Судебная практика

По иску Атучина В.С., Мазур М.Н. о признании действий главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления № 1043 от 18.08.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паёв АФ «Янтарь». Решение от 15 февраля 2011 года № 1043. Краснодарский край.

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Шеремет Ю.Н.,

при секретаре Малюк А.Н.,

с участием представителя заявителя Мазур М.Н. по доверенности Усенко Т.М., с участием представителя заявителя Атучина В.С.по доверенности Атучиной О.Н.,

с участием представителя заявителей Хамидовой В.Д.,

представителя администрации МО Темрюкский район по доверенности Кайгородцева А.А.,

представителя Департамента имущественных отношений администрации Краснодарского края по доверенности Мороз М.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление Атучина В.С., Мазур М.Н. о признании действий главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления № 1043 от 18.08.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паёв АФ «Янтарь» в части невключения заявителей в список сособственников земельных паев АФ «Янтарь» незаконными и о включении каждого в список сособственников земельных паёв АФ «Янтарь» путём внесения изменений в Постановление № 1043 от 18.08.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паёв АФ «Янтарь» или путем вынесения постановления главы администрации муниципального образования Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Янтарь»,

Установил:

Мазур М.Н. и Атучин В.С. обратились в Темрюкский районный суд с указанным заявлением, в котором просят признать действия главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления от 18.08.1994г. № 1043 «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Янтарь» в части не включения их в список сособственников земельных паев, незаконными, и внести их в список сособственников земельных паев АФ «Янтарь».

Свои требования Мазур М.Н. и Атучин В.С. обосновали тем, что при реорганизации совхоза «Янтарь», расположенного в пос.Веселовка Темрюкского района, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия. В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г. №213 «О порядке установления норм бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве (включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе). В число лиц, работающих в сельском хозяйстве, включаются только работники колхозов и совхозов, других сельскохозяйственным предприятий, пенсионеры этих хозяйств. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Заявители в списках сособственников земельных паев, утвержденных Постановлением главы администрации Темрюкского района, не значатся. Считают, что они незаконно не были включены в списки лиц, имеющих право на бесплатное получение в собственность земельного пая, так как при вынесении данного постановления они лишились права на бесплатное получение в собственность земли.

В связи с тем, что восстановить свое нарушенное право на получение в собственность земельной доли бесплатно они могут только в судебном порядке, так как Департамент имущественных отношений Краснодарского края отказал им предоставить бесплатно в собственность земельный пай, объяснив тем, что ЗК РФ установлен принцип платности использования земель сельскохозяйственного назначения, а администрация муниципального образования Темрюкский район рекомендовала обратиться в суд за защитой нарушенных прав, заявители просят восстановить пропущенный срок для обжалования действий органа местного самоуправления.

В судебное заседание заявитель Мазур М.Н., будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, не явился, заявлений об отложении слушания дела от него не поступало.

Заявитель Атучин В.С., будучи надлежащим образом уведомлен о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явился, заявлений об отложении слушания дела от него не поступало.

В судебном заседании представитель заявителя Мазур М.Н. - Усенко Т.М., действующий на основании доверенности, поддержал заявленные требования, ссылаясь на те же обстоятельства.



В судебном заседании представитель заявителя Атучина В.С. – Атучина О.Н., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, ссылаясь на те же основания.

Представитель заявителей Хамидова В.Д. в судебном заседании поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить, ссылаясь на выше указанные доводы. Считает, что срок исковой давности для обращения в суд заявителями не пропущен. Нахождение их в трудовых отношениях с АФ «Янтарь» в период составления и утверждения списков сособственников земельных долей подтверждается трудовыми книжками.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Темрюкский район – Кайгородцев А.А., действующий на основании доверенности, пояснил суду, что в соответствии с п.9 Постановления Правительства № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» все члены колхоза и работники совхоза, в том числе и ушедшие на пенсию, имеют право на бесплатный земельный и имущественный пай в общей долевой собственности. По решению коллектива хозяйства пай может быть предоставлен работникам объектов социальной сферы, расположенных на территории хозяйства. В случае установления судом права заявителей быть включенными в списки сособственников земельных паев, составленных при реорганизации колхозов и совхозов, администрация МО Темрюкский район не возражает против удовлетворения заявленных требований. В то же время указ Президента от 02.03.1992 № 213, указ Президента от 27.12.1991 № 323, постановления Правительства от 29.12.1991 № 86, на которые ссылаются заявители, утратили силу в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 20.12.2002г. № 912 «О признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации по вопросам оборота земель сельскохозяйственного назначения» и в соответствии с указом Президента РФ от 25.02.2003г. № 250 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента РСФСР и Президента Российской Федерации». В соответствии с ч.1 ст.4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Согласно ст.6 Федерального закона от 25.10.2001г. № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» изданные до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента Российской Федерации и нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации применяются в части, не противоречащей Земельному кодексу Российской Федерации. Пунктом 7 ст.1 ГК РФ основным принципом земельного законодательства провозглашен принцип платности. Действующим законодательством не закреплено наделение граждан землей бесплатно.

