Судебная практика

О признании бездействия незаконным и о понуждении к совершению действий. Решение от 17 марта 2011 года № 2-109-2011. Алтайский край.

Судья <данные изъяты> районного суда <данные изъяты> края Хорина В.М., с участием помощника прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> края Калашникова А.Г., представителя ответчика Саньковой Л.В., представителя третьего лица Кузьмина Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковым заявлениям прокурора <данные изъяты> района к МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке и утверждению дислокации дорожных знаков в муниципальном образовании,

Установил:

Определением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ объединены в одно производство гражданские дела по исковым заявлениям прокурора <данные изъяты> района к МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке и утверждению дислокации дорожных знаков в муниципальном образовании.

Определением <данные изъяты> районного суда от ДД.ММ.ГГГГ принят отказ помощника прокурора <данные изъяты> района от исковых требований к МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке и утверждению дислокации дорожных знаков в муниципальном образовании в связи с добровольным исполнением требований прокурора, производство в этой части исковых требований прекращено.

В остальной части исковых требований рассмотрение дела продолжено.

Прокурор <данные изъяты> района ФИО8 в исковых заявлениях к МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке и утверждению дислокации дорожных знаков в муниципальном образовании указывает, что прокуратурой <данные изъяты> района в целях защиты жизни и здоровья неопределенного круга лиц, предупреждения дорожно-транспортных происшествий и гибели людей проведена проверка соответствия состояния автомобильных дорог МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района» правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения.

Проведенной проверкой установлено, что вышеуказанными муниципальными образованиями дислокации дорожных знаков в установленном порядке не разработаны и не утверждены.

Принимая во внимание, что в соответствии с действующим законодательством дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесено к вопросам местного значения поселения, бездействие органов местного самоуправления, выразившееся в отсутствии утвержденной в установленном порядке дислокации дорожных знаков, нарушает права граждан на безопасность дорожного движения на территории муниципального образования, представляет угрозу их жизни, здоровью и имуществу, а также противоречит интересам общества и государства, т.к. провоцирует аварийные ситуации на дорогах. Кроме того, отсутствие дислокации делает невозможным предъявление требований об оборудовании автомобильных дорог, а также улиц и дорог населенных пунктов, находящихся в ведении органов местного самоуправления, необходимыми дорожными знаками.

Согласно ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Прокурор <данные изъяты> района просит признать незаконным бездействие муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края», муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края», муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края», муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края» в части неразработки и неутверждения дислокации дорожных знаков на территории сельсоветов; обязать данные муниципальные образования в лице их администраций разработать и утвердить в установленном порядке дислокации дорожных знаков в муниципальных образованиях в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании помощник прокурора <данные изъяты> района Калашников А.Г. поддержал вышеуказанные исковые требования. Представитель МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района» Санькова Л.В. иск прокурора признала и пояснила, что дислокация дорожных знаков находится в стадии разработки. Представитель ОГИБДД ОВД по <данные изъяты> району Кузьмин Д.А. исковые требования прокурора поддержал и пояснил, что у <данные изъяты> сельских советов не разработаны и не утверждены дислокации дорожных знаков на территории муниципальных образований.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд считает необходимым исковые требования прокурора удовлетворить по следующим основаниям.

По сообщению начальника ОВД по <данные изъяты> району ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ дислокации дорожных знаков на дороги и улицы сельских поселений от глав администраций <данные изъяты> сельсоветов на согласование в ОГИБДД ОВД по <данные изъяты> району не поступали, действующих дислокаций дорожных знаков в этих поселениях нет.

По сообщениям глав администраций <данные изъяты> сельсоветов от ДД.ММ.ГГГГ дислокации дорожных знаков на дорогах местного значения поселения у них отсуствуют.

В соответствии с п.5 ст.14 Закона №131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ст.13 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.



Статья 3 указанного закона устанавливает, что дорожная деятельность – есть деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог. При этом под содержанием дорог понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с ч.8 ст.6 указанного Федерального закона автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог, являются собственностью поселения.

