Судебная практика

Решение от 26.03.2010 №А56-83356/2009. По делу А56-83356/2009. Ленинградская область.

Решение

г.Санкт-Петербург

26 марта 2010 года Дело № А56-83356/2009

Резолютивная часть решения объявлена 24 марта 2010 года. Полный текст решения изготовлен 26 марта 2010 года.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

в составе:

судьи Кожемякина *.*.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Герасимовой *.*.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску ООО “ДеВинтер энд Йар Сервисис“

к ООО “Мется Тиссью“

о взыскании 383 092,99 руб.

при участии

от истца: представитель Коваленко *.*. по доверенности от 25.09.2009;

от ответчика: адвокат Шостак *.*. по доверенности от 10.02.2010,

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью “ДеВинтер энд Йар Сервисис“ обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью “Мется Тиссью“ о взыскании
346 448,18 руб. штрафной неустойки за сверхнормативный простой и 36 644,81 руб. штрафной неустойки за просроченный платеж, а также 9 361,86 руб. расходов по госпошлине.

Определением от 23.11.2009 исковое заявление принято к производству, возбуждено производство по делу и назначено предварительное судебное заседание.

Учитывая достаточность собранных по делу доказательств, 20.01.2010 суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству. Судебное разбирательство назначено на 17.02.2010.

В судебном заседании истец поддержал исковые требования в полном объеме. Ответчик возражал против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзыве от 10.02.2010 № б/н.

Изучив материалы дела, выслушав доводы представителей сторон, суд Установилследующие обстоятельства:

13.08.2008 между ООО “ДеВинтер энд Йар Сервисисис“ (Исполнитель) и ООО “Мется Тиссью“ (Заказчик) был заключен договор № 129 транспортно-экспедиционного обслуживания.

В соответствии с п. 1.1, договор регулирует отношения, возникающие между заказчиком и исполнителем при организации последним по заявкам заказчика городских, пригородных, междугородных и международных перевозок грузов автомобильным транспортом, транспортно-экспедиционного обслуживания грузов и иных связанных с перевозками грузов услуг. Исполнитель организует оказание транспортно-экспедиционных услуг за агентское вознаграждение и за счет заказчика.

Согласно п. 3.12 договора, заказчик обязан обеспечивать погрузку грузов на транспортные средства и выгрузку грузов из них, а также таможенное оформление грузов в сроки, не превышающие времени нормативного простоя, предусмотренного в заявках. Если в заявках не предусмотрено иное, то время нормативного простоя под погрузкой, разгрузкой и таможенным оформлением составляет 24 часа на территории иностранных государств и 48 часов на территории РФ. Время сверхнормативного простоя начинает исчисляться с 11 часов 00 минут местного времени.

В силу п. 6.7 договора, за задержку транспортного средства под погрузкой и (или) разгрузкой либо под таможенным оформлением сверх
времени нормативного простоя (далее – сверхнормативный простой) заказчик уплачивает исполнителю штрафную неустойку в размере суммы, эквивалентной 100 условным единицам, в которых исчисляется стоимость транспортно-экспедиционных услуг, согласованная в отношении соответствующей партии груза, за каждые сутки сверхнормативного простоя. Указанная неустойка не применяется в случае, предусмотренном пунктом 6.6 договора.

Время нормативного простоя определяется в соответствии с п. 3.12 договора. Наличие сверхнормативного простоя подтверждается соответствующими отметками, сделанными в CMR (в листе простоя) или в путевом листе.

За отказ грузоотправителя от заявки, выраженный позднее, чем за 48 часов до согласованного времени погрузки, заказчик уплачивает исполнителю штрафную неустойку в размере 20 % от стоимости транспортно-экспедиционных услуг, согласованной в отношении соответствующей партии груза.

В рамках договора от ответчика поступили заявки, на основании которых истцом были организованы следующие перевозки:

заявка на перевозку №4, номер а/м Е128РР10/АЕ7502-10, перевозка осуществлена по CMR от 02.12.2008г. №0212;

заявка на перевозку №5, номер а/м В751Е098/АН5795-78, перевозка осуществлена по CMR от 03.12.2008г. №0312/3;

заявка на перевозку №6, номер а/м В109СС98/АР8705-78, перевозка осуществлена по CMR от 03.12.2008г. №0312/2;

заявка на перевозку №7, номер а/м К727СТ31/АЕ6321-31, перевозка осуществлена по CMR от 03.12.2008г. №0312/4;

заявка на перевозку №8, номер а/м К727СТ31/АЕ322-31, перевозка осуществлена по CMR от 03.12.2008г. №0312/5;

заявка на перевозку №9, номер а/м М488ВР31/АКЗ172-31, перевозка осуществлена по CMR от 05.12.2008г. №0512;

заявка на перевозку №10, номер а/м К154КК32/АВ4929-32, перевозка осуществлена по CMR от 04.12.2008г. №Е05124742/1;

