Судебная практика

О прекращении производства по делу. Определение от 05 октября 2010 года № 2-906/2010. Алтайский край.

Павловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Трущелева В.Н.,

при секретаре Черкашиной Н.В.,

с участием прокурора Астафьевой М.Ю.,

представителей ответчиков Киржаева Серг Скорбачевой Оль и Лесного Никол

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Павловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шаховского сельсовета Павловского района о признании незаконным бездействия по ненадлежащему выполнению полномочий по организации теплоснабжения, возложении обязанности обеспечить надежное теплоснабжение и к ООО «Прутские коммунальные сети» о признании незаконным действия по отказу от дальнейшей эксплуатации котельной с. Шахи, о обязании надлежащим образом обеспечить предоставления услуг отопления в границах Шаховского сельсовета,

Установил:

Прокурор Павловского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шаховского сельсовета Павловского района, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер к своевременному началу отопительного периода 2010 - 2011 годов, в том числе не принятия мер по своевременному направлению теплоснабжающей организации требования о приостановлении вывода котельной с. Шахи из эксплуатации, по обжалованию действий ООО «Прутские коммунальные сети» (далее Сетей) по отказу от дальнейшей эксплуатации котельной с. Шахи, о не разрешении вопроса о подготовке объектов ЖКХ к отопительному сезону и о признании незаконным действия Сетей по отказу от дальнейшей эксплуатации котельной с. Шахи и о обязании надлежащим образом обеспечить предоставления услуг отопления в границах Шаховского сельсовета.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в отопительный период 2010-2011 годов, в результате которой выявлены нарушения.

Установлено, что полномочие по организации теплоснабжения в границах поселения, предусмотренное ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года, 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закона), администрацией Шаховского сельсовета выполняется не надлежаще.

В связи с бездействием администрации Шаховского сельсовета по не принятию мер по своевременному направлению теплоснабжающей организации требования о приостановлении вывода котельной с. Шахи из эксплуатации, по обжалованию действий Сетей по отказу от дальнейшей эксплуатации котельной с. Шахи не разрешен вопрос о подготовке объектов ЖКХ к отопительному сезону в 2010-2011 годов, в свою очередь Сети, воспользовавшись бездействием администрации Шаховского сельсовета в нарушение закона о теплоснабжении отказалась от дальнейшей эксплуатации котельной с. Шахи, что сказалось на не надлежащее обеспечение в предоставлении услуг отопления в границах Шаховского сельсовета.

Таким образом, в результате несогласованности действий хозяйствующих субъектов в настоящее время существует реальная угроза срыва отопления села Шахи, что приведет к тяжким последствиям.

При проведении проверки установлено, что в установленном законом порядке администрация села не признана собственником котельной и инженерно-коммунальных сетей, котельная передана в аренду Сетям в нарушение действующего законодательства.

В соответствии ст. 14 Закона организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения.

Кроме того, администрацией сельсовета нарушаются требования ст. 6 ФЗ от 27 июля 2010 года, N 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений в сфере теплоснабжения относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Согласно ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении», проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений.



Между тем, не предоставление услуг теплоснабжения может привести, к парализации деятельности больниц, образовательных учреждений,, приведёт к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, повлечёт нарушение прав неограниченного круга потребителей коммунальных услуг, добросовестно их оплачивающих. Непредставление услуг теплоснабжения в отопительный период поставит в затруднительное положение значительное число жителей Шаховского сельсовета. Таким образом, нарушаются права неопределённого круга лиц.

Состав населения Шаховского сельсовета Павловского района в связи с миграционными процессами меняется, на его территории во время отсутствия тепловой энергии могут находиться и лица, постоянно проживающие в другой местности.

Таким образом, неправомерным бездействием ответчиков нарушаются права населения, проживающего на территории Шаховского сельсовета, индивидуализировать которое невозможно, то есть неопределённого круга лиц.

Поэтому в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с данным исковым заявлением в защиту нарушенных прав неопределённого круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Астафьева М.Ю. уточненные заявленные требования поддержала, ссылаясь в их обоснование на обстоятельства, изложенные в исковых заявлениях. Пояснила, что на данный момент какого-либо вреда не причинено, требования заявлены в целях предупреждения возможного причинения вреда.

