Судебная практика

Решение от 25 августа 2009 года № А58-5878/2009. По делу А58-5878/2009. Республика Саха.

Решение

город Якутск Дело №А58-5878/09

25.08.2009

Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Бадлуевой Е.Б.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело

по заявлению Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия)

к индивидуальному предпри Ф.И.О. br>
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

в отсутствие лиц, участвующих в деле: УГАДН по РС(Я) – Делахова К.А. по доверенности от 14.05.2009 №01/549, в отсутствие ИП Осишнюк Ю.Ф., извещенного о времени и месте судебного заседания в порядке пункта 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (заказное письмо №12164),

составив протокол судебного заседания в соответствии с частью 3 статьи 155 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Установил:

Управление государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) (далее Заявитель) просит привлечь индивидуального предпри Ф.И.О. (далее предприниматель) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.



Предприниматель отзыв на заявление не представил.

Предприниматель в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в порядке пункта 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации согласно отметке почтового органа на заказном письме №12164.

В соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, и иные участники арбитражного процесса также считаются извещенными надлежащим образом арбитражным судом, несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением копии судебного акта, направленной арбитражным судом в установленном порядке, о чем орган связи проинформировал арбитражный суд;

Таким образом, Предприниматель извещен о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом.

В соответствии с частью 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при неявке в судебное заседание арбитражного суда истца и (или) ответчика, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в отсутствие.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном параграфом 1 главы 25 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено:

Как видно из материалов дела, Осишнюк Юрий Федорович зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 22.07.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Якутску Республики Саха (Якутия) за основным государственным регистрационным номером о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304143520400092, имеет лицензию от 20.09.2004 №АСС-14-029370 на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек.

03.08.2009г. должностным лицом транспортной инспекции проведена проверка предпринимателя Осишнюк Ю.Ф. по вопросам исполнения им законодательных, нормативных правовых и нормативных технических актов, соблюдения лицензионных требований и условий, по результатам проверки составлен акт от 03.08.2009 №430.

Проверкой установлено нарушение условий и требований лицензирования, выразившихся в нарушении требований нормативных актов, а именно:



В нарушение требований Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и горским наземным электрическим транспортом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112:

отсутствие на лобовом стекле или на правой стороне кузова по ходу транспортного средства полного или краткого наименования перевозчика;

внутри транспортного средства отсутствует информация о наименовании, адресе и номере телефона перевозчика, фамилии водителя;

отсутствуют наименование, адрес, контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа;

Отсутствуют указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов;

Отсутствуют правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил;

В нарушение требований Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Минтранса РФ от 18.09.2008 №152:

в путевых листах не указаны номера путевых листов;

в путевых листах отсутствуют сведения о собственнике транспортного средства, а именно номер телефона;

в путевом листе отсутствуют сведения о транспортном средстве, а именно показания спидометра (одометра) при выезде транспортного средства с места постоянной стоянки транспортного средства или его заезда на указанную стоянку;

отсутствуют сведения о водителе, а именно дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения послерейсового медицинского осмотра водителя.

В нарушение требований подпункта «г» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 №637 у лицензиата отсутствует должностное лицо, ответственное за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность;

в нарушение пункта 3.3.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждения, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 №27 не ведется учет рабочего времени и отдыха;

в нарушение статьи 23 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 №196-ФЗ и пункта 3.3.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 №27, не проводятся послерейсовые медицинские осмотры водителя;

в нарушение пункта 4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 №27 не проводятся после рейсовые осмотры автобуса.

Ведущим специалистом-экспертом Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) Захарченко Ю.А. составлен протокол № 156 от 03.08.2009г. об административном правонарушении в отношении предпринимателя Осишнюк Ю.Ф., протокол составлен при участии предпринимателя.

Согласно объяснениям Предпринимателя, он согласен с протоколом.

05.08.2009 УГАДН в суд направлено заявление о привлечении предпринимателя Осишнюк Ю.Ф. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разРешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от тридцати до сорока минимальных размеров оплаты труда.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не предусмотрено иное.

