Судебная практика

Решение от 2010-01-21 №А51-1169/2009. По делу А51-1169/2009. Приморский край.

Решение

г. Владивосток Дело № А51-1169/2009

21 января 2010 года

Резолютивная часть решения объявлена 14 января 2010 года. Решение в полном объеме изготовлено 21 января 2010 года.

Арбитражный суд Приморского края в составе судьи В.В. Овчинникова

при ведении протокола судебного заседания секретарем Е.Ю. Бондаренко,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению

открытого акционерного общества «Тернейлес»

к Управлению Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю

заинтересованное лицо: Управление лесным хозяйством Приморского края

о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды



при участии в заседании:

от заявителя: Какурин С.В. доверенность от 17.06.2009, паспорт;

от ответчика: Сороковикова А.А. доверенность от 11.01.2010 №10-1, служебное удостоверение;

от заинтересованного лица: не явились,

Установил:

Открытое акционерное общество «Тернейлес» (далее - ОАО «Тернейлес») обратилось в Арбитражный суд Приморского края к Управлению Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю (далее – УФРС по ПК) с заявлением о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 27.10.2008 №121/29, обязании УФРС по ПК произвести государственную регистрацию указанного договора аренды.

Определением от 25.02.2009 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Управление лесным хозяйством Приморского края (далее - УЛХ ПК).

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного разбирательства извещен надлежащим образом. Суд, руководствуясь ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в его отсутствие по имеющимся материалам дела.

Для представления истцом дополнительных доказательств судом с согласия лиц, участвующих в деле, в порядке ст.163 АПК РФ в судебном заседании 13.01.2010 объявлялся перерыв до 15 часов 00 минут 14.01.2010, о чем вынесено определении.

После перерыва судебное заседание продолжено при участии тех же представителей сторон, представитель заинтересованного лица, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, что в силу п.5 ст.163 АПК РФ не является препятствием для продолжения судебного разбирательства.



В судебном заседании 14.01.2010 представитель ОАО «Тернейлес» настаивает на заявленных требованиях, считает отказ в государственной регистрации по мотиву отмены УЛХ ПК приказа от 14.10.2008 №900 о предоставлении ОАО «Тернейлес» в аренду спорного лесного участка незаконным, поскольку необоснованная отмена приказа через 1,5 месяца после заключения договора не может являться препятствием для государственной регистрации договора. Считает, что договор аренды был заключен в соответствии с действовавшими нормативными актами на момент его заключения в месте его заключения. Приказ о предоставлении лесного участка в аренду не является правоустанавливающим документом, так как таким документом является договор, и не упоминается в качестве документа, предоставляемого на регистрацию аренды лесных участков в Методических рекомендациях об особенностях регистраций прав, ограничений прав на лесные участки и сделок с ними, утвержденных приказом Минюста России от 19.11.2007 №255 (далее – Методические рекомендации). Кроме того, указал, что Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2009 по делу №3246/2009 приказ УЛХ ПК, отменивший приказ от 14.10.2008 №900 признан незаконным.

Ответчик в судебном заседании 14.01.2010 заявленные требования оспорил, указал, что поскольку договор аренды считается заключенным с момента его государственной регистрации, а на дату регистрации спорного договора аренды отсутствовало волеизъявление арендодателя, оспариваемый заявителем отказ в государственной регистрации является законным.

Согласно имеющемуся в материалах дела письменному отзыву УЛХ ПК, третье лицо заявленные требования оспаривает, считает, что в случае заключения договора аренды лесного участка без проведения торгов основанием заключения договора аренды является Решение о предоставлении земельного участка в аренду. Приказ от 14.10.2008 №900 о предоставлении истцу лесного участка был издан с существенным нарушением действующего законодательства и отменен приказом от 09.12.2008 №1133. Поскольку спорный договор аренды вступает силу с момента его государственной регистрации, при этом основания для его заключения утратили силу, данный договор в силу ст.168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) является ничтожным. Таким образом, УЛХ ПК считает оспариваемый отказ Управление Росреестра по ПК законным.

Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, суд Установилследующее.

