Судебная практика

О взыскании денежного пособия на содержание ребенка. Определение от 27 сентября 2010 года № 11-220/10. Алтайский край.

Железнодорожный районный суд г. Барнаула Алтайского края в составе:

председательствующего судьи Саввиной И.А.,

при секретаре Зинец Н.А.,

с участием помощника прокурора Железнодорожного района г. Барнаула Текутьевой Я.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике на Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 30 апреля 2010 года по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Сароз М. М. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой,

Установил:

К мировому судье судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула обратился прокурор Октябрьского района г. Барнаула в интересах Сароз М.М. к Комитету администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике (КФНКП) о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 30 апреля 2010г. исковые требования прокурора удовлетворены частично, взыскана с КФНКП в пользу Дядичко О. И. недополученная сумма опекунского пособия на опекаемого Сароз М. М. за 2006 г. (01.01.2006 г. по 31.12.2006 г.) в размере 1 270 руб. 18 коп. за счет средств бюджета Алтайского края.

КФНКП с Решением мирового судьи не согласен, просит его отменить и принять по делу новое Решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование жалобы указывает, что в соответствии с пунктом «ж» статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно подпункту 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» социальная поддержка детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях) относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Федеральным законом от 22.08.2004 № 122 в абзац 2 пункта 5 статьи 150 Семейного кодекса РФ внесены изменения и с 01.01.2005 порядок и размер выплаты денежных средств на содержание ребенка опекуну устанавливается законами субъекта РФ.

С 01.01.2005 порядок выплаты опекунского пособия в Алтайском крае определяется законом Алтайского края от 31.12.2004 № 72-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Алтайском крае».

Статьей 30 закона Алтайского края от 24.12.2005 № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год.

Норма указанного закона, устанавливающая размер пособия, принята Алтайским краевым Советом народных депутатов в пределах его полномочий, так как в соответствии с пунктом 3.1 статьи 26.3 ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» по предметам совместного ведения отнесенным к полномочиям субъектов РФ, органы государственной власти субъекта Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные правовые акты. На дату рассмотрения дела судом и до настоящего времени указанная норма закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» никем не оспорена в установленном законом порядке.

Закон Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» является нормативным правовым актом, содержащим правовые нормы для неопределенного круга лиц и рассчитанный на неоднократное применение. Опекунское пособие по своей правовой природе является публичные нормативным обязательством - публичным обязательством перед физическим лицом, подлежащим исполнению в денежной форме в установленном законом размере (статья 6 Бюджетного кодекса Российское Федерации). Опекунское пособие не является выплатой, назначаемое каждому опекуну в индивидуальном порядке, а относится к категории обязательных платежей из бюджета, устанавливается для группы граждан его выплата связана с присвоением гражданину статуса опекуна в установленном законодательством порядке.

В соответствии со статьей 251 ГПК РФ гражданин, считающий, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. Аналогичное право предоставлено и прокурору в пределах его компетенции.

Следовательно, основания для неприменения закона Алтайского края «О краевом бюджете на 2006 год» отсутствуют.

В соответствии с частью 2 статьи 153 Федерального закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия выплаты пособий и иных видов социальных выплат не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий и иных видов социальных выплат, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан по состоянию на 31.12.2004 при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Ввиду того, что на 31.12.2004 размер опекунского пособия был установлен Постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 02.12.2003 № 406 «О расходах на выплату денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством)» и составлял в среднем 28 080 рублей на одного ребенка в год, исходя из норм, установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.1992 № 409 «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с учетом пола и возраста детей.

В 2006 году размер опекунского пособия существенно увеличился и составил 39 684 рубля на одного ребенка в год, следовательно, Алтайский край при установлении опекунского пособия в 2006 году не нарушил прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, им обеспечена государственная поддержка на основании законов субъекта Российской Федерации в порядке, определенном федеральным законодательством.

Вышеназванными нормами федеральных законов субъектам РФ предоставлено право самостоятельно устанавливать и исполнять за счет собственных доходов расходные обязательства по выплате денежных средств в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации, при условии, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен.

