Судебная практика

Решение от 2007-11-19 №А58-6835/2007. По делу А58-6835/2007. Республика Саха.

Решение

г. Якутск Дело №А58-6835/2007

19 ноября 2007г.

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Устиновой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) к Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Ф.И.О. о взыскании штрафных санкций в размере 120 рублей, при ведении протокола судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса РФ судьей, без участия представителей УПФ: извещены (расписка от 23.10.2007г.), ИП: не явился, извещен в порядке пункта 2 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (возврат заказного письма № 37814 с определением суда с отметкой «истек срок хранения»),

Установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) – далее Управление обратилось с заявлением к Индивидуальному предпринимателю без образования юридического лица Ф.И.О. – далее Предприниматель о взыскании штрафных санкций в размере 120 рублей за несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

Судом установлены обстоятельства дела.

Управлением установлено нарушение Предпринимателем законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования, выразившееся в нарушении срока представления в органы Пенсионного фонда РФ сведений о страховых взносах и страховом стаже за 2006 год, установленного п. 2 ст. 11 ФЗ от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», о чем составлен акт камеральной проверки от 30.03.2007г. № 644.

Решением начальника Управления от 03.05.2007г. № 399 Предприниматель привлечен к ответственности в виде штрафа в размере 120 рублей на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Указанным Решением предложено Предпринимателю уплатить штраф в срок указанный в требовании.

Предпринимателю направлено почтовой связью заказным письмом с уведомлением требование от 03.05.2007г. № 399 об уплате финансовых санкций за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в размере 120 рублей в срок до 18.05.2007г.

Отзыв на заявление Управления Предприниматель не представил.



В соответствии с абзацем 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов от причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Определение понятий “страхователь“ и “физическое лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы“ даны в статье 1 Закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ, согласно которой к страхователям, в числе прочих, относятся индивидуальные предприниматели, осуществляющие прием на работу по трудовому договору, а также заключающие договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы.

Физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, являются индивидуальные предприниматели, адвокаты, частные детективы, занимающиеся частной практикой нотариусы и иные категории граждан, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированных платежей в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001г. N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“.

Таким образом, в целях организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, могут быть отнесены как к категории страхователей, так и к категории физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы.

Согласно пункту 2 статьи 11 Закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ страхователь представляет один раз в год, но не позднее первого марта о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, перечисленные в названном пункте.

Доказательства, свидетельствующие о наличии у индивидуального предпринимателя Новосельцева В. И. наемных работников 2006 году заявителем не представлено, в заявлении указано, что ИП Новосельцев В. И. является физическим лицом, самостоятельно уплачивающим страховые взносы в виде фиксированного платежа.

Следовательно, предприниматель не может быть привлечен как страхователь к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона.

Пунктом 5 статьи 11 Закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ определен перечень сведений, которые должны представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы: страховой номер индивидуального лицевого счета; фамилию, имя и отчество; сумму уплаченных страховых взносов обязательного пенсионного страхования; другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии.

Указанные сведения представляются вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона).

Однако, срок представления сведений данной категорией лиц Законом от 01.04.1996г. N 27-ФЗ не установлен.



Следовательно, у Управления не имелось правовых оснований для привлечения его к ответственности на основании абзаца 3 статьи 17 Закона от 01.04.1996г. N 27-ФЗ.

Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Из анализа вышеназванных норм следует, что на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Как следует из материалов дела, Управлением проведена камеральная налоговая проверка своевременности представления сведений персонифицированного учета страхователем.

В соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета) и документов, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), если законодательством о налогах и сборах не предусмотрены иные сроки.

Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Согласно пункту 1 статьи 100.1 Налогового кодекса Российской Федерации дела о выявленных в ходе камеральной или выездной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Кодекса.

В силу пунктов 1, 2 статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации акт налоговой проверки и другие материалы налоговой проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а также представленные проверяемым лицом (его представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, проводившего налоговую проверку, и Решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в пункте 6 статьи 100 настоящего Кодекса. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.

Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.

Неявка лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов налоговой проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица будет признано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа обязательным для рассмотрения этих материалов.

В соответствии с пунктом 14 вышеуказанной статьи Кодекса нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.

Таким образом, исходя из смысла вышеуказанных норм процессуального закона, заявитель должен был заблаговременно уведомить страхователя о дате и месте рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки.

Определением Арбитражного суда РС (Я) от 19.10.2007г. заявителю было предложено представить доказательства истребования у Предпринимателя при проверке своевременности представления индивидуальных сведений объяснений и документов, а также доказательства уведомления Управлением страхователя о дате и месте рассмотрения материалов проверки руководителем (заместителем руководителя), во исполнение определения суда Управлением представлено пояснение от 15.11.2007г., в котором заявитель признает, что доказательств направления извещения предпринимателя о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки не представляется возможным представить, ввиду их отсутствия и вместе с тем указано о том, что процедура привлечения к ответственности по результатам рассмотрения материалов камеральной проверки, а равно обязанность извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки, предусмотренная статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 27.07.2006г. № 137-ФЗ) закреплена законодателем с предоставлением налоговым органам возможности внесудебного порядка взыскания налогов, пеней и штрафных санкций, между тем, штрафные санкции по статье 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» взыскиваются территориальным органом Пенсионного фронда Российской Федерации в судебном порядке. Таким образом, Управление считает, что принятие решения о привлечении страхователя к ответственности в его отсутствие не является существенным нарушением прав и интересов страхователя в силу обязательности судебного рассмотрения.

Суд считает, что довод УПФ подлежит отклонению по следующим основаниям.

Учитывая положения статьи 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», которая предусматривает то, что законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации, на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании.

Положениями Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующими порядок проведения налогового контроля, введенными в действие с 01.01.2007г., предусмотрена определенная процедура рассмотрения материалов налоговой проверки, в том числе обязательное извещение о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки. С учетом положений статьи 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» указанная процедура относится и к страхователям в системе обязательного пенсионного страхования и не имеет значения в судебном или бесспорном порядке взыскиваются санкции.

На основе изложенных обстоятельств дела и норм материального права, суд приходит к выводу о том, что Управлением нарушены существенные условия процедуры рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки, установленные статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют правовые основания для удовлетворения требования Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Ленском улусе (районе) Республики Саха (Якутия) в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

В удовлетворении требования отказать полностью.

Решение может быть обжаловано в арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения судом первой инстанции.

Судья А.Н. Устинова