Судебная практика

О прекращении производства по делу по п.1 ч.1 ст. 134, ст. 220 ГПК РФ. Определение от 23 сентября 2010 года № 2-838/2010. Алтайский край.

Павловский районный суд Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Трущелева В.Н.,

при секретаре Бобровских Т.Н.,

с участием прокурора Астафьевой М.Ю.,

представителя ответчика Канделя Никол и третьего лица Петровой Надеж

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора Павловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Стуковского сельсовета Павловского района и третьему лицу ОАО «Стуковское» о признании незаконным бездействия по ненадлежащему выполнению полномочий по организации теплоснабжения, возложении обязанности обеспечить надежное теплоснабжение,

Установил:

Прокурор Павловского района обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Стуковского сельсовета Павловского района, в котором просит признать незаконным бездействие ответчика, выразившееся в непринятии исчерпывающих мер к своевременному началу отопительного периода 2010 - 2011 годов, в том числе не установлении газовых котлов, обеспечивающих мощность газовой котельной с. Стуково, не установлении резервного топливного хозяйства, резервного источника энергосбережения на газовой котельной села, обеспечивающих мощность котельных, непринятии мер к передаче системы теплоснабжения Стуковского сельсовета на обслуживание теплоснабжающей организации. Также прокурор просит обязать ответчика обеспечить надежное теплоснабжение 2010 - 2011 годах путём надлежащего исполнения полномочий по организации теплоснабжения в границах поселения в части подготовки объектов ЖКХ к работе в отопительный период 2010 - 2011 годов.

В обоснование исковых требований прокурор указал, что прокуратурой района проведена проверка подготовки объектов жилищно-коммунального хозяйства к работе в отопительный период 2010-2011годов в результате которой выявлены нарушения.

Установлено, что полномочие по организации теплоснабжения в границах поселения, предусмотренное ст. 14 ФЗ от 06 октября 2003 года, 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (далее Закона), администрацией Стуковского сельсовета выполняется не надлежаще.

В связи с бездействием администрации Стуковского сельсовета по передаче системы теплоснабжения с. Стуково (в т.ч. котельной, тепловых сетей и др.) на обслуживание теплоснабжающей организации (с 2009 года фактически которой является ОАО «Стуковское») до настоящего времени не заключены договоры поставки, транспортировки газа в котельную с. Стуково на отопительный период 2010-2011 годов, энергоснабжения (по подаче электроэнергии на котельную с. Стуково).

В соответствии с актом проверки котельной с. Стуково Южно-Сибирским управлением Ростехнадзора от 09 апреля 2010 года на указанной котельной выявлены серьёзные недостатки, не устранение которых повлечёт срыв отопительного периода на территории Стуковского сельсовета.

Ответчиком до настоящего времени не приняты меры к оборудованию котельной котлами, обеспечивающими мощность котельной, что создаёт угрозу срыва отопительного периода 2010-2011 годов на территории сельсовета.

Кроме того, ветхость оборудования котельной послужила основанием для отказа в предоставлении лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного производственного объекта, каким является газовая котельная с. Стуково. Изложенное подтверждается уведомлением заместителя руководителя Южно-Сибирского управления Ростехнадзора от 30 апреля 2010 года, № 002168, актом проверки возможности выполнения лицензионных условий и требований от 09 апреля 2010 года, объяснением директора ОАО «Стуковское» Козырькова Ю.А.

В связи с отсутствием лицензии на осуществление деятельности по эксплуатации взрывопожароопасного объекта ООО «Новосибирскрегионгаз» отказывает в заключении договора поставки газа на отопительный период 2010-2011 годов.

Кроме того, в настоящее время существует реальная угроза его срыва также в связи с отсутствием резервного топливного хозяйства.

При проведении проверки установлено, что на котельной, расположенной по ул. Центральной, 85 «б», в с. Стуково, Павловского района, отсутствуют резервные источники теплоснабжения, электроснабжения, в установленном законом порядке администрация села не признана собственником котельной и инженерно-коммунальной сетей, котельная передана в аренду в нарушение действующего законодательства.

В соответствии ст. 14 Закона организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом относится к вопросам местного значения поселения.

В декабре 2009 года прокурором вносилось представление главе Стуковского сельсовета об устранении указанных нарушений, однако вопрос об установке на газовой котельной резервного оборудования до настоящего времени не решён.

Согласно информации, представленной филиалом ООО «Новосибирская региональная компания по реализации газа» без оборудования газовых котельных РТХ, обеспечивающим мощность котельных, коммунальным предприятиям района будет отказано в заключении договора поставки газа на отопительный период 2010-2011 годов.