Глава администрации Шаховского сельсовета Киржаев С.В. исковые требования признал, при этом пояснил, что Администрация сельсовета самостоятельна как орган местного самоуправления. Отопительный сезон начнется в соответствии с погодными условиями, как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года, N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“. Администрация сельсовета работает над модернизацией котельной и по погашению возникшей задолженности за потребленную теплоэнергию, но из-за финансовых затруднений это проходит не достаточно быстро, поскольку бюджет сельской администрации не располагает суммами необходимыми для полного погашения задолженности за потребленный газ и оплаты по модернизации котельной, заключающейся в уменьшении мощности котельной, которая была рассчитана с учетом населения села. Надеется на финансовую помощь районной администрации, куда были направления уведомления о сложившей ситуации. Жалоб от населения, связанных с теплоснабжением не было, практически котельная готова к отопительному сезону. Услугами котельной села пользуются школа, медицинский пункт, клуб и одна дача, село полностью газифицировано, поэтому жителям села проблемы с котельно Погашение задолженности за потребленное тепло, значительная доля в которой задолженности объектов соцкультбыта, заключение договора на поставку газа не зависит только от администрации сельсовета, которая принимает для этого необходимые меры. Тем более, в настоящее время договор на поставку газа для Сетей заключен, в договоре обозначена точка подключения котельная с. Шахи. Считает, что администрация не бездействовала и не бездействует, права граждан не нарушены.

Представители Сетей Скорбачева О.В. и Лесной Н.Н. в судебном заседании исковые требования не признали, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на иск, в котором указано, что котельная села Шахи для Сетей является убыточной в виду большой задолженности по ее обслуживанию и за потребленную теплоэнергию, услугами котельной пользуется, кроме объектов соцкультбыта, только один дачник, задолженность возникла по вине объектов соцкультбыта в виду неоплаты. В настоящее время договор на поставку газа для Сетей заключен, в договоре обозначена точка подключения котельная с. Шахи, надеются на финансовую помощь со стороны районной администрации.

Выслушав доводы сторон и изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, прокурор обратился в суд с заявлением в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц - граждан, жителей с. Шахи Павловского района, а именно санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также жилищных прав, которые могут быть нарушены в результате бездействия администрации Шаховского сельсовета, выразившегося в непринятии мер по своевременному направлению Сетям, являющимися теплоснабжающей организацией, требования о приостановлении вывода котельной с. Шахи из эксплуатации, по обжалованию действий Сетей по отказу от дальнейшей эксплуатации котельной с. Шахи и в не разрешения вопроса о подготовке объектов ЖКХ к отопительному сезону в 2010-2011 годов, в свою очередь Сети, воспользовавшись бездействием администрации Шаховского сельсовета в нарушение закона о теплоснабжении отказалась от дальнейшей эксплуатации котельной с. Шахи, что сказалось на не надлежащее обеспечение в предоставлении услуг отопления в границах Шаховского сельсовета.

Также прокурор просит обязать ответчиков обеспечить надежное теплоснабжение 2010 - 2011 годы путём надлежащего исполнения полномочий по организации теплоснабжения в границах поселения в части подготовки объектов ЖКХ к работе в отопительный период 2010 - 2011 годов.

Статьей 10 Конституции РФ предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

По смыслу указанной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Судебный контроль за решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих возможен в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одной из задач гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разРешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов граждан, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ).



В силу ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

Кроме этого, указанные в исках прокурором доводы о необоснованном и досрочном выводе котельной с. Шахи из эксплуатации судом не могут быть приняты во внимание, поскольку п. 4 ст. 21 ФЗ «О теплоснабжении» предусмотрено, что собственники или иные законные владельцы источников тепловой энергии, тепловых сетей, планирующие вывод их из эксплуатации (консервацию или ликвидацию), не менее чем за восемь месяцев до планируемого вывода обязаны уведомить в целях согласования вывода их из эксплуатации орган местного самоуправления поселения или городского округа о сроках и причинах вывода указанных объектов из эксплуатации в случае, если такой вывод не обоснован в схеме теплоснабжения.