Согласно части 3 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 2, 3 и 4 статьи 14.1, статьей 19.20 настоящего Кодекса, вправе составлять должностные лица федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных государственных органов, осуществляющих лицензирование отдельных видов деятельности и контроль за соблюдением условий лицензий, в пределах компетенции соответствующего органа.

Согласно условиям осуществления деятельности, указанным в лицензии от 14.04.2009г. №АСС-14-029146 на право осуществления перевозки пассажиров автотранспортом по территории Российской Федерации, предприниматель Ратушняк Т.А. обязан выполнять Устав автомобильного транспорта, правила перевозок, правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта, установленные требования по обеспечению безопасности дорожного движения и пассажиров при их перевозке автомобильным транспортом, осуществлять меры по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и соблюдению экологических норм.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны организовать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения.

Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 утверждены Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (далее Правила), которыми установлен порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, предусмотренных Федеральным законом “Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта“, в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для таких перевозок.

В соответствии с пунктом 36 Правил над лобовым стеклом и (или) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства указывается полное или краткое наименование перевозчика.

В соответствии с пунктом 37 Правил внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается информация, в том числе: о наименовании, адресе и номере телефона перевозчика, фамилия водителя, а при наличии кондуктора - также фамилия кондуктора; указатели мест для пассажиров с детьми и инвалидов, за исключением случаев, когда транспортное средство используется для осуществления регулярных перевозок по билетам, в которых указывается номер места для сидения; указатели мест расположения огнетушителей, правила пользования транспортным средством или выписка из таких правил (подпункты «а», «д», «е», «и»).

Согласно подпункту «б» пункта 37 Правил внутри транспортного средства, используемого для регулярных перевозок пассажиров и багажа, размещается информация, а именно: наименование, адрес, контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Факт несоблюдения указанных требований подтверждается Актом от 03.08.2009г. №430.

Согласно пункту 55 Правил организации пассажирских перевозок на автомобильном транспорте, утвержденных Приказом Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 31.12.1981 №200 расписания движения автобусов для городских и пригородных маршрутов ежегодно утверждаются по согласованию с местными Советами народных депутатов, транспортными управлениями (управлениями пассажирского автомобильного транспорта).

В нарушение пункта 55 Правил ежегодное согласованное расписание движения на городском регулярном маршруте №35 у предпринимателя отсутствует.

Положением об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов (далее Положение), утвержденным приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 №27, определены задачи и основные требования к деятельности организаций и водителей - предпринимателей, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, по обеспечению безопасности дорожного движения.

Под водителями - предпринимателями понимаются индивидуальные предприниматели, осуществляющие перевозки пассажиров и грузов.

Согласно пункту 1.2 Положения требования Положения обязательны для всех расположенных на территории Российской Федерации организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов автомобильным и городским электрическим транспортом, а также для водителей этих организаций и водителей - предпринимателей.

В соответствии с пунктом 3.2.1 Положения организация с целью подготовки водителей к самостоятельной работе обязана обеспечить проведение стажировки лиц, перечисленных в п. 3.1.3.

Согласно пункту 3.1.3 Положения лица, впервые нанимаемые на работу в качестве водителя после окончания учебы, а также водители, имевшие перерыв в водительской деятельности более одного года, водители, назначаемые для работы на горных маршрутах, а также водители, переведенные на новый тип транспортного средства или новый маршрут перевозок пассажиров, к управлению транспортными средствами допускаются после прохождения стажировки.

Предпринимателем не представлены суду доказательства прохождения стажировки на маршруте №35.

В соответствии с пунктом 2 раздела I Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов применяют юридические лица и индивидуальные предприниматели, эксплуатирующие легковые автомобили, грузовые автомобили, автобусы, троллейбусы и трамваи.

В соответствии с пунктом 3.3.2 Положения «Об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 №27 режимы труда и отдыха водителей устанавливаются в соответствии с норами, определяемыми трудовым законодательством и положением о рабочем времени и времени отдыха водителей: с учетом этих норм должны быть составлены графики работы водительского состава, расписания и графики движения транспортных средств в городском, пригородном и междугородном сообщении, организованы контроль за соблюдением установленного режима работы водителей, ведение документации по учету рабочего времени и времени отдыха.

