Судебная практика

Об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Решение от 10 января 2002 года № 2-67/2011Г. Алтайский край.

<данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края в составе:

председательствующего Изембаева Р.Н.,

при секретаре Семиной Е.В.,

с участием помощника прокурора <данные изъяты> района Калашникова А.Г.,

представителя ответчиков Саньковой Л.В.,

представителя третьего лица Жежера А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску <данные изъяты> межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрациям <данные изъяты> сельсоветов <данные изъяты> района <данные изъяты> края, администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> края об организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов,

Установил:

<данные изъяты> межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к Администрациям <данные изъяты> сельсоветов <данные изъяты> района <данные изъяты> края, администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> края, указывая на то, что <данные изъяты> межрайонной природоохранной прокуратурой в <данные изъяты>. была проведена проверка соблюдения законодательства об отходах производства и потребления на территории <данные изъяты> района <данные изъяты> края.

В соответствии с информацией администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> края места размещения отходов, образующихся в границах вышеуказанных сельсоветов расположены в 500 м. от <адрес>, в 200 м. от <адрес>, в 100 м. от <адрес>, в 350 м. от <адрес>, в 540 м. от <адрес>, в 550 м. от <адрес>, в 900 м. от <адрес>, в 800 м. от <адрес>, в 900 м. от <адрес>, в 1300 м. от <адрес>, в 500 м. от <адрес>, в 1600 м. от <адрес>, в 350 м. от <адрес>, в 650 м. от <адрес> лесхоз, в 500 м. от <адрес>, в 800 м. от <адрес>.

По сведениям администрации <данные изъяты> района свалки расположены на землях сельскохозяйственного назначения, что противоречит ст.ст.12, 13, 77 ЗК РФ, ст.6 ФЗ от 24.07.2002г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Проверка мест размещения отходов в указанных сельсоветах <данные изъяты> района проводилась ТО по <данные изъяты> районам Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> краю в ДД.ММ.ГГГГ.

Установлено, что на территории вышеуказанных сельсоветов <данные изъяты> района не организованы сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов: места централизованного хранения и захоронения отходов производства и потребления с отведенным в установленном порядке земельным участком на территории сельсоветов отсутствуют, места размещения отходов не включены в государственный реестр объектов размещения отходов, не ведется учет поступающих отходов, нет схемы санитарной очистки населенных пунктов, программы производственного контроля, лабораторные исследования почвы, атмосферного воздуха в месте размещения отходов не проводятся, организации, имеющей лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности, нет.

Выявленные нарушения подтверждаются информацией Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ и информациями администрации <данные изъяты> района от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и пункту1 статьи51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Гарантировать санитарно-эпидемиологическую безопасность населения должны полигоны твердых бытовых отходов (далее по тексту ТБО), которые являются специальными сооружениями, предназначенными для изоляции и обезвреживания ТБО. На полигонах обеспечивается статическая устойчивость ТБО с учетом динамики уплотнения, минерализации, газовыделения, максимальной нагрузки на единицу площади, возможности последующего рационального использования участка после закрытия полигонов. Полигоны могут быть организованы для любых по величине населенных пунктов. Рекомендуется создание централизованных полигонов для групп населенных пунктов (пункт2.1. Санитарных правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов»).

В соответствии с пунктом1, 6, 7 статьи12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В обоснование заявленных требований прокурор ссылается на п.п. 2.2, 2.3, 2.4, 6.4, 6.5 Санитарных Правил СП 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов».

Таким образом, обезвреживание твердых бытовых отходов должно осуществляться только в строго отведенных местах – полигонах твердых бытовых отходов, при этом, согласно пункту2 статьи51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», запрещен сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно - бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, предприятий торговли, общественного питания и культурно - бытового назначения; жидких из неканализованных зданий; уличного мусора и смета и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта) в соответствии с Генеральной схемой очистки населенного пункта, утвержденной Решением Исполкома местного Совета народных депутатов (пункт1.2. СанПин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест»).

В нарушение вышеназванных норм законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения сбор, вывоз, утилизация и переработка отходов на территории вышеуказанных сельсоветов <данные изъяты> района надлежащим образом не организованы.

В силу подпункта18 пункта1 статьи14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района на основании подпункта14 пункта1 статьи15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Однако до настоящего времени надлежащее место для проведения утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах вышеуказанных сельсоветов <данные изъяты> района надлежаще не определено.

В сложившейся ситуации администрации вышеуказанных сельсоветов <данные изъяты> района должны надлежащим образом организовать сбор, вывоз, отходов в границах сельсоветов, а администрация <данные изъяты> района их утилизацию и переработку.

На основании подпункта1 пункта1 статьи14, подпункта1 пункта1 статьи15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статей139, 140 Бюджетного кодекса РФ администрации вышеуказанных сельсоветов <данные изъяты> района, администрация <данные изъяты> района должны обеспечить финансирование решения указанных вопросов местного значения, отнесенных законом к их компетенции. Данный вывод подтверждается сложившейся судебной практикой (Определение Верховного суда РФ от 15.10.2008 №32-ВПР08-10).

Несоблюдение названных требований законодательства, создает угрозу нарушения прав неопределенного круга лиц и нарушает интересы Российской Федерации на благоприятную окружающую среду.

Просит обязать администрации <данные изъяты> сельсоветов <данные изъяты> района <данные изъяты> края, организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления сбор, вывоз бытовых и промышленных отходов в границах вышеуказанных сельсоветов <данные изъяты> района; обязать администрацию <данные изъяты> района <данные изъяты> края организовать в соответствии с требованиями законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, законодательства об отходах производства и потребления утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах администрации <данные изъяты> сельсоветов <данные изъяты> района <данные изъяты> края.

