Судебная практика

Решение от 01.11.2008 №А81-2980/2008. По делу А81-2980/2008. Ямало-Ненецкий автономный округ.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа 629008, г. Салехард, ул. Чубынина, 37-а

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Решение

г. Салехард Дело № А81-2980/2008

01 ноября 2008 года

Судебное заседание открыто 28 октября 2008 г. В судебном заседании объявлялся перерыв до 31 октября 2008 г. Резолютивная часть решения объявлена в судебном заседании 31 октября 2008 года. Полный текст решения изготовлен 01 ноября 2008 года.

Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе судьи: Соколова С.В., при ведении протокола судебного заседания судьей Соколовым С.В., рассмотрев в судебном заседании дело по иску Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район

к Администрации муниципального образования город Лабытнанги

с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, относительно предмета спора: Департамент имущественных отношений ЯНАО, Департамент муниципального развития ЯНАО, Администрация муниципального образования поселок Харп

о признании права собственности на объект недвижимого имущества,

при участии в судебном заседании:

от истца: Макаров А.В., заместитель начальника управления по доверенности № 24 от 12.05.2008 г.;



от ответчика: Кузнецова Э.В., ведущий специалист отдела жилищной политики по доверенности № 82 от 17.09.2008 г.;

от третьих лиц:

Департамент имущественных отношений ЯНАО – Абрамова Н.П., главный специалист отдела нормативно-правового обеспечения правового управления по доверенности № 93 от 23.07.2008 г.,

Департамент муниципального развития ЯНАО – Сырков И.А., начальник отдела ведения реестра муниципальных правовых актов юридического управления по доверенности № 8 от 08.10.2008г.,

Администрация муниципального образования поселок Харп – представитель не явился,

Установил:

Управление муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район обратилось в арбитражный суд с иском к Администрации муниципального образования город Лабытнанги о признании права собственности муниципального образования Приуральский район на объект недвижимого имущества - квартира № 76, в доме № 12 по улице Дзержинского в пос. Харп Приуральского района (далее – Объект).

Исковые требования мотивированы неопределенностью в праве относительно Объекта и связаны с устранением неопределенности в праве на недвижимое имущество.

Органом, уполномоченным от имени муниципального образования Приуральский район управлять и распоряжаться муниципальной собственностью, выступать в качестве истца в защиту интересов муниципального образования как собственника является Управление муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский, действующее на основании Положения, утвержденного Решением Районной думы муниципального образования Приуральский район № 85 от 21.12.2006г.

Департамент муниципального развития ЯНАО и Департамент имущественных отношений ЯНАО представили отзывы на иск, в которых указали, что требования истца, изложенные в исковом заявлении, считают законными и обоснованными.



Администрация муниципального образования поселок Харп в отзыве, направленном в суд, также заявила, что считает требования истца законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В судебном заседании представитель истца настаивает на заявленных требованиях в полном объеме.

Представители третьих лиц поддержали позицию истца по основаниям, изложенным в отзывах на исковое заявление.

Представитель ответчика заявила о признании исковых требований в полном объеме.

Представитель истца пояснил, что вынужденность признавать право собственности в судебном порядке вытекает не из наличия спора о праве на Объект, а из невозможности во внесудебном порядке юридически закрепить существующее де факто право собственности на недвижимое имущество, в связи с чем, истец заявил ходатайство об оставлении расходов по оплате государственной пошлины за Управлением муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район.

Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив собранные по делу доказательства, заслушав представителей сторон, суд находит иск подлежащим удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.

Как установлено судом, в соответствии с Законом ЯНАО № 100-ЗАО от 16.12.2004г. «О наделении статусом, определении административного центра и установлением границ муниципальных образований Приуральского района» в составе территории муниципального образования Приуральский район был образован поселок городского типа Харп.

При образовании муниципального образования посёлок Харп в составе Приуральского района, фактически изменились границы между муниципальными образованиями Приуральский район и город Лабытнанги, т.е. изменение их границ, влекущее за собой отнесение территории одного населённого пункта к территории другого муниципального образования. В результате чего органы местного самоуправления Приуральского района и города Лабытнанги приняли Решение о разграничении имущества.

Постановлением Главы муниципального образования город Лабытнанги от 28 декабря 2005 года № 432 в собственность муниципального образования Приуральский район передаётся имущество (необходимое Приуральскому району для решения вопросов местного значения посёлка Харп).

Актом приёма-передачи от 30 декабря 2005 года имущество передано с баланса муниципального учреждения города Лабытнанги на баланс муниципального учреждения Приуральского района.

Порядок разграничения имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальными районами, поселениями (включая вновь образованные поселения), и городскими округами в соответствии с вопросами местного значения определяется нормами ч. 11.1 ст. 154 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон 122-ФЗ).