В целях развития лесного хозяйства Российской Федерации, распоряжением Правительства РФ от 18.01.2003 №69-Р утверждена Концепция развития лесного хозяйства Российской Федерации на 2003 - 2010 годы.

В разделе III названной Концепции определены основные направления развития лесного хозяйства Российской Федерации до 2010 года. В целях совершенствования организации использования лесов в южных районах Сибири и Дальнего Востока стратегия развития использования лесов должна предусматривать освоение новых лесных территорий путем передачи лесных участков в аренду для реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В целях реализации названной Концепции Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 №419 утверждено Положение о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов (далее – Положение о перечне проектов), которым определен порядок подготовки и утверждения названного перечня, требования к заявке о реализации инвестиционного проекта и к решению об утверждении заявки, также основания для отказа в утверждении заявки и порядок обжалования отказа.

Пунктом 15 вышеназванного Положения установлено, что включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов является основанием для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона на условиях, указанных в решении, принятом заинтересованным органом. Договор аренды лесного участка заключается в соответствии с лесным законодательством и с учетом указанного Положения.

Подпунктом 2 п.3 ст.74 ЛК РФ также предусмотрено, что заключение договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности без проведения аукциона возможно в случае реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов. Включение инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов дает основание и право для заключения заинтересованным органом договора аренды лесного участка без проведения аукциона.

Согласно п.п.12, 16 Правил подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2007 №324 (далее – Правила заключения договора аренды), а также п.11 Положения о перечне проектов, в случае заключения договора без проведения аукциона в порядке п.3 ст.74 ЛК РФ на основании поданного заинтересованным в получении права аренды лицом заявления уполномоченным органом выносится Решение о предоставлении лесного участка в аренду либо об отказе в предоставлении. Вынесение иных решений (об отмене ранее изданных) данным нормативным актом не предусмотрено.

Согласно приказу Минпромэнерго России от 02.04.2008 №161 инвестиционный проект «Создание лесоперерабатывающий инфраструктуры в п.Пластун Приморского края», разработанный ОАО «Тернейлес», включен в перечень инвестиционных проектов в области освоения лесов.

Данное обстоятельство (на основании п.4 приказа УЛХ ПК от 17.03.2008 №147) послужило основанием для заключения с истцом договора аренды на спроектированный им лесной участок без проведения аукциона.

В соответствии с п.19, 21 Правил заключения договора аренды в случае принятия решения о предоставлении лесного участка без проведения аукциона арендодателем обеспечивается проведение государственного кадастрового учета передаваемого в аренду лесного участка, после чего арендодатель и заявитель в течение 30 дней осуществляют подготовку и подписание договора по форме примерного договора аренды лесного участка. Договор заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписываемого арендодателем и арендатором, и подлежит государственной регистрации.

27.10.2008 между ОАО «Тернейлес» и УЛХ ПК был заключен договор аренды №121/29 лесного участка площадью 51 595 га, имеющего местоположение: Приморский край, Пожарский район, Верхне-Перевальнинское лесничество, Верхне-Перевальнинское участковое лесничество, кварталы №№36, 80-85, 88-94, 102-106, 110, 111, 133, 146, 207-209, Стрельниковское участковое лесничество, кварталы №№1-19, 36, 50 Соболиное участковое лесничество, кварталы №7, 8, 13, 34, 34, 42, 54, 68, 105-117.

Таким образом, подписание договора аренды №121/29 лесного участка площадью 51 595 га проведено в соответствии с установленными требованиями.

25.11.2008 ОАО «Тернейлес» обратилось в Управление Росрестра по ПК с заявлением о государственной регистрации вышеназванного договора аренды.

Однако до принятия решения о проведении государственной регистрации названого договора аренды в Управление Росрестра по ПК поступило письмо УЛХ ПК от 10.12.2008 №7-10/49/2660 о приостановлении государственной регистрации в связи с отменой приказа от 14.10.2008 №900«О предоставлении ОАО «Тернейлес» лесного участка из состава земель лесного фонда в аренду для заготовки древесины».