заявка на перевозку №11, номер а/м М752КК32/АВ6905-32, перевозка осуществлена по CMR от 04.12.2008г. №0412/2;

заявка на перевозку №12, номер а/м ZSY-287/PUI-224, перевозка осуществлена по CMR от 17.12.2008г. №1712/3;

заявка на перевозку №13, номер а/м Р443ММ32/АК0082-32, перевозка осуществлена по CMR от 05.12.2008г. №Е05124771/1;

заявка на перевозку
№14, номер а/м FIU631/PUI-249, перевозка осуществлена по CMR от 05.12.2008г. №Е05124768/1;

заявка на перевозку №15, номер а/м C138EK52/AV0436-52, перевозка осуществлена по CMR от 05.12.2008г. №Е05124763/1;

заявка на перевозку, номер а/м В75198/78/АН5795-78, перевозка осуществлена по CMR от 03.12.2008г. №0312/3;

заявка на перевозку, номер а/м К727ВМ31/АЕ7447-31, перевозка осуществлена по CMR от 17.12.2008г. №Е05124923/1;

заявка на перевозку №18, номер а/м Р988ММ32/АК0491-32, перевозка осуществлена по CMR от 18.12.2008г. №У05124952/1;

По всем вышеуказанным перевозкам стоимость транспортно-экспедиционных услуг исчислялась в Евро.

В период с 05.12.2008 по 17.12.2008 произошли задержки транспортных средств под таможенным оформлением и выгрузкой сверх времени нормативного простоя на 75 дней.

В период с 02.12.2008 по 18.12.2008 произошли задержки транспортных средств под погрузкой сверх времени нормативного простоя на 4 дня.

Общее количество дней сверхнормативного простоя составило 79 суток.

Таким образом, согласно расчету истца, ответчик в силу п. 6.7 договора обязан выплатить исполнителю штрафную неустойку за задержку транспортного средства сверх времени нормативного простоя в размере 346 448,18 руб. (79 суток * (100 Евро * 43,8542 руб. курс ЦБ РФ на 05.06.2009).

Истец направил в адрес ответчика претензию от 05.06.2009 с требованием выплатить 7 900 Евро или 346 448,18 руб. штрафную неустойку за 79 суток сверхнормативного простоя.

Кроме того, пунктом 5.8 договора установлено, что в случае несвоевременной оплаты счетов, выставленных исполнителем, заказчик обязан уплатить исполнителю штрафную неустойку в размере 0,2% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки, но не более 10% от суммы просроченного платежа.

В соответствии с пунктом 5.5 договора, заказчик оплачивает счета исполнителя платежными поручениями в срок не позднее 5 рабочих дней со дня получения соответствующего счета. Моментом оплаты соответствующего счета считается момент списания денежных
средств с расчетного счета плательщика.

На основании нарушения заказчиком п. 5.5 договора, истец, согласно расчету, начислил штрафную неустойку в размере 36 644,81 руб. (346 448,18 руб. * 0,2%) * 137 дней просрочки = 94 925,93 руб., что превышает 10 %.

В связи с неудовлетворением ответчиком претензии, истец обратился с настоящим иском в суд.

Ответчик полагает исковое заявление не подлежащим удовлетворению поскольку, истцом не доказан ни один случай сверхнормативного простоя, который исчисляется в соответствии с п. 3.12 договора. Кроме того, ответчик полагает, что он, права истца по договору от 13.08.2008 не нарушал, в связи с чем, основания для обращения в суд с исковыми требованиями к ООО “Мется Тиссью“ отсутствуют.

Раздел 2 договора, определяет обязанности исполнителя, в которые входит, в том числе, обеспечить принятие грузов к перевозке от грузоотправителей на основании надлежащим образом оформленной товарно-транспортной накладной или иных перевозочных документов (далее - CMR) (п. 2.8). Обеспечить доставку грузов в указанные в заявках пункты разгрузки в сроки, определенные в соответствии с пунктами 4.8 и 4.16 договора (далее – сроки доставки) (п. 2.9).

В силу п. 4.8 договора, срок доставки согласовывается сторонами и в случае необходимости указывается в заявке заказчика. Если срок доставки не указан в заявке заказчика, то он определяется расчетным путем исходя из скорости движения около 500 км/сутки в летнее время и около 400 км/сутки в зимнее время с 07 часов 00 минут до 21 часа 00 минут по местному времени.

Согласно п. 4.16 договора, в части, неурегулированной настоящим договором, к отношениям сторон применяются правила приема груза к перевозке, маркировки, пломбирования, обандероливания, погрузки и разгрузки грузов, оформления перевозочных
документов, междугородных перевозок, выдачи и переадресовки грузов и составления актов, предусмотренные соответственно 2-8,10 и 12 ОППГАТ РСФСР.