Представитель департамента имущественных отношений Краснодарского края Мороз М.Н., действующий на основании доверенности, просил в удовлетворении заявленных требований отказать, считает заявление Мазур М.Н. и Атучина В.С. необоснованным и не подлежащим удовлетворению, указав на то, что согласно действовавшему на момент приватизации земель законодательству, безусловное право на получение земельных долей имели члены колхозов и пенсионеры этих хозяйств, проживающие на их территории. Списки граждан, имеющих право на бесплатное приобретение в собственность земельных долей, составлялись внутрихозяйственной комиссией и утверждались Решением общего собрания трудового коллектива, затем Постановлением главы администрации Темрюкского района (пункт 9 Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов). Работники социальной сферы наделялись земельными и имущественными паями только при наличии соответствующего решения коллектива хозяйства, то есть, наделение работников социальной сферы земельными паями являлось правом, а не обязанностью членов сельскохозяйственного предприятия и не включение в данные списки данных лиц не является правонарушением. Ссылка заявителей на Указ президента РФ от 02.03.1992г. «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» является несостоятельной, поскольку данный нормативно-правовой акт определяет только порядок установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в их собственность, но не устанавливает категории граждан, которым земельные участки (доли) могут передаваться в собственность бесплатно. Правом на получение земельной доли обладали те лица, которые были включены в списки, составленные внутрихозяйственными комиссиями и утвержденные Постановлением администрации района. Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента от 27.12.1991. № 323 и ряда постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», постановления Правительства РФ от 04.09.1992г. №708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы, заявители знали о бесплатном наделении земельной доли в силу общей публичности осуществлении приватизации колхоза, но в суд обратились лишь в 2010 году, спустя более 15 лет, и не представили суду доказательств уважительности причин пропуска на обжалование действий органа местно самоуправления.

Представитель Темрюкского отдела Управления ФС государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, представитель по доверенности Комарова Ю.Н. представила в суд заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Мазур М.Н. и Атучина В.С.

С 23.11.1990г., с момента принятия Закона РСФСР №374-1 «О земельной реформе», в Российской Федерации началась земельная реформа, в ходе которой земли совхозов и других сельскохозяйственных предприятий были переданы в коллективно-долевую собственность граждан.

На основании Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» колхозы и совхозы были обязаны в срок до 01.01.1993г. провести реорганизацию и привести свой статус в соответствие с Законом РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности», а также другими законодательными актами и перерегистрироваться в установленном порядке.

В соответствии с нормами закона РСФСР от 25.12.1990г. № 445-1 «О предприятиях и предпринимательской деятельности» сельскохозяйственные предприятия учреждались либо по решению собственников имущества или уполномоченного им органа, либо по решению трудового коллектива. Министерство сельского хозяйства РСФСР, Государственный комитет РСФСР по управлению государственным имуществом и их органами на местах, администрации краев, областей, автономных областей, автономных округов должны были в срок до 01.02.1992г. сформировать республиканские, краевые, областные, автономной области, автономных округов и районные совместные комиссии по приватизации земель, находящихся в пользовании совхозов. Для приватизации земли и реорганизации хозяйств в каждом колхозе и совхозе создавались комиссии. В их состав включались представители местных органов власти, администрации хозяйств, трудовых коллективов, районных управлений сельского хозяйства, комитетов по земельной реформе, кредиторов. Руководство указанными комиссиями было возложено на председателей колхозов и директоров совхозов, которые несли персональную ответственность за исполнение Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов».