Как следует из представленного в материалы дела приказа УЛХ ПК от 09.12.2008 №1133, в связи с несоответствием заявки ОАО «Тернейлес» на реализацию инвестиционного проекта, приказ от 14.10.2008 №900 был отменен.

На основании п.1 ст.19 Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее - ФЗ о регистрации) 19.12.2008 государственная регистрация договора аренды была приостановлена сроком на 1 месяц.

Управление Росрееестра по ПК, полагая, что поскольку в связи с отменой являющегося основанием для заключения договора аренды от 27.10.2008 №121/29 вышеназванного приказа от 14.10.2008 №900, отсутствует воля арендодателя на передачу лесного участка в аренду, посчитало, что основания для государственной регистрации отсутствуют. В связи с непредставлением заявителем по истечении срока приостановления государственной регистрации документов, свидетельствующих об устранении причин, препятствующих государственной регистрации, ответчиком было принято Решение об отказе в государственной регистрации, о чем ОАО «Тернейлес» было уведомлено сообщением от 21.01.2009 №17/014/2008-083.

Вместе с тем, вступившим в законную силу Решением Арбитражного суда Приморского края от 22.05.2009 по делу №А51-3246/2009 пункты 3-6 приказа УЛХ ПК от 09.12.2008 №1133 были признаны недействительными.

Полагая, что у ответчика отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации договора аренды от 27.10.2008 №121/29, ОАО «Тернейлес» обратилось в суд с настоящим заявлением.

Изучив материалы дела, проанализировав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению в силу следующих обстоятельств.

Как следует из материалов дела, отказ ответчика в проведении государственной регистрации договора аренды от 27.10.2008 №121/29 мотивирован не соответствием представленных заявителем на государственную регистрацию документов требованиям действующего законодательства, а именно отменой на момент принятия решения об отказе приказа от 14.10.2008 №900 - отсутствием волеизъявления арендодателя.

Проанализировав установленный порядок предоставления в аренду лесных участков, представленные в материалы дела доказательства, суд пришел к выводу о том, что указанные в сообщении об отказе доводы ответчика являются необоснованными.

В силу ст.9 ЛК РФ право аренды лесных участков возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.

В соответствии с п.2 и п.3 ст.71 ЛК РФ к договору аренды лесного участка применяются положения об аренде, предусмотренные ГК РФ, если иное не установлено ЛК РФ. Предоставление юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ

Согласно п.2 ст.607 ГК РФ законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов.

Между тем, как установлено судом, при заключении договора аренды от 27.10.2008 №121/29 в отношении спорного лесного участка, сторонами данного договора были соблюдены особенности предоставления в аренду лесных участков, предусмотренные ЛК РФ, подзаконными нормативными актами, регулирующими порядок предоставлении лесных участков в пользование юридических лиц, в частности, ОАО «Тернейлес» был разработан инвестиционный проект в области освоения лесов, данный проект был включен в специальный перечень таких проектов, в установленном законом порядке была утверждена заявка ОАО «Тернейлес» на реализацию данного проекта, подписан с уполномоченным органом договор аренды в соответствии с существующей утвержденной формой.

ГК РФ не предусматривает каких-либо дополнительных условий помимо требований, предъявляемых специальным законодательством, для заключения договора аренды лесных участков.

В ст.17 ФЗ о регистрации прав предусмотрено, что основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.

Согласно в ст.26 ФЗ о регистрации государственная регистрация аренды недвижимого имущества проводится посредством государственной регистрации договора аренды этого недвижимого имущества.

Таким образом, основанием для государственной регистрации ограничения (обременения) права федеральной собственности в виде аренды в пользу ОАО «Тернейлес» на спорный лесной участок является договор аренды от 27.10.2008 №121/29.

Как установлено судом, договор аренды от 27.10.2008 №121/29 оофрмлен с соблюдением требований действующего законодательства, содержит все необходимые реквизиты, подписан сторонами.

Согласно в ст.26 ФЗ о регистрации, с заявлением о государственной регистрации договора аренды недвижимого имущества может обратиться одна из сторон договора аренды недвижимого имущества.