Помощник прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> края Калашников А.Г. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме. В пояснениях сослался на доводы, изложенные в исковом заявлении.

<данные изъяты> межрайонный природоохранный прокурор в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

Представитель ответчика Администрации <данные изъяты> сельсовета <данные изъяты> района <данные изъяты> края, представитель третьего лица Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды <данные изъяты> в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Представитель Управления природных ресурсов и охраны окружающей среды <данные изъяты> представил отзыв, в котором поддержал требования прокурора по основаниям, указанным в иске

Представитель ответчиков Администрации <данные изъяты> сельсоветов <данные изъяты> района <данные изъяты> края, администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> края Санькова Л.В. исковые требования в судебном заседании признала в полном объеме, за исключением требования о понуждении администраций сельсоветов к сбору, вывозу промышленных отходов в границах сельсоветов. Признает, что все выявленные ранее нарушения, указанные в иске, касающиеся полигонов ТБО имели место и не устранены ответчиками до настоящего времени. Администрациями сельсоветов и района проводятся мероприятия по устранению указанных в иске нарушений. Срок для исполнения требований указанных в иске просила определить до ДД.ММ.ГГГГ

Представитель третьего лица Управление Роспотребнадзора по <данные изъяты> краю Жежера А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал, по основаниям указанным в иске.

Суд, в силу ст.167 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, находит заявленные требования подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и статьей 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ “Об охране окружающей среды“ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Согласно статьи 3 указанного Закона любая деятельность, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов, к числу которых относится:

соблюдение права человека на окружающую среду;

обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека;

охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, как необходимые условия обеспечения окружающей среды и экологической безопасности;

допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды;

обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды.

Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» регулирует отношения в области взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Федеральный Закон «Об отходах производства и потребления» определяет правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников.

Исходя из преамбулы к Федеральному Закону «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» он направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, нормы вышеуказанных законов направлены на обеспечение здоровья населения и благоприятной окружающей среды.

Установлено что на территории вышеназванных сельсоветов, в нарушение требований СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий» места централизованного хранения и захоронения отходов производства и потребления с отведенным в установленном порядке земельным участком на территории сельсоветов отсутствуют, места размещения отходов не включены в государственный реестр объектов размещения отходов, не ведется учет поступающих отходов, нет схемы санитарной очистки населенных пунктов, программы производственного контроля, лабораторные исследования почвы, атмосферного воздуха в месте размещения отходов не проводятся, организации, имеющей лицензию на осуществление соответствующих видов деятельности, нет.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, исследованными в судебном заседании, в частности, информациями главы <данные изъяты> района <данные изъяты> края № от ДД.ММ.ГГГГ; информацией и актами Территориального отдела в <данные изъяты> районах Управления Роспотребнадзора по <данные изъяты> краю.

Кроме того, наличие вышеназванных нарушений в судебном заседании признал представитель ответчиков Санькова Л.В., что в силу ч.2 ст.68 ГПК РФ освобождает истца от дальнейшего их доказывания. Последствия признания, предусмотренные ч.2 ст.68 ГПК РФ представителю ответчиков судом разъяснены.

Часть 5 статьи 12 Федерального закона от 24 июня 1998 года номер 89-ФЗ “Об отходах производства и потребления“ запрещает размещать отходы на территориях городских и других поселений, лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зон.

В соответствии с подпунктом 18 пункта 1 статьи 14, подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения, а организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов – к вопросам местного значения муниципального района.

Кроме того, в силу ч.ч. 1, 2 ст.8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

На основании вышеизложенного, суд находит доводы представителя ответчика Саньковой Л.В. в части не признания исковых требований о понуждении администраций сельсоветов <данные изъяты> района к сбору, вывозу промышленных отходов в границах сельсоветов заслуживающими внимания. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений не относит организацию сбора и вывоза промышленных отходов, а потому в указанной части требования прокурора удовлетворению не подлежат.

Нормами статей 4, 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года номер 52-ФЗ “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения“ установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно статье 13 Федерального закона “Об отходах производства и потребления“ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Неисполнение ответчиками требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления ставит под угрозу санитарно-эпидемиологическое благополучие неопределенного круга граждан, находящихся на территории поселения, и создает опасность причинения вреда окружающей среде.

Из материалов дела видно, что указанные вопросы местного значения администрациями сельсоветов и администрацией <данные изъяты> района не решаются.

Изложенные в СанПиН 2.1.7.1038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов» и СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-эпидемических (профилактических) мероприятий» требования, должны соблюдаться и быть реализованными во всей совокупности необходимых к исполнению мероприятий.

В соответствии с пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона “О прокуратуре в Российской Федерации“ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

Решил:

Исковые требования <данные изъяты> Межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить в части.

Обязать администрации <данные изъяты> сельсоветов <данные изъяты> района <данные изъяты> края организовать сбор и вывоз бытовых отходов в границах <данные изъяты> сельсоветов <данные изъяты> района <данные изъяты> края в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать администрацию <данные изъяты> района <данные изъяты> края организовать утилизацию и переработку бытовых и промышленных отходов, образующихся в границах <данные изъяты> сельсоветов <данные изъяты> района <данные изъяты> края в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Решение суда может быть обжаловано в <данные изъяты> краевой суд через <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края в течение десяти дней с момента изготовления решения в окончательной форме.

Мотивированное Решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий Р.Н. Изембаев