В акте проверки от 27.07-28.07.2009 №424-л указано о несоблюдении предпринимателем учета рабочего времени водителя. Между тем, в указанном акте не изложены обстоятельства нарушения, выразившиеся в несоблюдении режима труда и отдыха водителя. Данное обстоятельство материалами дела также не подтверждается.

В соответствии с пунктом 1 Квалификационных требований к специалистам юридических лиц и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим перевозки пассажиров и грузов автомобильным транспортом, утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 22.06.1998 №75 квалификация специалиста юридического лица или индивидуального предпринимателя определяется знаниями и опытом, необходимыми для организации и осуществления грузовых или пассажирских автомобильных перевозок в соответствующем виде сообщения, обеспечения требуемого уровня технического состояния подвижного состава, безопасности движения, соблюдения природоохранных норм, техники безопасности и охраны труда на автомобильном транспорте.

Профессиональная компетентность специалистов юридического лица и индивидуальных предпринимателей в организации и осуществлении лицензируемых видов перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации подтверждается наличием диплома о высшем или среднем специальном образовании автомобильного профиля по указанным ниже специальностям <*> (аналогичным специальностям, ранее внесенным в квалификационный реестр) или удостоверением о прохождении курса обучения и сдаче квалификационного экзамена по дополнительной образовательной программе: “Квалификационная подготовка по организации перевозок автомобильным транспортом в пределах Российской Федерации“.

Руководствуясь положениями Федерального закона от 09.01.96 N 2-ФЗ «О защите прав потребителей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 140) и Федерального закона от 10.12.95 N 196-ФЗ “О безопасности дорожного движения“ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873), в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.95 N 610 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов» специалисты юридических лиц и индивидуальные предприниматели в течение всей трудовой деятельности проходят повышение квалификации по организации и осуществлению перевозок автомобильным транспортом на соответствующих курсах по утвержденным программам. Периодичность повышения квалификации регулируется работодателем и определяется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.

Повышение квалификации заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата.

В нарушение указанных норм права предприниматель не представил доказательств прохождения повышения квалификации на профкомпетентность.

Согласно пункту 17 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных Приказом Минтранса РФ собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.

Предпринимателем не обеспечено ведение журнала регистрации путевых листов.

Таким образом, состав вменяемого административного правонарушения подтвержден материалами дела.

На момент рассмотрения дела двухмесячный срок привлечения к административной ответственности со дня обнаружения правонарушения, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Отягчающие ответственность обстоятельства судом не установлены.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об удовлетворении требования Управления государственного автодорожного надзора по Республике Саха (Якутия) о привлечении индивидуального предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере 3000 рублей.

Суд не усматривает оснований для отказа в привлечении к ответственности и объявлении предупреждения в связи с малозначительностью.

Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 “О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях“, пункт 18, разъяснено, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

По настоящему делу существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается в необеспечении безопасности дорожного движения при эксплуатации автомобилей-источников повышенной опасности без надлежащего технического обслуживания и ремонта транспортных средств в целях содержания их в исправном состоянии.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд:

Решил:

Привлечь индивидуального предпринимате Ф.И.О. 23.07.1955 года рождения, уроженца села Витновцы Каменец-Подальского района Хмельницкой области, проживающего по адресу: Республика Саха (Якутия), г.Якутск, 202 микрорайон, корпус 14, квартира 14; зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя 01.04.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Якутску Республики Саха (Якутия) за основным государственным регистрационным номером о государственной регистрации индивидуального предпринимателя 304143509200072,

к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 3.000 рублей.

Зачислить сумму административного штрафа в федеральный бюджет Российской Федерации по следующим реквизитам: наименование получателя платежа: УФК по РС(Я) (УГАДН по РС(Я), ИНН 1435032881 КПП 143501001, КБК 106 1 16 90040 04 0000 140, ОКАТО 98401000000, номер счета получателя платежа: 40101810100000010002, наименование банка: ГРКЦ НБ РС(Я) Банка России г. Якутск, БИК 049805001.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

На Решение может быть подана апелляционная жалоба в течение 10 дней в арбитражный суд апелляционной инстанции.

Судья Е.Б. Бадлуева