Судебная практика

Решение от 30 марта 2011 года № 2-895/2011. Решение от 30 марта 2011 года № 2-895/2011. Красноярский край.

Канский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Мизгерт О.В.,

при секретаре Шинкаревой Н.Н.,

с участием помощника Канского межрайпрокурора Амельченко А.А., представителя администрации г. Канска Мельниченко А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Канского межрайонного прокурора о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным,

Установил:

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным, мотивируя тем, что согласно ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством РФ. В 2000 году Решением межведомственной комиссии жилой дом 8 по ул. Народная г. Канска был признан ветхим. Данное Решение комиссии оформлено актом и приложением к нему. В дальнейшем Постановлением Главы администрации г. Канска от 17 декабря 2003 года № 2491 был утвержден перечень ветхого жилищного фонда по г. Канску по состоянию на 1 октября 2000 года. В данном перечне спорный жилой дом числится под № 229. Включение в данный перечень спорного жилого дома было произведено на основании «Положения по оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания» утв. Приказом Министра ЖКХ РСФСР от 5 ноября 1985 года № 529, которое действовало на тот момент. Указание на обязательное установление срока отселения жильцов из жилых помещений признанных непригодными для проживания в разделе 3 Положения, устанавливающего порядок признания жилых помещений непригодными для проживания, отсутствует. Согласно постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 «Об утверждении положения о признания помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» был изменен порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Пункт 49 данного Положения гласит орган местного самоуправления после принятия одного из решений в отношении жилого помещения (многоквартирного дома) издает распоряжение о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Однако до настоящего времени органом местного самоуправления в отношении многоквартирного <адрес> не установлен срок отселения физических и юридических лиц, кроме того, собственники спорного жилого дома не уведомлены о признании их дома ветхим и аварийным и подлежащим сносу, как того требует п.51 Положения. Признанием спорного дома в 2003 года ветхим и аварийным и включением его в соответствующий перечень был начат процесс по исключению спорного дома из жилищного фонда, последующему расселению жильцов и сносу дома. Просит признать бездействие администрации г. Канска выраженное в не установлении срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного <адрес> признанного аварийным и подлежащим сносу, а также в не уведомлении собственников жилых помещений данного дома о том, что их дом признан аварийным и подлежащим сносу - незаконным.

Просит обязать администрацию г. Канска довести до сведения собственников помещений жилого дома по адресу <адрес> Решение о признании данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (ветхим) в установленном законе порядке, установить срок отселения физических и юридических лиц.

В судебном заседании помощник Канского межрайпрокурора Амельченко А.А., заявление поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении.

Представитель администрации Мельниченко А.В., действующая на основании доверенности от 11.01.2011 года исковые требования не признала, суду пояснила, что действительно Решением межведомственной комиссии спорный многоквартирный жилой дом <адрес> был признан ветхим. Действующее законодательство по отнесению жилых помещений к непригодным и подлежащим отселению и сносу действующее на момент принятия решения в 2003 г. не содержало требований к органам местного самоуправления по установлению сроков отселения физических и юридических лиц из многоквартирных домов. В случае необходимости немедленного расселения граждан из-за аварийной ситуации или обнаружения факторов, особо опасных для здоровья людей, расселение необходимо было оформлять в день получения акта комиссии или протокола обследования строительных конструкций. В отношении граждан, которым не требовалось незамедлительное решения вопросов отселения, и улучшения жилищных условий вопросы решались в установленном законодательном порядке. Полагает, что процедура принятия решения о признании многоквартирного дома аварийным была соблюдена полностью. Не отрицала, что с принятием Постановления Правительства РФ № 47 от 28 января 2006 года «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» был изменен порядок признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции. Поскольку Постановление № 47 вступило в действие с 4 ноября 2006 года, то оно не имеет обратной силы.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы гражданского дела, полагает, что заявление прокурора обоснованно и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п.2 ст.5 ЖК РФ постановления Правительства Российской Федерации, наряду с федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, актами федеральных органов исполнительной власти, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления являются частью жилищного законодательства. Таким образом, Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» является частью (источником) жилищного законодательства.