Раздел 3 договора определяет обязанности ООО “Мется Тиссью“, в соответствии с которыми заказчик подает исполнителю заявки в порядке, предусмотренном п. 4.1 договора (п. 3.1); обеспечивает предъявление грузоотправителями грузов к перевозке в соответствии с заявками (п. 3.5); обеспечивает вручение водителям надлежаще оформленных перевозочных и сопроводительных документов на предъявляемые к перевозке грузы (CMR, счета-фактуры, товарные накладные, грузовые таможенные декларации, сертификаты и/или декларации соответствия, ветеринарные свидетельства, фитосанитарные и/или карантинные сертификаты и др.), а также иных документов и сведений, необходимых для принятия грузов к перевозке и их доставки в пункты назначения (п. 3.8); обеспечить погрузку грузов на транспортные средства и выгрузку грузов из них, а также таможенное оформление грузов в сроки, не превышающие времени нормативного простоя, предусмотренного в заявках. Если в заявках не предусмотрено иное, то время нормативного простоя под погрузкой, разгрузкой и таможенным оформлением составляет 24 часа на территории иностранных государств и 48 часов на территории РФ (п. 3.12)

В соответствии с п. 4.6 договора, водитель принимает груз к перевозке на основании сведений о наименованиях, упаковке, количестве и качестве груза, указанных грузоотправителем в CMR. Грузоотправитель гарантирует достоверность указанных сведений и их соответствие наименованию (ям), упаковке, количеству и качеству груза, фактически погруженного на транспортное средство. Ответственность за последствия указания в CMR недостоверных сведений о грузе лежит на грузоотправителе.

В нарушение п. 3.12, п. 6.7, истцом неверно рассчитано количество суток сверхнормативного простоя транспортных средств за период с 05.12.2008 по 17.12.2008 и со 02.12.2008 по 18.12.2008, что составляет 79 суток. Согласно представленным
в материалы дела CMR, простой под погрузкой, разгрузкой и таможенным оформлением имел место на территории Российской Федерации, а, следовательно, в силу п. 3.12 договора, нормативный простой составляет не 24 часа, а 48 часов. Соответственно, общее количество сверхнормативного простоя составляет 64 суток.

Довод ответчика о том, что истец необоснованно произвел из расчета одного и более дней, а не по часам, как указано в договоре, судом не принимается, так как 24 часа приравнивается во временном режиме к одним суткам, что облегчает осуществлять расчет сверхнормативного простоя.

Применяя п. 6.7 договора, заказчик уплачивает исполнителю штрафную неустойку в размере суммы эквивалентной 100 условным единицам, в которых исчисляется стоимость транспортно-экспедиционных услуг, согласованная в отношениях соответствующей партии груза, за каждые сутки сверхнормативного простоя, что в данном случае составляет 280 666,88 руб. (64 суток * (100 Евро * 43,8542 руб. по курсу ЦБ РФ на 05.06.2009)).

Пунктами 1 и 2 ст. 317 ГК РФ установлено, что денежные обязательства должны быть выражены в рублях (статья 140). В денежном обязательстве может быть предусмотрено, что оно подлежит оплате в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте или в условных денежных единицах (экю, “специальных правах заимствования“ и др.). В этом случае подлежащая уплате в рублях сумма определяется по официальному курсу соответствующей валюты или условных денежных единиц на день платежа, если иной курс или иная дата его определения не установлены законом или соглашением сторон.

Пункт 5.8 договора устанавливает ответственность заказчика за несвоевременную оплату счетов исполнителя, которая выражается в обязании заказчика уплатить исполнителю штрафную неустойку в размере 0,2 % от суммы просроченного платежа за каждый день
просрочки, но не более 10 % от суммы просроченного платежа.

Применяя ст. 5.8 договора, требования истца в части взыскания штрафной неустойки за просроченный платеж подлежат удовлетворению в размере 28 066,69 руб. (10% от штрафной неустойки за сверхнормативный простой, которая составляет 280 666,88 руб.).

В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК РФ).

В соответствии со ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Согласно ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.

В силу п. 1 ст. 314 ГК РФ, если обязательство предусматривает или позволяет определить день его исполнения или период времени, в течение которого оно должно быть исполнено, обязательство подлежит исполнению в этот день или, соответственно, в любой момент в пределах такого периода.

В соответствии с п. 1 ст. 330 ГК РФ, неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего
исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

При указанных обстоятельствах, требования истца подлежат удовлетворению в размере 280 666,88 руб. - неустойка за сверхнормативный простой и 28 066,69 руб. штрафная неустойка за просроченный платеж.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит взысканию с ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области

Решил:

Взыскать с ООО “Мется Тиссью“ в пользу ООО “Де Винтер энд Йар Сервисис“ 280 666,88 руб. штрафной неустойки за сверхнормативный простой и 28 066,69 руб. штрафной неустойки за просроченный платеж, а также 7 674,67 руб. расходов по оплате госпошлины.

В остальной части иска отказать.

Возвратить ООО “Де Винтер энд Йар Сервисис“ из федерального бюджета 200,01 руб. излишне уплаченной госпошлины.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в Тринадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения или кассационная жалоба в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в силу.

Судья Кожемякина *.*.