В соответствии с приложением 18 к закону Алтайского края от 10.07.2007 г. № 69-ЗС «Об исполнении краевого бюджета за 2006 год» краевой бюджет по показателю «Субвенции бюджетам муниципальных районов и городских округов Алтайского края на выплату денежных средств на детей, находящихся под опекой (попечительством)» в 2006 году исполнен в размере 100 процентов.

Размер опекунского пособия устанавливается законом, а не судебным актом, в связи с чем, расчет размера опекунского пособия за 2004 год, произведенный судом, не может служить доказательством получения опекуном в 2004 году опекунского пособия в большем размере, чем было выплачено в 2005 году либо в 2006 году.

Из этого следует, что судом неверно установлен факт получения опекуном в 2004 году пособия на опекаемого ребенка в большем размере, чем было выплачено в 2005 году либо в 2006 году.

Таким образом, комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике выполнил свои обязательства в полном объеме.

Дядичко О.И. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

Представитель ответчика Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, имеется заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Третьи лица - Комитет по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула, Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации г. Барнаула в судебное заседание также не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.

ПрокурорТекутьева Я.В. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении жалобы, Решение мирового судьи оставить без изменения.

Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Суд, выслушав прокурора, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно ст. 72 Конституции РФ социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 5 ст. 150 Семейного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 22.08.2004г. 122 - ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2005 года) на содержание ребенка опекуну (попечителю) ежемесячно выплачиваются денежные средства в порядке и размере, установленных законами субъекта Российской Федерации.

В силу ч. 2 ст. 153 Федерального закона от 22 августа 2004 года №122 - ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия: вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года.

В ст. 30 Закона Алтайского края от 24.12.2005 года № 130-ЗС «О краевом бюджете на 2006 год» предусмотрены расходы на выплату денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством) в 2006 году в размере 39 684 руб. на одного ребенка в год или 3 307 руб. в месяц.

В судебном заседании также установлено, что Постановлением администрации Дружбинского сельсовета Алейского района Алтайского края № от ДД.ММ.ГГГГ Дядичко О.И. назначена опекуном над несовершеннолетним Сароз М. М. ДД.ММ.ГГГГ г. рождения, и ей назначено пособие на содержание опекаемого ребенка (л.д.13).

Согласно справки комитета по образованию администрации Октябрьского района г. Барнаула, опекуном Дядичко О.И. получено за 2006 год пособие в размере 39 684,00 руб. (л.д. 15).

Мировой судья при рассмотрении дела, верно Установил, что объем социальных гарантий, предоставляемых на опекаемого ребенка в 2006 году не должен быть ниже объема социальных гарантий, предоставляемых в 2004 году.

Так, мировой судья в своем решении пришел к правильному выводу о том, что учитывая положения ФЗ № 122-ФЗ, а также тот факт, что объем социальных гарантий в установленном ранее 2004 году на мальчика школьного возраста, составлял 40 954 руб. 18 коп., объем социальных гарантий, подлежащих выплате на содержание Сароз М.М. в 2006 году из средств краевого бюджета не может быть меньше, чем указанная сумма.

Согласно произведенного расчета, опекун Дядичко О.И. должна была получить за 12 месяцев 2006 года не менее 40 954 руб. 18 коп. на содержание несовершеннолетнего Сароз М.М., а фактически ей было выплачено опекунское пособие за 12 месяцев 2006 года в размере 39 684 руб. 00 коп., что на 1 270 руб. 18 коп. меньше.

Сумму недополученного денежного пособия мировой судья взыскал в пользу Дядичко О.И.

Таким образом, в условиях соблюдения норм процессуального права, мировой судья правильно применил материальный закон, верно Определил юридически значимые обстоятельства по делу, а потому оснований для отмены либо изменения решения мирового судьи, удовлетворении апелляционной жалобы ответчика не имеется.

Руководствуясь ст.ст.328-335 ГПК РФ, суд

Определил:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 Железнодорожного района г. Барнаула от 30 апреля 2010 года по делу по иску прокурора Октябрьского района г. Барнаула в интересах Сароз М. М. к Комитету по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края о взыскании средств на обеспечение ребенка, находящегося под опекой - оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края - без удовлетворения.

Определение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья И.А. Саввина