При реорганизации совхоза «Янтарь» в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» было проведено общее собрание и создана внутрихозяйственная комиссия.

В соответствии с Указом Президента РФ от 02.03.1992г. №213 «О порядке установления нормы бесплатной передачи земельных участков в собственность граждан» при определении среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность, вся площадь сельскохозяйственных угодий в пределах сельскохозяйственных предприятий района, за исключением земель, передаваемых в ведение сельских, поселковых, городских Советов народных депутатов, делится на суммарную численность лиц, работающих в сельском хозяйстве, включая пенсионеров, ранее работавших в сельском хозяйстве, а также лиц, занятых в социальной сфере на селе. В число лиц, занятых в социальной сфере на селе, включаются работники предприятий, организаций и учреждений народного образования, здравоохранения, культуры, быта, связи, торговли и общественного питания, расположенных на территориях сельскохозяйственных предприятий.

Заявители в списках сособственников земельных паев, утвержденных Постановлением главы администрации Темрюкского района от 18.08.1994г. за №1043, не значатся. На момент формирования списков сособственников земельных долей АФ «Янтарь» и утверждения этих списков Мазур М.Н. и Атучин В.С. являлись работниками АФ «Янтарь». Данный вывод суда подтверждается исследованной в судебном заседании трудовой книжкой (копия приобщена к материалам дела).

Согласно записям трудовой книжки Мазур М.Н. 01.09.1989г. принят разнорабочим в винсовхоз «Янтарь», 21.11.1991г. уволен в связи с вызовом на военную службу.

Согласно записям трудовой книжки Атучин В.С. 16.08.1988г. принят разнорабочим в винсовхоз «Янтарь», 03.07.1991г. переведен трактористом, 04.07.1991г. уволен в связи с вызовом на военную службу, 02.08.1993г. принят разнорабочим в отделение №2, 26.08.1993г. переведен трактористом-машинистом, 06.09.1993г. переведен руководителем секции, 01.09.1998г. уволен по собственному желанию.

Согласно ст.254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде Решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.



Согласно ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск данного срока может являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

В соответствии с п.24 Постановления №2 Пленума Верховного суда от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» суду необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

Поскольку вопросы соблюдения срока обращения в суд касаются существа дела, выводы о его восстановлении или об отказе в восстановлении в силу части 4 статьи 198 ГПК РФ должны содержаться в решении суда.

При установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.

Приватизация колхозов и совхозов на территории Краснодарского края, проводившаяся в начале 90-х годов, осуществлялась на основании Указа Президента РФ от 27.12.1991г. № 323 и ряда Постановлений, в том числе и Постановления Правительства РФ от 29.12.1991г. № 86 «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ от 04.09.1992г. № 708 «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса». Данные нормативные правовые акты были официально опубликованы. Но в суд Мазур М.Н. и Атучин В.С. обратились лишь в январе 2011 года, т.е. спустя более 16 лет.

Заявителями не предоставлены доказательства уважительности причин пропуска срока на обжалование действий (бездействий) органа местного самоуправления. Суд отказывает в удовлетворении заявления Мазур М.Н. и Атучин В.С. по основаниям пропуска срока, предусмотренного ст.256 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Отказать в удовлетворении заявления Атучина В.С., Мазур М.Н. о признании действий главы администрации Темрюкского района по вынесению постановления № 1043 от 18.08.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паёв АФ «Янтарь» в части невключения заявителей в список сособственников земельных паев АФ «Янтарь» незаконными и о включении каждого в список сособственников земельных паев АФ «Янтарь» путём внесения изменений в Постановление N9 1043 от 18.08.1994 года «Об утверждении списков сособственников земельных паев АФ «Янтарь» или путем вынесения постановления главы администрации муниципального образования Темрюкский район «Об утверждении дополнительного списка сособственников земельных паев АФ «Янтарь» в связи с пропуском без уважительных причин срока давности, установленного Федеральным Законом для защиты права и обращения в суд.

Решение суда может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение 10 дней.

Мотивированный текст решения изготовлен 18.02.2011г.

Председательствующий: Ю.Н. Шеремет