Принимая во внимание, что установка резервного топливного хозяйства потребует значительных финансовых и временных затрат, а также учитывая, что устанавливать резервное хозяйство ответчик самостоятельно не планирует, понуждение его к установке резервного топливного хозяйства на котельной необходимо в судебном порядке и уже сейчас.

Кроме того, администрацией сельсовета нарушаются требования ст. 6 ФЗ от 27 июля 2010 г. N 190-ФЗ «О теплоснабжении», согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений в сфере теплоснабжения относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; выполнение требований, установленных правилами оценки готовности поселений, городских округов к отопительному периоду, и контроль за готовностью теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, отдельных категорий потребителей к отопительному периоду.

Согласно ст. 20 ФЗ «О теплоснабжении», проверка готовности теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений.

Между тем, не предоставление услуг теплоснабжения может привести, к парализации деятельности больниц, образовательных учреждений,, приведёт к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, повлечёт нарушение прав неограниченного круга потребителей коммунальных услуг, добросовестно их оплачивающих. Непредставление услуг теплоснабжения в отопительный период поставит в затруднительное положение значительное число жителей Стуковского сельсовета. Таким образом, нарушаются права неопределённого круга лиц.

Состав населения Стуковского сельсовета Павловского района АК в связи с миграционными процессами меняется, на его территории во время отсутствия тепловой энергии могут находиться и лица, постоянно проживающие в другой местности.

Таким образом, неправомерным бездействием ответчиков нарушаются права населения, проживающего на территории Стуковского сельсовета, индивидуализировать которое невозможно, то есть неопределённого круга лиц.

Поэтому в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор обращается в суд с данным исковым заявлением в защиту нарушенных прав неопределённого круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Астафьева М.Ю. заявленные требования поддержала, ссылаясь в их обоснование на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении. Пояснила, что на данный момент какого-либо вреда не причинено, требования заявлены в целях предупреждения возможного причинения вреда, жалоб от жителей села о неготовности котельной к отопительному сезону не поступало.

Глава администрации Стуковского сельсовета Павловского района Канделя Н.В. исковые требования прокурора не признал, пояснив, что требования прокурора не основаны на нормах закона. Администрация сельсовета самостоятельна как орган местного самоуправления. Отопительный сезон начнется в соответствии с погодными условиями, как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года, N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“.

Администрация сельсовета и хозяйство работают над модернизацией котельной, но из-за финансовых затруднений это проходит не достаточно быстро, поскольку бюджет сельской администрации не располагает суммами необходимыми для полной оплаты за новые газовый котел и к нему инженерную коммуникацию. Жалоб от населения, связанных с теплоснабжением не было, котельная будет подготовлена к отопительному сезону. Заключение договора на поставку газа и получения лицензии для работы на газовой котельной не зависит только от администрации сельсовета, которая принимает для этого необходимые меры. Считает, что администрация не бездействовала и не бездействует, права граждан не нарушены.

Представитель третьего лица Петрова Н.В. в судебном заседании исковые требования не признала, ссылаясь на доводы главы администрации села.

Выслушав доводы сторон и изучив материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, прокурор обратился в суд с заявлением в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ в защиту прав неопределенного круга лиц - граждан, жителей с. Стуково Павловского района, а именно санитарно-эпидемиологическое благополучие, а также жилищных прав, которые могут быть нарушены в результате бездействия администрации Стуковского сельсовета, выразившегося в непринятии необходимых и запланированных мер по подготовке к предстоящему отопительному периоду 2010-2011 годов, в том числе не установлении газовых котлов, обеспечивающих мощность газовой котельной с. Стуково, не установлении резервного топливного хозяйства, резервного источника энергосбережения на газовой котельной с. Стуково, обеспечивающих мощность котельных, непринятии мер к передаче системы теплоснабжения Стуковского сельсовета на обслуживание теплоснабжающей организации. Также прокурор просит обязать ответчика обеспечить надежное теплоснабжение 2010 - 2011 годы путём надлежащего исполнения полномочий по организации теплоснабжения в границах поселения в части подготовки объектов ЖКХ к работе в отопительный период 2010 - 2011 годов.

Статьей 10 Конституции РФ предусмотрено, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Статьей 12 Конституции РФ установлен принцип самостоятельности органов местного самоуправления.

По смыслу указанной правовой нормы органы указанных ветвей власти самостоятельны и не могут вмешиваться в компетенцию друг друга.

Судебный контроль за решениями, действиями (бездействием) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц государственных или муниципальных служащих возможен в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Одной из задач гражданского судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разРешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и интересов граждан, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений (ст. 2 ГПК РФ).

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, муниципальных образований.

В соответствии с ч.1 ст.246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются судом по общим правилам искового производства с особенностями, установленными главами 24-26 данного Кодекса.

