Судебная практика

Решение от 17 сентября 2010 года № 2-855/10. Решение от 17 сентября 2010 года № 2-855/10. Алтайский край.

Павловский районный суд Алтайского края в составе: председательствующего судьи Кирсанова С.В.

при секретаре Лодневой Т.М.,

с участием истца Ставровой И.Н.,

представителя ответчика Курениновой Н.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ставровой Ири к Комитету по образованию администрации Павловского района Алтайского края (органу опеки и попечительства Павловского района) о признании права на получении безвозмездной субсидии на приобретение жилья,

Установил:

Ставрова И.Н. обратилась в суд с иском к Комитету по образованию администрации Павловского района (органу опеки и попечительства Павловского района) о признании права на получении субсидии на приобретение жилья. Одновременно просит суд признать её утратившей право пользования закрепленным за ней жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес>, так как оно в настоящее время не пригодно для целей постоянного или временного проживания, в виду его ветхости и аварийности, отсутствия каких-либо условий для нормального проживания, а также малой жилой площади (46 кв.м.) и проживания на ней 6 человек. Кроме того, заявитель ссылается на то, что она является сиротой с детства, мама признана судом недееспособной и находится в социальном учреждении, сведений об отце она не имеет, опекуном выступала её бабушка, которая также умерла, долгое время проживала в детском доме, затем училась и жила в профессионально-техническом училище в <адрес> на полном государственном обеспечении, по достижение возраста 18 лет и окончания обучения скиталась по разным адресам, не имея своего жилья, в настоящее время проживает и зарегистрировалась временно у своей сестры С.

Истица по делу Ставрова И.Н. в судебном заседании просит иск удовлетворить в полном объеме, утверждает, что не может проживать в формально закрепленном за ней помещении, которое нельзя назвать жилым, полагает, что ей как сироте положено более достойное жилое помещение или субсидия на его приобретение, неоднократно обращалась в органы местного самоуправления по улучшению жилищных условий, но положительного результата не достигла, вынуждена была искать судебную защиту своих жилищных прав.

Представитель органа опеки и попечительства администрации Павловского района Куренинова Н.Н. в судебном заседании иск признала в полном объеме, действительно по результатам обследования жилищных условий данной гражданки комиссия Установила, что закрепленное за сиротой жилье не пригодно для проживания, от чего орган опеки и попечительства просит суд признать за истицей право на получение указанной жилищной субсидии.

Исследовав материалы гражданского дела, выслушав объяснения истца и ответчика, изучив поданное исковое заявление и приложенные к нему письменные доказательства, суд удовлетворяет заявленные исковые требования в полном объеме.

В соответствии со ст.30 Жилищного кодекса РФсобственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.

Собственник жилого помещения вправе предоставить во владение и (или) в пользование принадлежащее ему на праве собственности жилое помещение гражданину на основании договора найма, договора безвозмездного пользования или на ином законном основании, а также юридическому лицу на основании договора аренды или на ином законном основании с учетом требований, установленных гражданским законодательством, настоящим Кодексом.

В соответствии со ст.31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Члены семьи собственника жилого помещения имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи. Члены семьи собственника жилого помещения обязаны использовать данное жилое помещение по назначению, обеспечивать его сохранность.

Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи собственника жилого помещения несут солидарную с собственником ответственность по обязательствам, вытекающим из пользования данным жилым помещением, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи.

Как достоверно установлено в ходе судебного заседания истица Ставрова И.Н. не является близким родственником хозяйки квартиры - С., она её сестра, следовательно не возможно утверждать, что ребенок сирота надлежащим образом обеспечена пригодным для проживания жилым помещением. Данный вывод следует из представленного суду акта обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ №, которым комиссия администрации <адрес> произвела обследование помещения в <адрес>. Из акта обследования следует, что здание шлаколитое, одноэтажное, двухквартирное, фундамент бетонный ленточный, перекрытие деревянное, внутренняя отделка вспучена, массовое отпадение штукатурки, глубокие трещины, отопление печное, электропроводка открытая, фундамент промерзает, искривлен, стены деформированы при износе в 70%, крыша протекает, окна рассохлись и покоробились, двери осели. Таким образом, комиссия пришла к заключению, что обследованный дом непригоден для проживания.



В соответствии со ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Фед. закона от ДД.ММ.ГГГГ) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), имевшие закрепленное жилое помещение, сохраняют на него право на весь период пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания населения, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, на период службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, на период нахождения в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу Положения о порядке предоставления безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья гражданам Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 15 января 2008г. №8 финансирование мероприятий по предоставлению безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется за счет средств краевого бюджета.

Право получения безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья имеют лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, которым на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ “О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей“ не исполнилось 23 года.

