Судебная практика

Решение от 26.08.2009 №А55-12576/2009. По делу А55-12576/2009. Самарская область.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Самарской области

443045, г.Самара, ул. Авроры,148, тел. (846) 226-56-17

Именем Российской Федерации Решение

г. Самара

26 августа 2009 года

Дело №

А55-12576/2009

Арбитражный суд Самарской области

в составе судьи

Селиваткина В.П.,

рассмотрев 25 августа 2009 года в судебном заседании, в котором объявлена резолютивная часть решения, дело по заявлению



Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самары

к индивидуальному предпринимателю Будкиной Н.Н., г. Самара

о взыскании штрафа в размере 5621 руб.

при участии в заседании, протокол которого вела помощник судьи Морозова И.Ю.:

от заявителя – Попова Е.Ю., доверенность от 11.01.09г.,

от ответчика – Будкин К.Г. доверенность от 14.07.09г.;

Установил:

Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самары обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ответчика штрафной санкции в размере 5621 руб. за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования за 2008 год.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд считает заявленные требования подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 15 ФЗ РФ от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда РФ сведения о застрахованных лицах.



Пунктом 2 ст. 14 ФЗ от 15.12.01 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» предусмотрена обязанность страхователя своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ, а также представлять в территориальные органы страховщика документы, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, а также для назначения (перерасчета) и выплаты обязательного страхового обеспечения.

Статьей 11 ФЗ РФ от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что страхователь представляет один раз в год, но не позднее 1 марта сведения о каждом работающем у него застрахованном лице.

ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г.Самары проведена проверка страхователя ИП Будкиной Н.Н. по вопросу своевременности представления индивидуальных сведений, предусмотренных п. 2 ст.11 ФЗ РФ от 01.04.1996 г. №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Проверкой установлено, что ответчик представил в ГУ-УПФ РФ в Промышленном районе г. Самары индивидуальные сведения за 2008 года только 16 марта 2009 г., чем нарушил п.2 ст.11 ФЗ РФ от 01.04.1996г. №27-ФЗ, что зафиксировано в акте проверки своевременности предоставления сведений о начисленных страховых взносах и страховом стаже №35ш от 16.03.09г.

Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения решения №35р от 30.03.09 года о привлечении ИП Будкиной Н.Н. к ответственности в соответствии с ч.3 ст.17 ФЗ №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 10 процентов причитающихся платежей за отчетный период 2008 года, в сумме 5621. (л.д.6).

Требованием №35т от 30.03.09 года ответчику было предложено произвести уплату штрафа в добровольном порядке в срок до 12.04.09 г. (л.д.7).

Решение и требование направлены ответчику почтой (л.д.8). Однако требование ответчиком до настоящего времени не исполнено, в установленном порядке не оспорено, что явилось основанием для обращения органа пенсионного фонда с заявлением в арбитражный суд.

В соответствии с ч.3 ст.17 Федерального Закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Таким образом, ИП Будкина Н.Н. совершила правонарушение и правомерно привлечено Решением от 30.03.09 г. к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального Закона от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» в виде штрафа в размере 5621 руб.

Одновременно суд считает необходимым учесть следующие обстоятельства.

В силу пункта 7 ст.9 НК РФ органы государственных внебюджетных фондов являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах

Статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской федерации» определено, что правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 15 Информационного письма от 11.08.04г. № 79 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании», на правоотношения, связанные с контролем за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, распространяется законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено законодательством об обязательном пенсионном страховании. К указанным правоотношениям применимы, в частности, положения главы 15 НК РФ “Общие положения об ответственности за совершение налоговых правонарушений“.

В соответствии с пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда № 9 от 11 июня 1999 года «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации», если при рассмотрении дела о взыскании санкции за налоговое правонарушение будет установлено хотя бы одно из смягчающих ответственность обстоятельств, перечисленных в пункте 1 статьи 112 Кодекса, суд при определении размера подлежащего взысканию штрафа обязан в соответствии с пунктом 3 статьи 114 Кодекса уменьшить его размер не менее чем в два раза по сравнению с предусмотренным соответствующей нормой главы 16 Кодекса.

Учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности лица, привлекаемого к ответственности, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза.

Кроме того, в Постановлении от 15.07.1999 N 11-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что санкции штрафного характера должны отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям справедливости и соразмерности. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к физическим и юридическим лицам.

В настоящее время Будкина Н.Н. является работодателем для 7 работников. За время своей деятельности предприниматель не допускала нарушений налогового законодательства, а также законодательства о пенсионном и социальном страховании. Все истребуемые законом платежи вносятся в бюджет своевременно, необходимая отчетность подается своевременно и в установленных формах. За время своей деятельности ответчик ни разу не привлекалась налоговыми органами и органами ПФР к ответственности.

Принимая во внимание изложенное, суд на основании подпункта 2.1 пункта 1 статьи 112 Налогового кодекса Российской Федерации расценивает указанные обстоятельства как смягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения и снижает размер штрафа до 2810,50 руб.

На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика в полном объеме.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Решил:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с индивидуального предпринимат Ф.И.О. (01.08.1966 года рождения, прож. по адресу: 443031, г. Самара, ул. Демократическая, 20/129-141, ИНН: 631918378107, ОГРН: 306631901700012) штраф в размере 2810 руб. 50 коп. в пользу Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда РФ в Промышленном районе г. Самары.

В остальной части в удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с индивидуального предпринимат Ф.И.О. (01.08.1966 года рождения, прож. по адресу: 443031, г. Самара, ул. Демократическая, 20/129-141, ИНН: 631918378107, ОГРН: 306631901700012) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб.

Настоящее Решение может быть обжаловано в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд, г.Самара с направлением апелляционной жалобы через Арбитражный суд Самарской области.

Судья

/

В.П. Селиваткин