Судебная практика

Решение от 28.11.2008 №А50-16568/2008. Решение от 28 ноября 2008 года № А50-16568/2008. Пермский край.

Решение

28 ноября 2008 года А50-16568/2008-А6

Арбитражный суд в составе судьи *.*. Саксоновой

при ведении протокола судебного заседания судьей, рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Хоттей» (ООО «Хоттей») к Инспекции федеральной налоговой службы по Свердловскому району г.Перми (ИФНС России по Свердловскому району г.Перми) о признании решения недействительным

В судебном заседании приняли участие представители:

заявителя – Кузнецов *.*. (доверенность от 14.07.2008),

налогового органа – Седлов *.*. (доверенность от 24.09.2008).

ООО «Хоттей» обратилось в арбитражный суд Пермского края с заявлением (с учетом уточнения требований в порядке ст.49 АПК РФ) о признании недействительным решения ИФНС России по Свердловскому району г.Перми от 07.08.2008 №7219 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которым заявителю доначислен налог на игорный бизнес за март 2008 года, соответствующие пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ.

В обоснование требований Общество указывает на неправомерное доначисление Инспекцией налога на игорный бизнес исходя из налоговой ставки 7500 руб., поскольку Закон Пермского края от 13.12.2006 года №40-КЗ, регулирующий ставки налога на игорный бизнес, к законодательству о налогах и сборах не относится, иной нормативный правовой акт, устанавливающий ставку по налогу, законодателем Пермского края не принят, в связи с чем, при исчислении налога за март 2008 года следует применять ставку в размере 1500 руб. (п.п.2 п.2 ст.369 НК РФ). Кроме того, заявитель ссылается на применение к спорным отношениям положений ст.9 Федерального закона № 88-ФЗ, в силу которого Общество как субъект малого предпринимательства в первые четыре года своей деятельности ( с 18.03.2004 по 17.03.2008) вправе уплачивать налог по ставке 2 200 руб., действовавшей на момент государственной регистрации юридического лица.

Налоговый орган требования не признал по мотивам, изложенным в письменном отзыве, ссылаясь на то, что Закон Пермского края от 13.12.2006 года № 40-КЗ относится к законам субъекта РФ о налогах и сборах, а потому подлежит применению наравне с другими законами Пермского края, в том числе Законом Пермской области от 30.08.2001 г. «О налогообложении в Пермской области», которым установлена ставка налога в размере 7500 руб. Ссылку заявителя на Закон № 88-ФЗ считает необоснованной, поскольку гарантии, предусмотренные абзацем 2 части 1 статьи 9 этого Закона, применяются к длящимся правоотношениям. В рассматриваемом случае игровые автоматы на территории Свердловского района г.Перми были зарегистрированы Обществом после введения в действие главы 29 НК РФ «Налог на игорный бизнес», а также после того, как с 01.01.2005 статья 9 Закона № 88-ФЗ утратила силу.

Изучив материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, арбитражный суд Установилследующее.



21.04.2008 ООО «Хоттей» в ИФНС России по Свердловскому району г.Перми представлена декларация по налогу на игорный бизнес за март 2008 года с исчисленной суммой налога – 75 000 руб. исходя из налоговой ставки 1500 руб. за игровой автомат (л.д.7).

07.08.2008 налоговым органом по результатам камеральной проверки, оформленной актом от 23.06.2008 №13/7602, принято Решение № 7219 о привлечении Общества к налоговой ответственности по п.1 ст.122 НК РФ за неполную уплату сумм налога в виде взыскания штрафа в сумме 60 000 руб. Кроме того, названным Решением Обществу предложено уплатить недоимку по налогу на игорный бизнес за март 2008 года в сумме 300 000 руб. и пени по указанному налогу в сумме 11532,50 руб.(л.д.10-11).

Основанием для доначисления налога послужили выводы Инспекции о неправомерном применение налогоплательщиком налоговой ставки в размере 1500 рублей, поскольку Законом Пермского края от 13.12.2006 года № 40-КЗ налоговая ставка установлена в размере 7500 рублей за один игровой автомат.

Полагая, что Решение Инспекции является неправомерным и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, Заявитель обратился в арбитражный суд за защитой нарушенного права.