Безвозмездная субсидия на строительство или приобретение жилья предоставляется однократно.

Учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, относящихся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях дальнейшего включения их в список лиц, стоящих в очереди на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, осуществляется уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии со статьей 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

Учет и контроль распределения и использования безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья вышеназванным лицам возлагается на opганы местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Лицо, имеющее право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья и изъявившее желание ее получить, стоящее в очереди на получение жилья, обращается с личным заявлением на имя уполномоченного должностного лица органа местного самоуправления.

Структурное подразделение или комиссия органа местного самоуправления, отвечающие за учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, при участии специалиста по охране детства органов, осуществляющих управление в сфере образования, рассматривают заявление, изучают документы, подтверждающие, что лицо имеет статус сироты или лица, оставшегося без попечения родителей, отсутствие жилья, регистрацию (прописку) по месту подачи заявления, факт постановки в органах местного самоуправления на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и выносят заключение о возможности или невозможности предоставления субсидии.

Формирование сводного списка граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края, а также подготовка проекта правового акта Администрации края о распределении безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья для граждан из указанной категории между муниципальными образованиями осуществляется управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи.

Заявка органа местного самоуправления на предоставление субсидии, заключение, анкета лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляются в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи для создания банка данных о лицах, не достигших 23-летнего возраста, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих жилья на праве собственности или по договору жилищного найма.

Субсидии направляются управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи в бюджеты муниципальных образований, которые за тем перечисляют их продавцу жилья на основании предварительного договора купли-продажи жилья или застройщику жилья на основании договора.

Размер предоставляемой субсидии определяется исходя из нормы предоставления площади жилого помещения для одиноко проживающего гражданина, установленной статьей 8 закона Алтайского края от 12.12.2006 N 136-ЗС “О предоставлении жилых помещений государственного жилищного фонда Алтайского края“, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья в муниципальном образовании, установленной органом местного самоуправления муниципального образования, в котором получатель субсидии стоит в очереди на улучшение жилищных условий в качестве гражданина из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но не превышающей средней рыночной стоимости 1 кв. метра жилья в Алтайском крае.

Стоимость 1 кв. метра общей площади жилья в муниципальном образовании подтверждается письмом органа местного самоуправления муниципального образования, прилагаемым к пакету документов, представляемых в управление Алтайского края по образованию и делам молодежи.



Получатель субсидии имеет право в установленном порядке приобрести на первичном или вторичном рынке жилья у любых физических и юридических лиц (одного или нескольких) жилое помещение (в том числе индивидуальный жилой дом (часть дома), отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям, относящееся к категории благоустроенного в соответствии с действующим жилищным законодательством с учетом условий места его постоянного проживания.

Получатель субсидии имеет право инвестировать данные средства в строительство многоквартирного или индивидуального жилого дома, заключив договор долевого участия.

Приобретаемое жилое помещение оформляется в собственность получателя субсидии.

Получатель субсидии имеет право приобрести жилое помещение, стоимость которого превышает размер субсидии, оплатив разницу в его стоимости за счет собственных или заемных (кредитных) средств.

В случае использования субсидии или ее части не по назначению соответствующие средства взыскиваются в судебном порядке.

Согласно предоставленных суду документов и справке за подписью директора КГОУ «Павловский детский дом» - Ставрова Ири ДД.ММ.ГГГГг.р. действительно находилась в данном учреждении для детей-сирот с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на полном государственном обеспечении, следовательно она является сиротой и имеет законное право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, так как она не имеет своего жилья по договору жилищного найма или на праве собственности, и ей на дату вступления в законную силу Федерального закона от 21.12.1996г. N159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» не исполнилось 23 года, кроме того, ей и в настоящее время не исполнилось 23 года, а жилье, в котором она временно зарегистрирована, ей не принадлежит и закреплено за ней формально и данное закрепление нельзя признать надлежащим исполнением Федерального закона от 21 декабря 1996г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в ред. Фед. закона от 12.12.2009г.).

Таким образом, суд заявленный иск удовлетворяет и признает за Ставровой И.Н. право на предоставление ей безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья как гражданке Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающей на территории Алтайского края и одновременно признает её утратившей право пользования и проживания в закрепленном за ней жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Признать Ставрову Ири утратившей право пользования и проживания в закрепленном за ней жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>.

Признать за Ставровой Ирин право на получение безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья как гражданке Российской Федерации из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих на территории Алтайского края.

Решение суда может быть обжаловано в Алтайский краевой суд в течение 10 дней со дня его принятия, через Павловский районный суд Алтайского края.

Председательствующий С.В. Кирсанов