятельно, уплачивающих страховые взносы, установлен Законом. Так, согласно пункту 5 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 №27-ФЗ физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, не обязаны ежегодно представлять предусмотренные пунктом 2 названной статьи Закона сведения об исчисленных суммах страховых взносов.

В силу статьи 2 Федерального закона №167-Ф о пенсионном страховании правоотношения, связанные с уплатой страховых взносов, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством о налогах и сборах, если иное не предусмотрено этим Законом

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении N 267-О от 12.07.2006 взаимосвязанные положения ч. ч. 3 и 4 ст. 88 и п. 1 ст. 101 НК РФ предполагают, что налоговый орган, проводящий камеральную налоговую проверку, при обнаружении налоговых правонарушений, обязан требовать от налогоплательщика представления объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов, и уведомлять его о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (зам. руководителя) налогового органа.

Так Конституционный Суд РФ в названном Определении указал, что право каждого на защиту своих прав и свобод всеми не запрещенными законом способами, закрепленное статьей 45 Конституции Российской Федерации, предполагает наличие гарантий, которые позволяли бы реализовать его в полном объеме и обеспечить эффективное восстановление в правах не только в рамках судопроизводства, но и во всех иных случаях привлечения к юридической ответственности.

В соответствии с пунктом 2 статьи 101 Налогового кодекса РФ руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

Согласно пункту 14 статьи 101 несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Определением суда от 19.10.2007 Учреждению предлагалось представить доказательства истребования от Ответчика при проверке своевременности представления индивидуальных сведений объяснений и документов, а также доказательства уведомления Учреждением Ответчика о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя).

Учреждение представило пояснение от 15.11.2007 о том, что Уведомление о дате и месте рассмотрения материалов камеральной проверки ответчику не направлялось, ссылается на пункт 30 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 №5, которым установлено, что по смыслу пункта 6 статьи 101 Налогового кодекса РФ нарушение должностным лицом налогового органа данной статьи не влечет безусловного признания судом соответствующего решения налогового органа недействительным. При этом согласно пункту 30 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 характер допущенных нарушений и их влияние на законность и обоснованность решения должен был устанавливать суд.

Согласно пункту 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ (в ред. ФЗ от 27.07.2006 №137-ФЗ) Решение подлежит обязательной отмене (вышестоящим налоговым органом или в суде) в случае нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов. Вышеупомянутым пунктом 14 статьи 101 Налогового кодекса предусмотрены существенные условия: обеспечение возможности проверяемого лица участвовать в процессе рассмотрения материалов, обеспечение возможности представить объяснения.

Суд приходит к выводу о том, что Учреждением не соблюден порядок привлечения к ответственности, установленный статьей 101 Налогового кодекса РФ.

При таких обстоятельствах, с учетом приведенных норм права у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования Учреждения во взыскании штрафа за не представление сведений в орган Пенсионного фонда Российской Федерации в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Судья В. Э. Григорьева