Оценив представленные в дело документы в соответствии со ст.71 АПК РФ, арбитражный суд считает, что требования заявителя являются правомерными и подлежащими удовлетворению в части по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 3 статьи 12 НК РФ региональными налогами признаются налоги, которые установлены Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 7 данной статьи. Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

Статьей 14 НК РФ налог на игорный бизнес отнесен к региональным налогам, а правоотношения по установлению, введению и взимания данного налога регулируются главой 29 НК РФ (Налог на игорный бизнес).

Согласно положениям статьи 365, пункта 1 статьи 366 и пункта 1 статьи 369 НК РФ плательщиками налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, объектами налогообложения являются, в том числе, игровые автоматы.

На основании п.1 ст.369 НК РФ налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ.

В силу пункта 2 данной статьи в случае, если ставки налогов не установлены законами субъектов Российской Федерации, ставки налогов устанавливаются за один игровой автомат в размере 1500 рублей.



Из материалов дела следует, что в марте 2008 года ООО «Хоттей» применило ставку налога на игорный бизнес в размере 1500 руб., руководствуясь положениями п.2 ст.369 НК РФ.

На территории Пермского края действует Закон Пермской области от 30.08.2001 года № 1685-296 «О налогообложении в Пермской области». Согласно статье 1 данного Закона, им регулируются правоотношения, возникающие в процессе установления, введения и прекращения действия налогов и сборов, а также установления элементов налогообложения в пределах полномочий органов государственной власти и органов муниципальных образований Пермской области.

До 01.02.2007 года ставки налога на игорный бизнес на территории области были установлены в соответствии с главой 12 данного Закона.

С 01.01.2004г. налоговая ставка налога на игорный бизнес в Пермской области составила 2 200 руб., с 01.03.2006г. - 5 000 руб. (Закон Пермской области от 30.08.2001г. №1685-296 в редакции законов Пермской области от 31.10.2003г. №1053-212; от 29.12.2005г. №2771-621).

С введением в действие Закона Пермского края от 13.12.2006 года № 40-КЗ «О ставках налога на игорный бизнес на территории Пермского края» указанная глава 12 Закона Пермской области от 30.08.2001 года № 1685-296 «О налогообложении в Пермской области» утратила силу. С 01.02.2007 вновь введенным Законом Пермского края установлены ставки налога на игорный бизнес, в том числе за один игровой автомат в размере 7500 рублей.

Учитывая, что ставки налога на игорный бизнес урегулированы Законом Пермского края № 40-КЗ, оснований для применения ставок, предусмотренных пунктом 2 статьи 369 НК РФ, у заявителя не имеется.

Доводы налогоплательщика о необходимости применения ставок, установленных пунктом 2 статьи 369 НК РФ, судом отклоняются.

Закон Пермского края от 13.12.2006 года № 40-КЗ относится к законодательству о налогах и сборах, поскольку им регулируются элементы налогообложения налогом на игорный бизнес в пределах полномочий, предоставленных законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации пунктом 3 статьи 12 НК РФ.

В соответствии со статьей 16 Федерального конституционного Закона от 25.03.2004г. № 1-ФКЗ «Об образовании в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации в результате объединения Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа» законы и иные нормативные правовые акты Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, принятые до вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона, а также в период со дня вступления в силу настоящего Федерального конституционного закона до дня образования Пермского края, действуют на соответствующих территориях Пермского края в части, не противоречащей настоящему Федеральному конституционному закону, законам и иным нормативным правовым актам Пермского края, до дня признания их утратившими силу в установленном порядке.

В силу статьи 76 Конституции Российской Федерации указанный Федеральный конституционный Закон, устанавливающий приоритет законодательства Пермского края над ранее принятыми законами Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа, имеет прямое действие на всей территории Российской Федерации.

Таким образом, Закон Пермской области «О налогообложении в Пермской области» действует в части, не противоречащей Закону Пермского края от 13.12.2006г. № 40-КЗ.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для применения обществом за март 2008 года ставки по налогу на игорный бизнес в размере 1 500 руб.

Вместе с тем суд не усматривает оснований и для применения Инспекцией ставки в размере 7 500 руб.

ООО «Хоттей» зарегистрировано в качестве юридического лица 18.03.2004, имеет лицензию № 005138, выданную на осуществление деятельности по организации и содержанию тотализаторов и игорных заведений, со сроком действия с 02.08.2004 по 02.08.2009.

Судом установлено и материалами дела подтверждено, что налогоплательщик является субъектом малого предпринимательства (согласно Уставу учредителями ООО «Хоттей» являются физическое лицо и ООО «Макс плюс», которое в свою очередь также является субъектом малого предпринимательства; кроме того, среднесписочная численность работников ООО «Хоттей» не превышала 50 человек, в связи с чем, имеет право пользоваться гарантиями, установленными Федеральным законом от 14.06.1995 №88-ФЗ.