В соответствии с Уставами муниципальных образований дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации относится к полномочиям администраций сельсоветов.

В соответствии с положениями Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее ФЗ №196-ФЗ) мероприятия по организации дорожного движения осуществляются в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, в ведении которых находятся автомобильные дороги. Разработка и проведение указанных мероприятий осуществляются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации на основе проектов, схем и иной документации, утверждаемых в установленном порядке (ст.21 Закона).

Статья 30 ФЗ №196-ФЗ устанавливает, что государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения организуются и осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Государственный надзор и контроль осуществляются в целях обеспечения соблюдения законодательства Российской Федерации и законодательства субъектов Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в части, относящейся к обеспечению безопасности дорожного движения.

В соответствии с Положением о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 15.06.1998 года №711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения», Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.

Пункты 3,7 ст.3 Закона <данные изъяты> края от 16.07.1996 года №32-ЗС «О безопасности дорожного движения в <данные изъяты> крае» устанавливают, что органы местного самоуправления, в числе прочего, обеспечивают разработку в населенных пунктах комплексных схем организации дорожного движения, осуществляют мероприятия по организации дорожного движения в целях повышения его безопасности и пропускной способности дорог, находящихся в их ведении.

Раздел 1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» определяет, что настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения. Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.

Пункт 4.1.1 приведенного государственного стандарта предусматривает, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов должны быть оборудованы дорожными знаками, изготовленными по ГОСТ 10807 и размешенными по ГОСТ 23457 в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией.

Приказом МВД РФ от 08.06.1999 года №410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждено Наставление по службе дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, которое определяет порядок осуществления контроля со стороны службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации за соблюдением правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, ремонте и содержании дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также за перевозкой крупногабаритных, тяжеловесных и опасных грузов автомобильным транспортом в части обеспечения безопасности дорожного движения.

Пункт 22 вышеуказанных Наставлений устанавливает, что заместитель начальника управления, отдела, отделения ГИБДД МВД, ГУВД, УВД, управления (отдела) внутренних дел района, города, округа, района в городе, курирующий деятельность службы дорожной инспекции и организации движения, организует контроль за разработкой дислокаций дорожных знаков на дороги, утверждает их и дает предписания дорожным, коммунальным и другим организациям об установке (снятии) дорожных знаков.

Из изложенного выше следует, что автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов, находящиеся в ведении органов местного самоуправления, должны быть оборудованы дорожными знаками, которые размещаются на территории муниципального образования в соответствии с утвержденной в установленном порядке дислокацией, которая в свою очередь должна быть утверждена (согласована) с органом, осуществляющим государственный надзор и контроль в области обеспечения безопасности дорожного движения – ГИБДД.

В соответствии со ст.4 Конституции Российской Федерации Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В соответствии со ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, районный суд



Решил:

Исковые требования прокурора <данные изъяты> района <данные изъяты> края к МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района», МО «<данные изъяты> сельский совет <данные изъяты> района» о признании бездействия незаконным и возложении обязанности по разработке и утверждению дислокации дорожных знаков в муниципальном образовании удовлетворить.

Признать незаконным бездействие муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края», муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края», муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края» муниципального образования «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края» в части неразработки и неутверждения дислокации дорожных знаков на территории сельсоветов.

Обязать муниципальное образование «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края» в лице администрации <данные изъяты> сельсовета разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать муниципальное образование «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края» в лице администрации <данные изъяты> сельсовета разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать муниципальное образование «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края» в лице <данные изъяты> сельсовета разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Обязать муниципальное образование «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края» в лице администрации <данные изъяты> сельсовета разработать и утвердить в установленном порядке дислокацию дорожных знаков в муниципальном образовании «<данные изъяты> сельсовет <данные изъяты> района <данные изъяты> края» в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

Кассационные жалоба, представление на Решение могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия решения судом в окончательной форме в <данные изъяты> краевой суд через <данные изъяты> районный суд <данные изъяты> края.

Судья: В.М. Хорина