В силу ст. 255 ГПК РФ в порядке гражданского судопроизводства может быть оспорено лишь такое бездействие органа местного самоуправления, в результате которого нарушены права гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо ответственность или он незаконно привлечен к ответственности.

Исходя из положений ч.3 ст. 131 ГПК РФ в заявлении, предъявляемом прокурором в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, должно быть указано, в чем конкретно заключаются их интересы, какое право нарушено, должна содержаться ссылка на закон или иной нормативный правовой акт, предусматривающие способы защиты этих прав.

Из содержания рассматриваемого иска усматривается, что мотивы, приведенные прокурором в обоснование его обращения в суд, не свидетельствуют о нарушении прав граждан и сводятся к контролю за деятельностью органа местного самоуправления, который не может быть осуществлен в рамках гражданского судопроизводства.

Так, обращаясь в суд с заявлением, прокурор не указал, какие нарушенные права неопределенного круга лиц подлежат защите. Ссылка прокурора на нормы федерального законодательства, не может быть принята во внимание, поскольку из текста самого заявления усматривается, что неисполнение администрацией Стуковского сельсовета обязанностей по подготовке к отопительному сезону каких-либо реальных негативных последствий не повлекло, а может в будущем привести к «парализации деятельности больниц, образовательных учреждений», «ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки», повлечёт нарушение прав неограниченного круга потребителей коммунальных услуг, добросовестно их оплачивающих, поставив их в затруднительное положение.

В ходе судебного разбирательства прокурором не было указано на обстоятельства и не было приведено доказательств, свидетельствующих о конкретных нарушениях прав и свобод граждан, о реально возникших неблагоприятных последствиях, находящихся в причинной связи с оспариваемым бездействием.

В судебном заседании глава администрации Стуковского сельсовета пояснил Канделя Н.В. и представитель третьего лица Петрова Н.В. пояснили, что каких-либо жалоб от населения не поступало, фактически чьи-либо права не нарушены, администрацией совместно ОАО «Стуковское» принимаются своевременные и достаточные меры по устранению выявленных нарушений, поскольку им понятна ответственность за срыв отопительного сезона, в частности ввода в эксплуатацию котельной и получения необходимых документов.

Из исследованных в судебном заседании представленных ответчиком Канделя Н.В. контракта № 01.10.71 от 13 августа 2010 года, контракта на выполнение работ по монтажу и пуско-наладочных работ и договора № 1 аренды муниципального имущества от 10 сентября 2010 года видно, что доводы ответчиков о принятии своевременных и действительных мер по подготовке котельной к отопительному сезону подтверждены.

Прокурором данное обстоятельство не отрицалось, какие-либо конкретные факты реального нарушения прав жителей Стуковского сельсовета не указаны.

В соответствии с п. 12 Постановления Правительства РФ от 23 мая 2006 года, N 307 “О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам“, предусматривающего порядок начала отопительного сезона,- если собственники помещений в многоквартирном доме или собственники жилых домов не Установили условия определения даты начала и (или) окончания отопительного периода или дату начала и (или) окончания отопительного периода, а также если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается по сети централизованного теплоснабжения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. При этом начало отопительного периода устанавливается при среднесуточной температуре наружного воздуха ниже +8°С, а конец отопительного периода - при среднесуточной температуре наружного воздуха выше +8°С в течение 5 суток подряд. Отопительный период должен начинаться или заканчиваться со дня, следующего за последним днем указанного периода.

При таких обстоятельствах, суд не может рассмотреть исковое заявление прокурора в порядке гражданского судопроизводства, так как отсутствует реальное нарушение прав граждан, и поэтому суд приходит к выводу о прекращении производства по делу по правилам и на основании ст. 220, п.1 ч.1 ст. 134 ГПК РФ, так как исковое заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Доводы прокурора об опасности возникновения чрезвычайной ситуации, опасности причинения вреда в будущем, могут в силу ч.1 ст. 1065 ГК РФ являться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность, но таких требований прокурором не заявлено.

На основании вышеизложенного и руководствуясь п.1 ч.1 ст. 134, ст. 220, ст. 224, 225 и 371 ГПК РФ, суд

Определил:

Производство по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Павловского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации Стуковского сельсовета Павловского района Алтайского края о признании незаконным бездействия по ненадлежащему выполнению полномочий по организации теплоснабжения, возложении обязанности обеспечить надежное теплоснабжение, прекратить, поскольку дело не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.

Разъяснить, что повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.

На определение в течение 10 дней со дня его вынесения может быть подана частная жалоба в Алтайский краевой суд через Павловский районный суд.

Судья В.Н. Трущелев