При наличии являющегося основанием для государственной регистрации договора аренды и иных требуемых в соответствии с ФЗ о регистрации документов, поступивших в Управление Росреестра по ПК сведения об отмене приказа УЛХ ПК от 14.10.2008 №900 не свидетельствует об отсутствии волеизъявления арендодателя на передачу лесного участка в аренду заявителю и не могут являться основанием для отказа в государственной регистрации договора.

Согласно, п.3 ст.201 АПК арбитражный суд, установив, что Решение и действия (бездействие) государственных органов, иных органов, не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает Решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В силу п.1 ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Согласно п.5 ст.200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили такие действия (бездействие).

Из приведенных процессуальных норм следует, что арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должен исследовать указанные действия (бездействие) на предмет соответствия их закону, а также проверить обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. При этом на государственном (регистрирующем) органе лежит бремя доказывания законности принятого решения (совершенных им действий), а на заявителе (обществе) - нарушения этими действиями (Решением) его прав и законных интересов.

Исследовав документы, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений, дав им оценку по правилам ст.71 АПК РФ, суд пришел к выводу, что Управление Росреестра по ПК не доказало правомерность отказа в государственной регистрации спорного договора аренды. Вместе с тем, материалами дела подтверждается факт нарушения прав и законных интересов ОАО «Тернейлес» действиями ответчика. Учитывая, что на момент вынесения решения ответчик изменил наименование согласно Указу Президента РФ от 25.12.2008 №1847 «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии», суд на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточняет его наименование – Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Приморскому краю.

Таким образом, суд считает заявленные ОАО «Тернейлес» требования о признании незаконным решения Управления Росреестра по ПК об отказе в государственной регистрации договора аренды от 27.10.2008 №121/29 обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Вместе с тем, требование об обязании ответчика произвести государственную регистрацию данного договора аренды суд считает необоснованным и не находит оснований для его удовлетворения в силу следующего.

В соответствии с п.1 ст.11 ГК РФ судебной защите подлежат оспоренные или нарушенные права.

Правом на обращение в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обладает заинтересованное лицо (ст. 4 АПК РФ).

Судом установлено, что на дату вынесения настоящего решения государственная регистрация договора аренды от 27.10.2008 №121/29 Управлением Росреестра по ПК произведена. Таким образом, ответчиком в добровольном порядке исполнено требование, заявленное ОАО «Тернейлес» в судебном порядке.

При таких обстоятельствах у суда отсутствуют основания считать права и интересы ОАО «Тернейлес» нарушенными, а заявителя заинтересованным.

В соответствии со ст.110 АПК РФ расходы по уплате госпошлины относятся на стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Руководствуясь ст.ст.110, 167-170, 176, 201 АПК РФ, суд

Решил:

Признать незаконным Решение Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю об отказе в государственной регистрации договора аренды земельного участка, выразившиеся в отказе открытому акционерному обществу «Тернейлес» в государственной регистрации договора аренды от 27.10.2008 №121/29 лесного участка площадью 51 595 га, имеющего местоположение: Приморский край, Пожарский район, Верхне-Перевальнинское лесничество, Верхне-Перевальнинское участковое лесничество, кварталы №№36, 80-85, 88-94, 102-106, 110, 111, 133, 146, 207-209, Стрельниковское участковое лесничество, кварталы №№1-19, 36, 50 Соболиное участковое лесничество, кварталы №7, 8, 13, 34, 34, 42, 54, 68, 105-117, оформленные сообщением от 21.01.2009 №17/014/2008-083.

В удовлетворении требований об обязании Управление Федеральной регистрационной службы по Приморскому краю произвести государственную регистрацию договора аренды земельного участка от 27.10.2008 №121/29, заключенного между ОАО «Тернейлес» и Управлением лесным хозяйством Приморского края отказать.

Взыскать с Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестра) по Приморскому краю в пользу открытого акционерного общества «Тернейлес» 3000 (три тысячи) рублей расходов по государственной пошлине.

Выдать исполнительный лист после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия в Пятый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Приморского края.

Судья В.В. Овчинников