Действие жилищного законодательства во времени определяется положениями ст.6 ЖК РФ. В соответствии с п.1 указанной статьи акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие. Однако, пунктом 2 ст. 6 ЖК РФ установлено исключение из данного правила, согласно которому действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

Вместе с тем, в случае применения нормы жилищного законодательства к длящимся правоотношениям, из смысла п.1 ст.6 ЖК РФ, следует, что нормой права, вступившей в действие, в тот момент, когда жилищное правоотношение уже существовало, могут быть установлены права и обязанности участников, сложившегося жилищного правоотношения.

Признанием в 2003 году жилого дома по адресу: <адрес> ветхим, а также включением его в соответствующий Перечень был начат процесс по исключению данного дома из жилого фонда, то есть последующему расселению жильцов и сносу дома. В тот же момент возникло и соответствующее жилищное правоотношение по исключению дома из жилого фонда. Данное жилищное правоотношение носит длящийся характер, то есть возникает с момента признания жилого дома ветхим, аварийным и подлежащим сносу и прекращается с момента исключения жилого дома из жилого фонда.

Таким образом, моментом возникновения правоотношения по исключению из жилого фонда дома по адресу: <адрес> является момент принятия постановления Главы администрации города Канска от 17.12.2003 года № 2491, которым был утвержден Перечень ветхого жилищного фонда по городу Канску.

Постановление Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 «Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» вступило в действие с 04.11.2006 года. Следовательно, положения данного постановления не могут быть применены к порядку принятия решения о признании данного многоквартирного дома непригодным для проживания, поскольку обратной силы не имеют (п.2 ст.6 ЖК РФ). Вместе с тем, к общественным отношениям после принятия решения о признании дома непригодным для проживания положения указанного постановления могут применяться. Данный вывод следует также из положений п.5 постановления Пленума ВС РФ от 02.07.2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации». Действие постановления Правительства РФ от 28.01.2006 года №47 распространяется на общественные отношения по исключению жилого помещения из жилого фонда, возникшие с 04.11.2006 года, а также существующие жилищные правоотношения на указанную дату.

Таким образом, бездействием Администрацией города Канска, выраженном в не установлении срока отселения физических и юридических лиц из помещений многоквартирного дома, признанного ветхим (аварийным и подлежащим сносу), нарушаются требования о временных пределах действия нормативного правового акта (п.1 ст.6 ЖК РФ). В результате чего при регулировании общественных отношений не применяется нормативный правовой акт, подлежащий применению.

Поскольку собственники жилых помещений указанного дома в соответствии со ст. 209 ГК РФ обладают правомочиями владения, пользования и распоряжения принадлежащими им жилыми помещениями, жильцы данного дома являются собственниками, что подтверждено сведениями Федерального БТИ и регистрационной палаты (л.д. 17-23), то в случае реализации предоставленных законом правомочий будут затронуты права и законные интересы неопределенного круга лиц - это обстоятельство в соответствии с положениями ст.45 ГПК РФ дает основания Канскому межрайонному прокурору обратиться в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

Решил:

Заявление Канского межрайонного прокурора о признании бездействия органа местного самоуправления незаконным - удовлетворить.

Признать бездействие администрации г. Канска, выраженное в не установлении срока отселения физических и юридических лиц из многоквартирного дома по адресу <адрес> признанного аварийным и подлежащим сносу, а также не уведомлении собственников жилых помещений данного дома о том, что их дом признан аварийным и подлежащим сносу - незаконным.

Обязать администрацию г. Канска совершить действия, а именно: довести до сведения собственников помещений жилого дома <адрес> Решение о признании данного многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу (ветхим) в установленном законом порядке, установить срок отселения физических и юридических лиц.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение 10 дней с момента объявления.

Судья Мизгерт О.В.