Частью 5 статьи 84 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) определено, что органы местного самоуправления и выборные должностные лица местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований приступают к осуществлению своих полномочий по решению вопросов местного значения, в соответствии с указанным федеральным законом с 1 января 2006 года. В период, со дня избрания до 1 января 2006 года указанные органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления вправе принимать уставы муниципальных образований, другие муниципальные правовые акты, формировать иные органы местного самоуправления. Принятые указанными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления уставы муниципальных образований, другие муниципальные правовые акты, за исключением правовых актов по вопросам организации их работы, вступают в силу не ранее 1 января 2006 года.

Частями 1.2. и 1.3. статьи 83 Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона от 12 октября 2005 года № 129-ФЗ) предусмотрено, что в переходный период законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено Решение вопросов местного значения вновь образованных поселений органами местного самоуправления муниципальных районов. При этом принятие данных законов осуществляется до 1 января 2006 года.

В рамках указанной нормы, Законом автономного округа от 6 декабря 2005 года № 87-ЗАО «О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных поселений в ЯНАО в 2006 году» вопросы местного значения вновь образованных поселений решали органы местного самоуправления муниципального района, в состав которого входили данные поселения.

Таким образом, в 2006 году органы местного самоуправления посёлок Харп не приступили к осуществлению полномочий по решению вопросов местного значения, которые по прежнему осуществляли органы местного самоуправления Приуральского района и обладали имуществом, необходимым для решения вопросов местного значения поселения.

В свою очередь, частью 1 статьи 50 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, указанное в частях 2 - 4 указанной статьи, предназначенное для решения установленных федеральным законом вопросов местного значения.

Но, так как органы местного самоуправления посёлка Харп ещё не были сформированы и их полномочия осуществляли органы местного самоуправления Приуральский район, то и имущество необходимое для решения вопросов местного значения, в частности жилищный фонд должен был принять Приуральский район в силу Федерального закона № 131-ФЗ.

С 30.12.2005г. и по настоящее время органы местного самоуправления Приуральского района несут бремя содержания всего переданного имущества.

Сообщением от 21.03.2008г. № 30/003/2008-165 истцу было отказано в регистрации права собственности на Объект в порядке установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», в связи с тем, что документы, подтверждающие государственную регистрацию права муниципальной собственности муниципального образования город Лабытнанги на Объект, отсутствуют.

Поскольку из реестра муниципального имущества муниципального образования город Лабытнанги Объект исключен, то провести регистрацию права собственности за муниципальным образованием город Лабытнанги не представляется возможным.

Однако, согласно Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краёв, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность», спорное имущество с критериями разграничения государственной собственности по уровням, содержащимся в приложении № 3 являлось собственностью муниципального образования город Лабытнанги, в силу закона.

Следовательно, муниципальное образование город Лабытнанги распорядилось объектом правомерно.

В статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации указаны способы защиты гражданских прав, в том числе и такой как признание права.

Учитывая, что у истца отсутствует другой способ защиты своих прав и законных интересов, истец правомерно обратился в арбитражный суд с настоящим иском.

Право собственности субъектов права федеральной, государственной и муниципальной собственности на отдельные объекты заносятся в соответствующий реестр федеральной, государственной и муниципальной собственности.

Из представленных на запрос истца письменных ответов Департамента имущественных отношений Ямало-Ненецкого автономного округа, Территориального управления федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ямало-Ненецкому автономному округу следует, что спорный объект в реестре государственного имущества ЯНАО и в реестре федерального имущества не значится.

Факт передачи Объекта муниципальному образованию Приуральский район и включение объекта в соответствующий реестр в установленном порядке, подтверждается выпиской № 773 от 25.06.2008г.

Принимая во внимание, что исковые требования признаны ответчиком в полном объеме, суд считает, что требования Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - квартира № 76, в доме № 12 по улице Дзержинского в пос. Харп Приуральского района подлежат удовлетворению.

На основании ходатайства истца, расходы по уплате госпошлины суд оставляет за Управлением муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 12, 209, 210, 215, 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 4, 110, 168-175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Решил:

Исковые требования Управления муниципального имущества Администрации муниципального образования Приуральский район удовлетворить.

Признать право собственности муниципального образования Приуральский район на объект недвижимого имущества - квартира № 76, в доме № 12 по улице Дзержинского в пос. Харп Приуральского района.

Решение может быть обжаловано в месячный срок с даты изготовления в полном объеме путём подачи апелляционной жалобы в Восьмой арбитражный апелляционный суд.

Судья арбитражного суда ЯНАО С.В. Соколов