Судебная практика

Решение от 06.11.2007 №А50-5795/2007. Решение от 06 ноября 2007 года № А50-5795/2007. Пермский край.

Решение

г. Пермь

06 ноября 2007 года № дела А50-5795/2007-А17

Резолютивная часть решения оглашена 06.11.2007 г.

Полный текст решения изготовлен 06.11.2007 г.

Арбитражный суд Пермского края в составе судьи Алексеева *.*. ,

при ведении протокола судебного заседания судьёй,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Арсенал?полисистем»

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Кировскому району г. Перми (ИФНС России по Кировскому району г. Перми)

об оспаривании ненормативного акта



В заседании приняли участие:

от заявителя: Немирова *.*. по доверенности от 07.06.2007 г.;

от ответчика: не явился, извещен надлежащим образом;

Установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Арсенал-полисистем» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения ИФНС России по Кировскому району г. Перми №11587 от 25.04.2007 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента-организации, индивидуального предпринимателя в банках.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддерживает, ссылаясь на нормы ст. 49 Налогового кодекса РФ, а также ст. ст. 63, 64 Гражданского кодекса РФ.

Налоговый орган с заявленными требованиями не согласен по основаниям, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на правомерность принятия инспекцией мер по принудительному взысканию с ликвидируемой организации задолженности по налогам и пени до утверждения промежуточного ликвидационного баланса и уведомления регистрирующего органа о его составлении. В порядке ч. 3 ст. 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие представителя инспекции.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, арбитражный суд Установилследующее.

Как следует из материалов дела, 12.02.2007 г. на внеочередном общем собрании участников ООО «Арсенал-полисистем» было принято Решение о добровольной ликвидации общества и назначении ликвидационной комиссии (л.д. 29), о чем 20.02.2007 г. ИФНС России по Кировскому району г. Перми внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации (л.д. 33).

03.04.2007 г. налоговым органом в адрес заявителя выставлено требование №512 об уплате единого социального налога, зачисляемого в ФФОМС, ТФОМС, федеральный бюджет на общую сумму 267 917 руб. с предложением о погашении задолженности в срок до 23.04.2007 г. (л.д. 6).



В связи с неисполнением требования в установленный срок инспекцией принято Решение № 11587 от 25.04.07 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках (л.д. 5).

Считая указанное Решение инспекции незаконным, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.

Оценив в совокупности имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.

Решением Арбитражного суда Пермского края от 07.05.2007 г. по делу № А50-3258/2007-А3 в удовлетворении требований о признании недействительными решений ИФНС России по Кировскому району г.Перми от 13.03.2007г. № 10866 о взыскании налогов, сборов за счет денежных средств на счетах в банках, от 20.03.07г. № 53 о взыскании налогов, сборов за счет имущества и постановления от 20.03.2007 г. № 53 о взыскании за счет имущества ООО «Арсенал – полисистем» было отказано. Однако Постановлением Федерального Арбитражного суда Уральского округа от 26.07.2007 г. Решение от 07.05.2007 г. названное Решение арбитражного суда было отменено, а заявление ООО «Арсенал-полисистем» удовлетворено.

В силу ч. 2 ст. 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу Решением арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Поскольку обстоятельства осуществления процедуры ликвидации ООО «Арсенал – полисистем» уже были установлены арбитражным судом кассационной инстанции, они имеют преюдициальное значение для рассмотрения настоящего дела.

В соответствии со ст. 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика или отсутствии информации о счетах налогоплательщика налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном ст. 47 Кодекса.

Вместе с тем, статьей 49 НК РФ предусмотрен особый порядок исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации, согласно которому обязанность по уплате налогов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов среди расчетов с другими кредиторами определяется гражданским законодательством Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие Решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с названным ГК РФ, другими законами.

Порядок ликвидации юридического лица определен в ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати, где публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов, а также письменно уведомляет их о ликвидации юридического лица. После окончания срока для предъявления требований кредиторов ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Учредители (участники) юридического лица утверждают промежуточный ликвидационный баланс (п. 2 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации) и уведомляют регистрирующий орган о его составлении (п. 3 ст. 20 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей“).

В соответствии с п. 4 ст. 63 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 03.01.2006 №6-ФЗ) выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды в силу п. 1 ст. 64 Гражданского кодекса Российской Федерации погашается в третью очередь.

Согласно пунктам 2 и 5 названной статьи требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.

Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.

Приведенные положения ст. 49 Налогового кодекса Российской Федерации и статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации не предусматривают возможности применения кредиторами ликвидируемой организации иного порядка и очередности удовлетворения требований.

Следовательно, в период нахождения налогоплательщика в стадии ликвидации, то есть после принятия учредителями общества решения о ликвидации и создании ликвидационной комиссии, внесения налоговым органом в Единый государственный реестр юридических лиц записи о принятии решения о ликвидации организации и о формировании ликвидационной комиссии, налоговый орган не вправе осуществлять действия по бесспорному взысканию налогов и сборов (пеней, штрафов), поскольку это противоречит положениям гражданского и налогового законодательства и влечет за собой нарушение порядка и очередности удовлетворения требований остальных кредиторов налогоплательщика.

При таких обстоятельствах оспариваемое Решение инспекции о принудительном взыскании задолженности по налога и сборам в бесспорном порядке, вынесенное после принятия решения о добровольной ликвидации общества, создании ликвидационной комиссии и регистрации указанных сведений в Едином государственном реестре юридических лиц, не соответствуют требованиям налогового и гражданского законодательства, а также нарушает права организации, находящейся в процессе ликвидации, и остальных кредиторов.

С учетом изложенного у суда имеются основания для удовлетворения заявленных требований.

Доводы налогового органа, изложенные в письменном отзыве, судом отклонены как основанные на неверном толковании норм права.

Заявителем при подаче заявления была уплачена государственная пошлина в сумме 3 000 рублей по чекам – ордерам от 04.05.2007г. №№24,26.

В порядке ст. 110 АПК РФ, с учетом правовой позиции, изложенной в п. 5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13.03.2007 №117, уплаченная заявителем государственная пошлина в сумме 3 000 руб. подлежит взысканию с ответчика в пользу заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 – 170, 198, 200, 201, 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Решил:

Требования удовлетворить.

Признать недействительным Решение ИФНС России по Кировскому району г. Перми №11587 от 25.04.2007 г. о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) – организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента – организации, индивидуального предпринимателя в банках как несоответствующее Налоговому кодексу Российской Федерации.

Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с ИФНС России по Кировскому району г. Перми в пользу ООО «Арсенал – полисистем» государственную пошлину в сумме 3 000 рублей.

Исполнительный лист на взыскание расходов по государственной пошлине выдать заявителю после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, а также в порядке кассационного производства в Федеральный Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения дела апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на Интернет – сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья *.*. Алексеев