В спорном налоговом периоде (март 2008 года) на учете в ИФНС России по Свердловскому району г.Перми состояло 50 объектов игорного бизнеса, что подтверждается налоговой декларацией за указанный период. Спора по количеству зарегистрированных игровых автоматов между сторонами нет.

Налоговым органом не оспаривается, что заявитель соответствует критериям, установленным статьей 3 Федерального закона № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», а также ст.3 Закона Пермской области от 28.03.1197 №700-100 «О государственной поддержке малого предпринимательства на территории Пермской области» и является субъектом малого предпринимательства.

Согласно абзацу второму части 1 статьи 9 Закона № 88-ФЗ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Из анализа указанной нормы следует, что данная льгота распространяется на субъекты предпринимательской деятельности (юридических лиц или индивидуальных предпринимателей) в течение первых четырех лет деятельности с момента их государственной регистрации, а не на объекты налогообложения (игровые автоматы) с момента их регистрации по месту установки.

Таким образом, ООО «Хоттей» как субъект малого предпринимательства в течение первых четырех лет своей деятельности (с 18.03.2004 по 18.03.2008) подлежит налогообложению в порядке, который действовал на момент его государственной регистрации.

Названные выводы согласуются с правовой позицией Высшего Арбитражного суда РФ, изложенной в постановлении от 15.04.2008 года № 17177/07.

Поскольку в марте 2008 года не истекли 4 года с даты регистрации Общества в качестве юридического лица, а увеличение ставки налога на игорный бизнес изменяет его налоговые обязательства и ухудшает положение как налогоплательщика, то заявитель вправе в период с 18.03.2004 по 18.03.2008 применять ставку налога на игорный бизнес, действующую на дату его регистрации, то есть в размере 2200 руб. за один игровой автомат.

Кроме того, суд приходит к выводу, что заявитель вправе применить ставку 2200 руб. при исчислении налога за весь налоговый период – март 2008 года. При этом суд руководствуется положениями ст.368 НК РФ, ч.1 ст.5 НК РФ, ч.7 ст.3 НК РФ. Для заявителя на начало налогового периода действовала налоговая ставка в размере 2200руб., налоговым периодом по спорному налогу является календарный месяц, изменение условий налогообложения (повышения налоговой ставки) во время течения очередного налогового периода противоречит смыслу положений ч.1 ст.5 НК РФ.

На основании изложенного, оспариваемое Решение Инспекции в части доначисления налога на игорный бизнес за март 2008 года в размере 265 000 руб. (300 000 руб. – (50 * 2 200 руб. – 50 * 1 500 руб.)), соответствующих пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 НК РФ следует признать недействительным, как не соответствующиее статье 9 Закона РФ от 14.06.1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», Налоговому кодексу РФ, а также нарушающее права и законные интересы заявителя в экономической деятельности.

Поскольку заявленные требования удовлетворены судом частично, в силу требований части 2 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы подлежат распределению между лицами, участвующими в деле, пропорционально размеру удовлетворенных требований. В связи с чем, уплаченная заявителем государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит распределению путем взыскания с налогового органа в пользу ООО «Хоттей» судебных расходов в сумме 1 766 руб. 67 коп.

Руководствуясь ст.ст.110, 168-170, 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Пермского края

Решил:

Требования удовлетворить частично.

Признать недействительным Решение № 7219 от 07.08.2008 Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г.Перми в части доначисления налога на игорный бизнес за март 2008 года в размере 265 000 руб., соответствующих пени и налоговых санкций по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, как несоответствующее Федеральному закону от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ», Налоговому кодексу Российской Федерации. Обязать налоговый орган устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Свердловскому району г.Перми в пользу Общества с ограниченной ответственностью «Хоттей» государственную пошлину в сумме в сумме 1766 руб. 67 коп.

Исполнительный лист выдать.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение может быть обжаловано в порядке апелляционного производства в Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня его изготовления в полном объеме, а также в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его вступления в законную силу через Арбитражный суд Пермского края.

Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения апелляционной или кассационной жалобы можно получить соответственно на интернет-сайтах Семнадцатого арбитражного апелляционного суда www.17aas.arbitr.ru или Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.

Судья *.*. Саксонова