В соответствии с ч.1 ст.246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 24-26 данного Кодекса.

В силу ст. 255 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства может быть оспорено лишь такое бездействие органа местного самоуправления, в результате которого нарушены права гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо ответственность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений ч.3 ст. 131 ГПК РФ в заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих прав.

Из содержания рассматриваемого иска усматривается, что мотивы, приведенные прокурором в обоснование его обращения в суд, не свидетельствуют о нарушении прав граждан и сводятся к контролю за деятельностью органа местного самоуправления, который не может быть осуществлен в рамках гражданского судопроизводства.

Так, обращаясь в суд с заявлением, прокурор не указал, какие нарушенные права неопределенного круга лиц подлежат защите. Ссылка прокурора на нормы федерального законодательства, не может быть принята во внимание, поскольку из текста самого заявления усматривается, что неисполнение администрацией Шаховского сельсовета обязанностей по подготовке к отопительному сезону каких-либо реальных негативных последствий не повлекло, а может в будущем привести к «парализации деятельности больниц, образовательных учреждений», «ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки», повлечёт нарушение прав неограниченного круга потребителей коммунальных услуг, добросовестно их оплачивающих, поставив их в затруднительное положение.

В ходе судебного разбирательства прокурором не было указано на обстоятельства и не было приведено доказательств, свидетельствующих о конкретных нарушениях прав и свобод граждан, о реально возникших неблагоприятных последствиях, находящихся в причинной связи с оспариваемым бездействием.

В судебном заседании глава администрации Шаховского сельсовета Киржаев С.В., представители Сетей Скорбачева О.В. и Лесной Н.Н. пояснили, что к ним и как в вышестоящие инстанции каких-либо жалоб от населения не поступало, фактически чьи-либо права не нарушены, администрацией совместно с Сетями принимаются своевременные и достаточные меры по устранению возникших разногласий о судьбе котельной и по погашению задолженности, поскольку им понятна ответственность за срыв отопительного сезона, в частности эксплуатации котельной и получения необходимых документов.

Из исследованных в судебном заседании представленных представителями Сетей договора поставки газа № 35а-4-0822/10 от 09 сентября 2010 года и договора транспортировки газа № 01/633/01-10 от 24 сентября 2010 года видно, что в них отражены в качестве точек подключения котельная с. Шахи и сроки поставки газа до 31 декабря 2010 года на данную котельную.

В судебном заседании Киржаевым С.В., главой администрации, это подтверждено.

Прокурором данное обстоятельство не отрицалось, какие-либо конкретные факты реального нарушения прав жителей Шаховского сельсовета не указаны.

В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года, N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“, предусматривающего порядок начала отопительного сезона,- если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не Установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8°С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8°С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.

При таких обстоятельствах, суд не может рассмотреть исковое заявление прокурора в порядке гражданского судопроизводства, так как отсутствует реальное нарушение прав граждан, и поэтому суд приходит к выводу о прекращении производства по делу по правилам и на основании ст. 220, п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ, так как исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Доводы прокурора об опасности возникновения чрезвычайной ситуации, опасности причинения вреда в будущем, могут в силу ч.1 ст. 1065 ГК РФ являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, но таких требований прокурором не заявлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 134, ст. 220, ст. 224, 225 и 371 ГПК РФ, суд

Определил:

Производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Павловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Шаховского сельсовета Павловского района о признании незаконным бездействия по ненадлежащему выполнению полномочий по организации теплоснабжения, возложении обязанности обеспечить надежное теплоснабжение и к ООО «Прутские коммунальные сети» о признании незаконным действия по отказу от дальнейшей эксплуатации котельной с. Шахи, о обязании надлежащим образом обеспечить предоставления услуг отопления в границах Шаховского сельсовета прекратить, поскольку дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение в течение 10 дней со дня его вынесения может быть подана частная жалоба в Алтайский краевой суд через Павловский районный суд.

Судья В.Н. Трущелев