Судебная практика

О признании незаконным бездействия. Решение от 23 июня 2011 года № 2-1486/2011. Красноярский край.

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

Председательствующего Лощакова Д.В.

при секретаре Полуэктовой И.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Минусинского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Минусинска о признании бездействия незаконным и понуждении к действиям,

Установил:

Минусинский межрайонный прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исками к администрации г.Минусинска о признании незаконным бездействия по непринятию мер к оборудованию светофорных объектов на пересечении ул. Абаканская–Советская, Абаканская-Гагарина, Большевисткая-Вокзальная г.Минусинска секциями пешеходных светофоров и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, просил обязать администрацию г.Минусинска оборудовать светофорные объекты на вышеуказанных перекрестках секциями пешеходных светофоров и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода. Свои требования истец мотивировал тем, что Минусинской межрайонной прокуратурой была проведена проверка исполнения соблюдения администрацией г.Минусинска требований федерального административного законодательства, регулирующего правоотношения в области дорожного движения. В ходе проведенной проверки установлено, что светофорные объекты на указанных перекрестках г.Минусинска не соответствуют требованиям п.7.3.4., п. 8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004, а именно, на них отсутствуют секции пешеходных светофоров и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода. В соответствии с федеральным законодательством, осуществлении дорожной деятельности в отношении дорог местного значения относится к полномочиям органов местного самоуправления. Указанные светофорные объекты находятся на балансе ответчика и отсутствие указанного оборудования на них влечет нарушение прав на жизнь и охрану здоровья неопределенного круга граждан - участников дорожного движения в связи с чем администрация обязана оборудовать указанные светофорные объекты в соответствии с федеральным законодательством.

Определением суда гражданские дела по указанным искам были объединены в одно производство.

В судебном заседании прокурор Степанков И.В. исковые требования полностью поддержал по основаниям изложенным в исковом заявлении, просил установить срок для исполнения ответчиком требований до июля 2012 года.

Представитель ответчика администрации г.Минусинска Носков В.Б. исковые требования не признал. Суду пояснил, что в соответствии с долгосрочной городской целевой программой “Безопасность дорожного движения на территории городского округа - город Минусинск“ на 2009 - 2011 годы ответчиком проводится работа по приведению указанных прокурором светофорных объектов в соответствии с требованиями законодательства. В настоящее время составлены локальные сметные расчеты на реконструкцию светофорных объектов по ул.Абаканская-Гагарина и Большевисткая-Вокзальная г.Минусинска, к осени 2011года на них будут установлены дополнительные секции пешеходных светофоров. Проведение требуемых прокурором работ влечет для администрации значительные расходы и необходимость их включения в бюджет. Оснований для возложения на администрацию г.Минусинска обязанности по оборудованию светофорных объектов дополнительными секциями пешеходных переходов и защитными ограждениями перильного типа не имеется, поскольку ГОСТ, на который ссылается прокурор, имеет лишь рекомендательный характер. Кроме того, требования в части оборудования светофорных объектов по ул. ул. Абаканская–Советская, Большевисткая-Вокзальная г.Минусинска ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 метров в каждую сторону, по мнению ответчика, являются не выполнимыми и нарушающими права граждан. Данные перекрестки расположены в частном жилом секторе и оборудование их такими перильными ограждениями приведет к тому, что граждане, проживающие вблизи указанных перекрестков будут лишены возможности подъехать к своему дому, подвезти уголь, дрова. Также непонятны для ответчика требования истца, в части оборудования светофорного объекта по ул. Абаканская-Гагарина перильными ограждениями. На данном перекрестке частично уже имеются защитные ограждения длиною около 12 метров в каждую сторону, кроме того, в 25 метрах от пешеходного перехода имеется ответвление дороги (карман) и установление ограждений указанной длины может преградить машинам путь для въезда в него. Кроме того, вдоль всей проезжей части проходят линии телефонной связи и электропередач и установка защитных ограждений может создать препятствия для их обслуживания соответствующими организациями.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора МО МВД РФ «Минусинский» Губин С.Д. в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие. В представленном суду заявлении требования прокурора полностью поддержал, мотивируя тем, что выполнение требуемых прокурором работ по оборудованию светофорных объектов дополнительными секциями пешеходных светофоров и защитными ограждениями необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.

Выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что на светофорных объектах, установленных на перекрестках ул.Абаканская–Советская, Абаканская-Гагарина и Большевисткая-Вокзальная г.Минусинска отсутствуют секции пешеходных светофоров и ограничивающие пешеходные ограждения перильного типа. Указанные светофорные объекты являются муниципальной собственностью и включены в реестр муниципального имущества.

Указанные обстоятельства подтверждаются пояснениями сторон, актами проверки от 07.04.2011г. и от 09.04.2011г., техническими заданиями № 1, 2, 3 на проектирование светофорного объекта, локальными сметными расчетами.

В соответствии с п.6 ст. 13 ФЗ от 08.11.2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст. 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» на органы местного самоуправления возложена дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу ст.2, 5-6 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» организация дорожного движения - комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах. Обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством, в том числе, осуществления деятельности по организации дорожного движения. Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения.



На основании ст.ст.21, 22 этого закона мероприятия по организации дорожного движения, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест) в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог. Деятельность по организации дорожного движения должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

Учитывая установленные обстоятельства и указанные положения закона, суд приходит к выводу, что администрация г.Минусинска, в пределах своей компетенции, обязана обеспечивать на указанных прокурором светофорных объектах безопасность дорожного движения. При этом деятельность по обеспечению безопасности должна осуществляться на основе комплексного использования технических средств и конструкций, применение которых регламентировано действующими в Российской Федерации стандартами и предусмотрено проектами и схемами организации дорожного движения.

В соответствии с п.1 ГОСТ Р 52289-2004 “Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств“ данный стандарт устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах.

Согласно п.7.3.4 указанного стандарта пешеходными светофорами оборудуют все пешеходные переходы, расположенные на регулируемом перекрестке.

В силу п.8.1.27 указанного стандарта, ограничивающие пешеходные ограждения применяют:

перильного типа - у наземных пешеходных переходов со светофорным регулированием с двух сторон дороги, на протяжении не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода, а также на участках, где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч - при запрещенной остановке или стоянке.

В связи с изложенным, суд полагает обоснованными исковые требования и доводы прокурора о незаконности бездействия администрации г.Минусинска по непринятию мер к оборудованию светофорных объектов секциями пешеходных переходов и ограничивающими пешеходными ограждениями и о необходимости возложения на администрацию обязанности произвести такое оборудование.

При этом, учитывая пояснения прокурора и представителя ответчика относительно установления срока для исполнения исковых требований, суд считает необходимым согласиться с предложенным прокурором сроком, установив его до 01 июля 2012 года.

Доводы представителя ответчика о том, что оснований для удовлетворения исковых требований не имеется поскольку вышеуказанный ГОСТ носит лишь рекомендательный характер суд считает необоснованными.

По мнению суда, исполнение указанных требований ГОСТа необходимо для повышения уровня безопасности дорожного движения в связи с чем требуемые прокурором мероприятия подлежат безусловному исполнению.

В соответствии со ст.3 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» основным принципом обеспечения безопасности дорожного движения является, в том числе, приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Доводы представителя ответчика о том, что оборудование светофорных объектов на перекрестках улиц Абаканская-Советская и Большевисткая-Вокзальная ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа повлечет невозможность подъезда на транспортных средствах к домам проживающих около этих объектов граждан, а также невозможность обслуживания линий электропередач и связи суд также считает необоснованными. При необходимости ограничивающие ограждения могут быть оборудованы специальными закрывающимися устройствами для проезда транспорта.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Решил:

Признать незаконным бездействие администрации г.Минусинска по непринятию мер к оборудованию светофорных объектов на пересечении улиц Абаканская-Советская, Абаканская-Гагарина и Большевисткая-Вокзальная г.Минусинска секциями пешеходных светофоров и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода и обязать администрации г.Минусинска в срок до 01 июля 2012 года оборудовать светофорные объекты на пересечении улиц Абаканская-Советская, Абаканская-Гагарина и Большевисткая-Вокзальная г.Минусинска секциями пешеходных светофоров и ограничивающими пешеходными ограждениями перильного типа не менее 50 м в каждую сторону от пешеходного перехода.



Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме изготовлено 05.07.2011г..